Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы.
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Кудрявцева Татьяна Николаевна

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Н. Кудрявцева, соискатель кафедры философии

и социологии СПб ГУФК имени П.Ф. Лесгафта

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы.

Как показывает анализ научно-методической литературы, поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни  и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что многие первоклассники, привыкая к статическому положению, сидя за партой, непроизвольно снижают свой, необходимый для здоровья, двигательный режим. Так же замечено общее снижение интереса к физической культуре и спорту у младших школьников. Предусмотренные программой содержание и методика физического воспитания младших школьников рассчитаны на здоровых детей и лишь частично способствуют развитию двигательных качеств, а также они практически не влияют на воспитание потребности в физической культуре у младших школьников.

Следовательно, процесс дальнейшего совершенствования физического воспитания первоклассников должен предусматривать создание программ, методик, организационных форм физического воспитания, направленных на усиление тренирующего эффекта занятий, учитывающих возможность дифференцировать нагрузку в зависимости  от физического состояния поступивших в школу детей, на повышение активного образа жизни в школе и во внеурочное время. Технология оздоровления должна сводиться в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребенка, на основе формирования физических качеств, двигательных способностей, а так же на активном привлечении детей к здоровому образу жизни. Реализацию вышеперечисленных задач мы видим во внедрении в школы экспериментальной системы комплексного подхода по физическому воспитанию учащихся младших классов.  Данную систему мы опробовали на базе двух сельских школ Ленинградской области (Ломоносовской СОШ №3, Гостилицкой СОШ) и двух школ города Санкт-Петербурга (СОШ №385,  № 383  Красносельского района) в первых классах (n=192) с сентября 2006 года по октябрь 2007 года.

При разработке системы комплексного подхода в физическом воспитании учащихся сельских школ, направленной на формирование потребностей в физической культуре и спорте на протяжении не только школьных лет, но и в последующей жизни, мы руководствовались, прежде всего, тем, что она должна базироваться на работе всех социальных институтов, которые непосредственно взаимодействуют со школьниками. Такая система способствует более эффективному по сравнению с традиционной программой, развитию двигательных качеств и достижению оздоровительного эффекта.

Содержание системы комплексного подхода в физическом воспитании учащихся, направленное на формирование привычки активного образа жизни было определено по результатам анализа научно-методической литературы. Базовую часть системы составляют четыре социальных института, взаимосвязанных между собой. Каждый блок института включает в себя подсистемные звенья, способствующие активному влиянию на формирование осознанной потребности школьников в физической культуре и спорте и решению основных задач физического воспитания. По результатам анкетного опроса и изучению научных данных для обеспечения положительной динамики показателей физического состояния детей и выработки потребности в физической культуре и спорте определено следующее целесообразное соотношение работы социальных институтов: школа – 40%; семья – 20%; спортивные организации – 20%; СМИ – 20%. Учитывая полученную информацию в процессе анализа научно-методической литературы и проведенных бесед с учащимися, мы выявили важность каждого системного звена по влиянию его на личность младшего школьника по формированию привычки активного образа жизни. В результате ранжирования  системных звеньев мы выделили наиболее влиятельные: родители – 15%; учитель физической культуры – 15%; телевидение – 15%; классный руководитель – 10%; одноклассники, друзья – 10%, ДЮСШ – 10% (схема 1).

Роль каждого звена представленной системы важна и нужна в разной степени, поэтому комплексное воздействие необходимо для того, чтобы активно влиять на физическое воспитание школьника в сельской местности.

Схема 1. Формирование системы комплексного подхода в физическом воспитании младших школьников. 

Влияние данной системы на физическое воспитание младшего школьника будет снижено без функционирования какого-либо звена или, тем более, нескольких звеньев (табл.  1). Раскроем наиболее важные функции каждого звена экспериментальной системы. Функции школьных звеньев:

Одноклассники, друзья (10%) - здоровая атмосфера соперничества в достижении спортивных результатов; взаимопомощь и поддержка в решении спортивных вопросов; школьное и  классное спортивное самоуправление;

Классный руководитель (10%) - гимнастика до урока; физкультурные минутки; подвижные перемены; проведение регулярных бесед по здоровому образу жизни;

Учитель физической культуры (15%) - час здоровья ежедневно; день здоровья ежемесячно; секции, массовые мероприятия; индивидуальные занятия; туристические слеты, походы; большая часть уроков на свежем воздухе; 1 урок в месяц образовательный; тестирование в начале и конце года. А так же активно работать со школьниками в каникулярное время; индивидуально подходить при оценке физической подготовки и оценке реальных сдвигов; создать школьные и межшкольные группы для детей 3-4 СМГ (специальной медицинской группы); проводить лектории для родителей и самоконтроль своей деятельности личность учителя (способности, умения, самосовершенствование);

Медсестра (1%) - участие в пропаганде ЗОЖ (здорового образа жизни); участие в лекториях для родителей;

Администрация  (3%) - содействие в реализации оздоровительных программ; введение ежедневных занятий по физ. культуре; поднятие престижа учителя физической культуры;

Работники столовой (1%) - здоровое питание; участие в лекториях для родителей.

Функции семейного комплекса мер:

Родители (15%) - проверка домашнего задания; собственный пример ЗОЖ (здорового образа жизни); организация спортивного уголка;

Ребенок (5%) - ведение дневника самоконтроля; активное участие в спортивных мероприятиях;  ответственное выполнение домашнего задания; основной объем двигательной активности дома; учет индивидуальных особенностей.

Функции комплекса воздействия спортивных организаций:

ДЮСШ (10%) - приобщение к спорту; выступления, соревнования; отбор в спортивные резервы страны;

Детский лагерь (5%) - увеличение подвижного образа жизни;

Дома пионеров (3%) - увеличение количества спортивных секций;

Детские спортивные площадки (2%) - новые возможности в проведении активного отдыха.

Функции комплекса СМИ (средства массовой информации): пресса (3%);

телевидение (15%); радио (2%) - реклама, пропаганда и примеры ЗОЖ, спортивная жизнь страны.

Решение основных задач мы предлагаем в выборке средств и методов. Так  для выполнения задачи воспитания устойчивого интереса к выполнению физических упражнений можно применить подборку форм стимулирования (школьная спортивная доска почета (фото и результаты) и оформление спортивного уголка в классе с «книгой рекордов»; награждение в конце четверти и года знаками отличия; использование игровых организационно-методических
приемов и подвижных игр) и воспитания волевых качеств, настойчивости, целеустремленности (образное название упражнений, объединение серий упражнений сюжетной основой; соревнования, спортивные праздники, выставки на спортивные темы; организация активного отдыха с выездом в город и соседние окрестности; многократное выполнение упражнений; самостоятельное выполнение упражнения по заданию преподавателя).    

Задачу по приобретению необходимых знаний по вопросам здорового образа жизни мы предлагаем решить, используя пять путей. Первый путь - формирование понятия здоровья средствами физической культуры, для чего необходимы следующие методы и средства: создание представления о пользе ЗОЖ; обучение методам самоконтроля; обучение психорегулирующим упражнениям, помогающим создать позитивный настрой на предстоящую работу. Второй путь -         обучение правильному выполнению различных упражнений. Для этого применяем  упражнения, позволяющие проявлять быстроту в простых и сложных двигательных реакциях; эстафеты и подвижные игры; выполнение упражнений комплекса в сочетании с заданиями на быстроту реагирования; выполнение несложных упражнений в быстром темпе, воспитывая умение выполнять скоростную работу в максимально возможном темпе; упражнения силового характера с отягощением собственным весом и незначительными внешними отягощениями в сочетании с произнесением звуков на выдохе,  обучая выполнению силовых упражнений и без задержки дыхания; серийно-поточный способ выполнения упражнений, развивая умение выполнять упражнения с многократным количеством повторов, а так же упражнения, выполняемые с изменением темпа, амплитуды, различной степенью напряжения мышц и упражнения на расслабление, воспитывая умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, временные и пространственные интервалы; выполнение упражнений на гибкость в сочетании с произнесением различных звуков на выдохе и упражнениями на расслабление, способствуя умению выполнять упражнения с большой амплитудой без напряжения и задержки дыхания. (1, с. 85). Третий путь – овладение школой движений, используя упражнения в ходьбе и беге (скрестным шагом, спиной вперед, с изменением темпа и направления движения); прыжках (на месте и с продвижением, со сменой ног и др.); лазании (по канату, по гимнастической стенке, скамейке, по рукоходу); метаниях и ловле  ("попади в цель", "игра с камушками", "мяч на волнах"); подвижные игры с использованием основных движений ("караси и щука", "удочка", "охотники и утки" и др.). Четвертый путь - формирование навыка правильной осанки, применяя упражнения, способствующие формированию мышечно-двигательных ощущений правильной осанки ("стрела", "цунами"), и уточнение осанки с помощью преподавателя и словесных инструкций (возле зеркала, возле стенки и т.п.). Пятый путь - воспитание чувства ритма через выполнение упражнений комплекса под музыку, через предварительное воспроизведение ритма хлопками, музыкально-ритмические игры, танцы, способствуя умению воспроизводить ритм движением.

Задачу по развитию двигательных качеств, наиболее значимых для здоровья младших школьников (общей и силовой выносливости, гибкости, быстроты и координации) можно решить, применяя, например, на уроках серии беговых и прыжковых упражнений, подвижные игры, выполняя комплексы упражнений поточным методом, круговой тренировкой, используя быстрые движения отдельными звеньями тела, бег, прыжки, сложнокоординационные упражнения. А так же упражнения для развития вестибулярного аппарата, на расслабление, упражнения, способствующие развитию гибкости в суставах, упражнения с увеличением амплитуды движений, упражнения, направленные на укрепление всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата (1, с. 90).

Задача по воспитанию потребности в подвижном образе жизни решается путем формирования привычки активного образа жизни, что достигается активным участием в спортивных мероприятиях; ответственным выполнением домашнего задания; гимнастикой до урока. А так же физкультминутками; подвижными переменами; проведением регулярных бесед по теме ЗОЖ; ежемесячным днем здоровья; посещением секций, индивидуальных занятий; проведением туристических слетов, походов; активной работой в каникулы.

Задачу по оздоровлению организма мы рекомендуем вести по пяти направлениям. Первое направление - профилактика нарушений осанки (выполнение от 40 до 60% упражнений комплекса в положении разгрузки позвоночного столба; упражнения, направленные на укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника; упражнения корригирующего характера). Второе направление - предупреждение плоскостопия (различные варианты ходьбы (на носках, на пятках, на внешней и на внутренней стороне стопы, пружинный шаг и т.п.); упражнения, укрепляющие мышцы стоп; лазание по гимнастической стенке, упражнения с гимнастической палкой). Третье направление - гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата (упражнения, способствующие укреплению различных мышечных групп, выполнение упражнений комплексов поточным методом без остановок, после их предварительного разучивания и закрепления). Четвертое направление - улучшение функциональных возможностей кардио-респираторной системы, повышение работоспособности (прыжково-беговые серии упражнений; круговая тренировка, подвижные игры). Пятое направление - повышение психо-эмоциональной устойчивости и совершенствование функций нервной системы достигается дыхательными упражнениями, упражнениями на расслабление, на овладение навыком произвольного расслабления, упражнениями в равновесии, командными играми и эстафетами.

По окончанию проведенного эксперимента по внедрению системы комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы и полученных результатов мы пришли к следующему заключению, что учащиеся экспериментальной сельской группы  намного опережают как сельскую, так и городскую контрольную группу. В сводной таблице №1 отразим результаты контрольной городской группы и экспериментальной сельской.

Таблица 1. Результаты теста в 1-х классах.

X±Sx

σ

Достоверность различий

Челночный бег, 3*10м.

Город

9,8±0,2

0,8

Г

Pv=0,000000027

Село

6,3±0.1

0,4

Поднимание туловища за 15 с.

Город

10±0,6

2,6

Г<С

Pv=0,0002

Село

12,9±0,5

2,2

Подтягивание на перекладине (мальчики/девочки)

Город

1,5±0,7 /

10,3±1,7

2,7

5,1

Г<С

Pv=0,02 /

Г<С

Pv=0,01

Село

3,7±1,6 /

19,1±3

4,9

10,3

Многоскок

Город

10,7±0,2

0,8

Г<С

Pv=0,002

Село

17±0,6

1,0

Прыжки в длину с места

Город

117±4,5

18,5

Г<С

Pv=0,003

Село

133±2,8

13,3

Результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы по обработке статистических данных Statgraphics plus, где  X- среднее арифметическое значение,  Sx- ошибка среднего арифметического, σ-среднеквадратическое отклонение.

В результате проделанной экспериментальной работы можно говорить о том, что при благоприятных условиях, какими обладает сельская местность для физического развития детей, да еще и при активной позиции социальных институтов по отношению к физической культуре можно достичь высоких результатов у сельских учащихся. Преимущество в активном и здоровом образе жизни сельских школьников перед городскими школьниками можно представить следующим образом: расстояния, преодолеваемые в процессе прогулок между детскими площадками крупного села превышают расстояние 2-3 близлежащих дворовых площадок в городе; расположение в селе более 7 видов спортивных секций в ДЮСШ, ДК и СОШ. Жители села достаточно хорошо знают друг друга, результатом этого является раннее выявление негативных факторов в жизни сельских школьников. Большинство родителей старается найти работу  в поселке, что в свою очередь дает более строгий контроль над ребенком. Все представители школы – это местные жители, которые владеют относительно полной информацией о каждом ученике сельской школы. Для проведения уроков физической культуры и здоровья, внеклассных спортивных мероприятий  можно использовать территорию поселка – близлежащие парки,  лес, стадионы при школе и ДЮСШ, разнообразные детские и спортивные площадки.  

Согласно приведенной выше комплексной системе, активная работа по формированию потребности в физических упражнениях и занятиях спортом должна вестись на всех ее уровнях в течение учебного года и на протяжении всего обучения ребенка в школе, качественно изменяясь в результате взросления учащегося.

Приведенная система будет иметь аналогичный успех и при внедрении в городские школы с небольшой доработкой, учитывающей особенности стереотипов социального поведения жителей города.

Используемая литература:

1. Новоселова О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7-8 лет к обучению в школе.  Дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. – Челябинск, 1999г. -156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.

Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...

Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы

В статье раскрывается  первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитани...

Театрализованное занятие в смешанной группе учащихся младших классов с нарушением письменной речи. «Зимняя сказка».

Открытый урок. Урок совершенствования и применения полученных знаний на практике....

Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".

laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме сре...

Роль эмпатии педагога в воспитании учащихся младших классов.

Эмпатию во многих специальных словарях определяют как способность к сочувствию, сопереживанию и пониманию чувств других людей. Негласно эмпатию можно охарактеризовать, как способность «заражатьс...

Нетрадиционные подходы в физическом воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально  осуществляется  на специально  организованны...