Роль эмпатии педагога в воспитании учащихся младших классов.
статья

Дорофеева Ольга Дмитриевна

Эмпатию во многих специальных словарях определяют как способность к сочувствию, сопереживанию и пониманию чувств других людей. Негласно эмпатию можно охарактеризовать, как способность «заражаться» эмоциями другого человека.

Развитая эмпатия – важный фактор успеха в той деятельности, где требуется больше сочувствия и взаимопонимания партнера по общению и прежде всего в воспитании и обучении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_2.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль эмпатии педагога в воспитании учащихся младших классов.

Дорофеева О.Д., воспитатель ГПД,

ГБОУ шк№439Петродворцового района СПб

В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры, перед людьми встает проблема безразличия. В связи с этим, эмпатия, как способность к сочувствию и сопереживанию, является важным качеством человека, особенно если это касается профессиональной деятельности.

Педагогический процесс подразумевает постоянное взаимодействие педагога и воспитанника. Формой такого взаимодействия педагога и ребенка, в ходе которого ставится и решается проблема - является педагогическое сотрудничество. Для успешного осуществления такого сотрудничества необходимы такт, уважительное отношение к детям, поддержка и одобрение малейшего успеха, проявление эмпатии и умение поставить себя на место ребенка, понять цель и мотивы его деятельности.

Эмпатию во многих специальных словарях определяют как способность к сочувствию, сопереживанию и пониманию чувств других людей. Негласно эмпатию можно охарактеризовать, как способность «заражаться» эмоциями другого человека.

Эмпатийный педагог отличается от других тем, что у него развиты умение чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния детей, способность к быстрой ориентации в ситуациях взаимодействия, преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия, умение выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия детей, проявлять интерес к пониманию значимости и ценности личности ребенка, а также сохранять эмоциональную стабильность.

Воспитатель детей младшего школьного возрвста - это дирижер, по мгновению палочки которого каждый участник оркестра творит чужое счастье и благодаря этому переживает первое гражданское счастье коллективиста. Тот, кто живет заботами о других людях, становится восприимчивым, чутким к слову, заключающему в себе призыв к идеалу нравственности, к творению красоты в самом себе. Там, где дети творят радость людям, слово воспитателя становится могучей силой.

Младший школьный возраст - время самого активного познания мира, который окружает ребёнка.

В школе, в период адаптации, ребёнок испытывает множество психологических трудностей, поэтому важная роль в обеспечении комфортного пребывания ребёнка принадлежит воспитателю.

Для ребенка педагог должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры [9]:

- с нравственной мотивацией педагогической деятельности,

- с глубоко нравственным характером общения и взаимодействия с воспитанниками,

- с целостным влиянием педагога на личность ребёнка, что требует от педагога эмпатии, искусства понимания другого человека,

- со способностью педагога предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования.

Авторитет педагога зависит от педагогических знаний и психологической подготовки. Отношение к своей профессиональной деятельности, внутренняя культура педагога определяет и его мастерство, и его этическое поведение.

Этическая компетентность педагога характеризуется, как способность мобилизовать свои этические знания, умения, необходимые в процессе общения с детьми:

- быть внимательным к чувствам ребенка

- чаще «наклоняться к ребенку и прислушиваться»,

- предоставлять учащемуся относительную свободу действий,

- быть справедливым и добрым,

- никогда не порицать детей,

- в каждом ребенке есть своя «изюминка» и нужно лишь раскрыть ее,

- доверять учащемуся в его самостоятельной деятельности,

- терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ребенка,

- дарить доброту, нежность и любовь,

- поддержать замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми ребёнка, - пропускать чужую обиду через свое сердце, как свою собственную [6].

Педагогический процесс подразумевает постоянное взаимодействие педагога и учащегося.

Эмпатия – это одно из важных профессионально значимых личностных качеств педагога. Оно обеспечивается процессом внутренней настроенности на позицию партнера по общению.

Младший школьный возраст является сензитивным в развитии эмпатических переживаний. Выявлено, что эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Обычно в общении с ребенком педагог предлагает следующий тип понимания: «Я понимаю, что заставляет тебя так поступать», «У меня тоже были такие неприятности, но я вела себя совершенно по-другому» или «Я понимаю, что у тебя не все в порядке».

В педагогической эмпатии преобладает действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эмпатийность педагога – реальное проявление любви, условие понимания и принятия ребенка. В это понятие включается способность педагога ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их, выстраивать планы.

Основываясь на развитии эмпатических переживаний, педагогу важно научиться принимать учащегося таким, каков он есть, с его мыслями и желаниями, его эмоциями и поведенческими реакциями, с его чувствами и переживаниями [5].

Учитывая, что взаимодействие это двусторонний процесс, важно научиться показывать ребенку, что жизнь взрослого также наполнена эмоциями, чувствами и переживаниями. Поэтому в общении главное не только проявлять эмоции, чувства, но и проговаривать то, что в данный момент испытывает взрослый, обогащая тем самым поведенческий и эмоциональный опыт ребенка.

Развитие эмпатических переживаний связано с безоценочным принятием учащегося педагогом. Под безоценочным принятием понимается:

− обращение к ребенку только по имени;

− вербализация чувств, т.е. отражение в речи;

− «присоединение» к эмоциям ребенка;

−эмоциональное отражение его состояния, где обязательным компонентом выступает «активное слушание»;

− психологическое «поглаживание»: «Ты – хороший».

Эмпатия становится профессионально значимым личностным качеством для педагога, определяющим его как субъекта профессиональной деятельности, когда он ощущает чувства и личностные смыслы ребенка в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам ребенок, когда он способен успешно передать свое понимание ребенку.

Развитая эмпатия – важный фактор успеха в той деятельности, где требуется больше сочувствия и взаимопонимания партнера по общению и прежде всего в воспитании и обучении [8]. С точки зрения психологии, диапазон проявления эмпатии достаточно широк: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств ребёнка. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека - речи, мимических реакций, жестов и поступков. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально - важное качество педагога.

Список литературы

  1. Алаева М.В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 102-105.
  2. Балашов, Л. Е. Этика: учебное пособие / Л. Е. Балашов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Дашков и К. 2010. - 215 с.
  3. Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Ученые записки СПбГИПСР. 2014. № 1 (21). С. 23-29
  4. Бражникова А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала // Психологическая наука и образование 2012. № 4. С. 120-130.
  5. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. – М. Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
  6. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. - Барнаул: изд-во Алт. ГТУ, 2010. - 155с.
  7. Овчаренко Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое  личностное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  8. Тюлин М.Ю. Эмпатия как важнейшее качество педагога в искусстве внутренних трансформаций субъектов образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 51-56
  9. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся пед. училищ / В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвящение,1997- 416 с.
  10. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С. Д. Якушева. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2011. – 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.

Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы.

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы....

Театрализованное занятие в смешанной группе учащихся младших классов с нарушением письменной речи. «Зимняя сказка».

Открытый урок. Урок совершенствования и применения полученных знаний на практике....

Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей учащихся младших классов на уроках английского языка.

Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра ...

Презентация "Ханс Кристиан Андерсен" для старших дошкольников и учащихся младших классов

Данная презентация является частью проекта "Творчество Х. К. Андерсена" для старших дошкольников или учащихся младших классов. Так как наши дети как раз только что ставили спектакль "Сн...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.

На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит....