Главные вкладки

    «Подвижные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».
    статья по обж (подготовительная группа) на тему

    Дмитриева Ирина Викторовна

    Автор данной статьи отмечает, что основы безопасности жизнедеятельности  выступают в качестве одной из важных задач современного образования. Предлагает  их решать с помощью  подвижных игр и упражнений.
     В  статье приведены примеры  рассчитанные на детей самых разных возрастов.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muz_igry_.docx38.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Подвижные  игры - средство решения задач обучения детей правилам  безопасного поведения на улицах города».

               Одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников предусматривает обучение применению сформированных двигательных навыков и умений в естественных условиях, по выбору наиболее рационального способа перемещения в зависимости от препятствий и условий (скользкая дорога, рыхлый снег, высокая трава и т.д.) с целью предупреждения травматизма и безопасного поведения  на улицах и дорогах.

          Так как сама природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его чувством «мышечной радости» (И. П. Павлов), которое он испытывает, двигаясь, то задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить  двигательную активность, создать оптимальный двигательный режим в дошкольном учреждении.

         Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.    

                    Расширение двигательного режима дошкольников мы видим в самостоятельной активной деятельности, которая может быть построена на опыте детей в выполнении физических упражнений, развитии интереса к движениям. Наблюдения показывают, что дети  с удовольствием играют в подвижные игры, отдавая им предпочтения, среди других форм работы по физическому воспитанию.

        Подвижная игра - сознательная активная деятельность детей, направленная на достижение цели посредством точного выполнения двигательных действий, в рамках установленных правил. Правила регулируют поведение играющих детей и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
            В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.                    

              Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной  жизни. Вместе с ними развиваются способности  к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

               Игра по сравнению с периодом разучивания физических упражнений, движений предъявляет к детям новые требования к их выполнению. В ней, как и в жизни, приходится действовать с хода, без долгих раздумий и подготовки.       А ведь долгожданный сигнал к действию, наоборот, приводит некоторых дошкольников к состоянию «ступора», они «теряются» и дезориентируются.

    Условия игры ограничивают действия ребенка, ему приходится согласовывать свои действия с поведением всех играющих.

             Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

             Вызывая у дошкольников  проявления  самостоятельности, инициативы, творчества, физического и умственного напряжения, волевого усилия, усвоения практическим путем норм этикета и морали мы готовим его к взрослой, безопасной жизни.

         Очень важной задачей мы считаем: развитие  у   детей  умения чувствовать время, правильно его оценивать, представлять, что можно успеть сделать в тот или иной промежуток времени и сколько его нужно на выполнение какого- либо действия. Что такое секунда, минута, час? Что можно сделать за промежуток данного времени? Дети должны иметь четкие представления уже в старшем дошкольном возрасте.

    В развитии навыков безопасного поведения у детей  на улицах и дорогах должна стоять задача  по развитию глазомера детей.

         Глазомер- это способность определять расстояние на глаз, без каких-либо приборов. Водитель любого транспортного средства, будь то машина или велосипед (а водителем этого транспортного средства ребенок становится  довольно таки рано), чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь окружающих должен уметь определять расстояния разной величины. Чтобы сделать глазомер ребенка достаточно точным и правильным нужны специальные упражнения. Глазомер приобретается только путем упражнений. Тренируясь в определении расстояния на глаз, мы развиваем у дошкольников и наблюдательность.

                Целью данной статьи  является подборка  подвижных игр для формирования у детей:  умения управлять своим телом, поведением, чувствовать временные отрезки: секунда, минута, 3,5, 10 минут, умение  быстро действовать на сигнал и правильно реагировать на изменившиеся обстоятельства в окружающей ребенка среде.

    «Доставить по назначению»   подготовительная к школе группа

    Цель: развивать у  детей  умение ориентироваться в пространстве  группы, находить свое место в соответствии со словесной инструкцией; умение выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации; проявлять внимание, активную мыслительную деятельность;

    Материал: нагрудные знаки «транспортные средства»: пассажирский и грузовой транспорт, транспорт специального назначения; нагрудные знаки: сюжетные картинки; картинки домов разного назначения; «точки отправления и прибытия» (2 плоскостные геометрические фигуры- круги разного цвета: красный и зеленый, диаметром  25-30 см).

    Ход игры: 1.педагог предлагает ребятам помочь доставить по назначению грузы, людей и животных; (эти картинки лежат  на столе), для  этого ребенку надо:

    • взять заявку (выбрать сюжетную картинку, с предложенной ситуацией);
    • 2. выбрать машину, подходящую для этой цели;
    • 3. определить объект - куда эта машина должна прибыть.

     Например: 1. отвезти заболевшего ребенка,2.нужна машина  «скорая помощь», 3 повезем больного в  больницу; или  1. прибыл  в город царь зверей - лев, 2. нужен «грузовой закрытый фургон», 3. отвезем льва в цирк; а если на картинке у льва перевязана лапа? Значит, отвезти его надо  в ветеринарную клинику.

    2.Следовать словесной инструкции воспитателя: встать на «точку отправления» (красный круг, который лежит на полу)

    «Машинки в гараж!»

    младший и средний  дошкольный возраст

    Цель игры: Приучать детей начинать бег по сигналу и заканчивать движения согласно требования игры.

    Организация: дети сидят на стульчиках вдоль одной стороны стены.

    Ход  игры: Воспитатель говорит ребятам, что они машинки, у каждой машинки есть свой гараж (стульчик). Дети сидят на стульчиках, и по сигналу «Бегите к флажку!» бегут на противоположную сторону, по сигналу «Машинки в гараж!» возвращаются на стульчики. Дети должны понять, что начинать бежать можно только по сигналу.

    «Поезд»

    младший и средний  дошкольный возраст

    Цель игры: Приучать детей менять скорость бега постепенно её увеличивая или снижая. Согласовывать свою скорость движения с другими играющими.

    Материал: таблички  с картинками названий станций, куда прибывает поезд, например «Веселые нотки», «Цветочная поляна», «Разноцветные мячики» и др.

    Ход  игры: Воспитатель предлагает ребятам превратиться в вагончики, и когда «дети- вагоны» прицепятся друг к другу, то получится большой поезд. Вагончики должны крепко держаться друг за друга, чтобы не случилось беды.  «Поезд» отходит от станции, набирая скорость, затем двигается на большой скорости, а подъезжая к другой станции, замедляет ход. Для регулирования скоростью движения воспитатель встает первым.

    «Веселые машинки»

    младший и средний  дошкольный возраст

    Цель игры: Развивать у детей наблюдательность, быстроту реакции на цветовой сигнал (красный, зеленый  и желтый).

    Материал: рули по количеству играющих, флажки: красный, желтый, зеленый.

    Ход  игры: Воспитатель предлагает ребятам превратиться в веселые машинки. В качестве сигнала к началу и окончанию действий в игре используются флажки двух цветов (красный - стоп  и зеленый- начало движения), а затем включить соответствующие действия на желтый флажок.

    «Кто быстрее отправит груз по воде»

    старший дошкольный возраст

    Цель игры: Упражнять в беге по прямой; развивать  точность при перепрыгивании через предметы; воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их.

    Материал: нагрудники  с изображением разного вида водного транспорта; игрушки; 2 -3 длинные гимнастические палки (или канат).

    Ход  игры: Вместе с ребятами определить длину «реки», обозначив её «берега»  гимнастическими палками  или канатом. Поинтересоваться, а как можно  переправить груз по реке, какие транспортные средства помогут в этом? Дети выбирают  нагрудник и игрушку, которую будут переправлять на другой берег. Закрепить правила игры: переправляясь на «берег» нельзя задевать «границы берега» (гимнастические палки). Кто уронил в «реку» свой груз (выронил игрушку)  или повредил  «берег» (сдвинул гимнастическую палку), тот выбывает из игры. Перед границей «берега» надо остановиться и перепрыгнуть его. Побеждает тот, кто доставил «груз» на другую сторону и вернулся благополучно в свой порт.                                                 

    «Путешествие на транспорте»

    старший дошкольный возраст

    Цель игры: Упражнять в прыжках на двух ногах; воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их; закрепить названия транспортных средств, их видов (наземный, водный, воздушный).

    Материал:  четыре  круга- синий (вода), голубой  (небо), зеленый (земля), с изображением дома, белый мел для рисования круга на асфальте.                                                            

    Подготовка  к игре:  Нарисовать на асфальте большой круг, разделенный на 4 сектора, вверху каждого сектора выложить круг- символ: вода, земля, воздух, дом.                                                                                                                                

    Ход  игры: Считалкой выбираем ведущего.Ведущий называет  разные буквы. Первый игрок встает на сектор-«дом». Ждет, какую букву назовет ему  ведущий, например: «М». Задача игрока придумать название транспортного средства на «М». Например, игрок говорит: мотоцикл. И определяет, к какому виду относится это транспортное средство: мотоцикл- это наземный вид транспорта, прыгает в сектор «земля», объяснив, что мотоцикл двигается по земле. Если ребенку нужно время подумать он остается в секторе «дом», если не может придумать и назвать слово или не правильно определил вид транспорта, то выбывает из игры.

    «Скорость бывает разная»

    старший дошкольный возраст

    Цель игры: Упражнять в ходьбе и беге  парами, в разном темпе; действовать по сигналу ведущего; развивать слуховое внимание; ориентировку в пространстве.

    Ход  игры: Дети встают в пары. Пары движутся на встречу друг другу из противоположных концов площадки, не наталкиваясь друг на друга. Ведущий дает команды и смотрит, кто выполняет правильно.                       Задания: 1. если ведущий хлопает в ладоши громко- то пары должны идти быстро, если тихо – то медленно. 2. если хлопает быстро- то дети в парах должны  побежать, если хлопает медленно, то продолжают ходьбу спокойным шагом.                  

    «Самая быстрая машина»

    старший дошкольный возраст

    Цель игры: Упражнять в прыжках;  развивать  точность при перепрыгивании на предметы; воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их;

    Материал: Круги зеленого цвета, по количеству игроков; жилетки с изображением транспортных средств, таблички- «пункт назначения»- магазин, больница, дом, школа и др..                                                          

     Ход  игры: Педагог определяет условия игры: дети- «машины». Машины могут двигаться до пункта  назначения только по дороге. Расстояние можно пересечь ребенку-«машине» только ступая на участок дороги (цветной круг зеленого цвета). Предупреждает, что если кружок бросить слишком далеко, то «машина « может и не доехать до пункта назначения и упасть в кювет, съехать с трассы, сломаться. Если бросать слишком близко - замедлится скорость. Кто быстрее доберется до  пункта назначения- финиша, та машина и будет самой быстрой.

    «Провези машинку под мостами»

    средний  дошкольный  возраст

    Цель игры: Упражнять в пролезании под дугами разной высоты; развивать ориентировку в пространстве; развивать ловкость.

    Материал: 2-3 дуги разной высоты;  2-3 игрушечных самосвала среднего размера с грузом- кубиками.                                                        

    Ход  игры: Детям предлагают доставить груз (кубики в кузове машины) по назначению, для этого им нужно будет преодолеть препятствия в виде мостов, разной высоты, (проехать под дугой, не задев её). Выигрывает тот, кто преодолеет препятствие и не потеряет груз.                                                      

    «Остановка»

    средний и старший  дошкольный  возраст

    Цель игры: Развивать двигательную активность;  упражнять в игровой деятельности со строгим соблюдением условий; умение ориентироваться  по карте- схеме, в пространстве; делать нужное количество шагов;

    Материал: 3 больших обруча (символизируют транспортное средство); карты – схемы движения  общественного транспорта ( где стрелками указано направление движения, черточками, количество шагов, которые нужно сделать в данном направлении, а прямоугольники- это остановочные павильоны, где могут выйти пассажиры); жилетки с изображением общественного транспорта: автобус, троллейбус, маршрутное такси.                                                      

    Ход  игры: Педагог просит отгадать загадку :

     «В этом транспорте друзья,

    Могут ехать: ты и я.

    На работу, в школу, в  сад

    Добраться быстро, каждый рад».

    -Что это за транспорт для  всех?  (дети: общественный транспорт: автобус, троллейбус, маршрутная газель)

    Воспитатель: Общественный транспорт едет по определенному маршруту, у каждого водителя есть схема передвижения по городу ( показывает карты схемы, объясняет условные обозначения).

    Водитель внимательно  изучает свой маршрут: надо ехать прямо или повернуть направо, налево. Через определенные отрезки пути транспортное средство останавливается. Как вы думаете, зачем? (дети: входят и выходят пассажиры).

    - Как называется место, где останавливается общественный транспорт? (Дети: остановка)

    Воспитатель:  На остановке столпотворенье:

                            Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

                            Надо народу успеть на работу-                                                                                                                                                  

                            Всем поместиться в автобус охота.

    - А как называют людей, которые пользуются общественным транспортом? (Дети: пассажиры).

    Педагог помогает детям организовать движение общественного транспорта, распределить роли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей младшего и среднего возраста

    В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения , развивающая среда, список художественной литературы...

    Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей старшего возраста

    В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения, развивающая среда, список художественной литературы...

    Организации обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

    Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно н...

    Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на улицах города.

    Консультация для родителей.Цель: Дать рекомендации родителям по обучению детей безопасному поведению на улицах города.Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольног...

    Музыкальные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города.

    Автор данной статьи отмечает, что основы безопасности жизнедеятельности  выступают в качестве одной из важных задач современного образования. Предлагает  их решать с помощью музыкальных игр ...