Особенности словесно-логической памяти учащихся младших классов с отклонениями в развитии
статья на тему

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности словесно-логической памяти

учащихся младших классов с отклонениями в развитии

В процессе многообразной деятельности человеку необходимо использовать приобретенные знания и накопленный опыт. Это становится возможным благодаря мнемическим процессам. Уровень развития словесно-логической памяти является важным фактором, влияющим на успешность обучения как нормально развивающихся детей, учащихся с интеллектуальной недостаточностью и учащихся с задержкой психического развития. Исследованием особенностей словесно-логической памяти школьников с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития занимались Л.С. Выготсткий, Л.В. Занков, Н.Б. Лурье, А.И.Липкина, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.

Предмет исследования – особенности словесно-логической памяти младших школьников с интеллектуальным недоразвитием и задержкой психического развития.

Цель исследования – выявить особенности словесно-логической памяти младших школьников с интеллектуальным недоразвитием и с ЗПР.

«Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения, память и в момент закрепления реакции, и в момент ее воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле слова».

Память лежит в формировании индивидуального опыта человека, включая формирование речи, мышления, эмоциональных реакций. Без памяти трудно представить себе формирование двигательных навыков и творческих процессов. Память представляет собой сложную психологическую функцию, в которой как минимум, можно выделить три основных звена: фиксацию воспринятой информации, ее хранение и извлечение того, что хранится.

«У человека есть три вида памяти гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, представленных в виде предметов материальной и духовной культуры».

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с). Объем кратковременной памяти составляет 5÷9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. «Мозг среднего человека,  говорил Эдисон,  не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».[4]

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память.

Слуховая память  это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков

Эмоциональная память  это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют

 Особенности словесно-логической памяти детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Таким образом, к концу младшего школьного возраста складываются три качественно различные формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% школьников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.

Своеобразие памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью и с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее частых форм нарушений психической сферы. Характерными ее признаками считаются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность к приему и переработке перцептивной информации (т.е. информации, получаемой посредством ощущения и восприятия). Кроме того, у большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функции произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой - эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма.

В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием. Остановимся на некоторых особенностях памяти, имеющих существенное значение для усвоения знаний, умений, навыков и, следовательно, социальной адаптации учащихся.

Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Установлено, что если нормально развивающиеся дети запоминают 7 ± 2 объектов, одновременно предъявленных, то их умственно отсталые сверстники  3. Эти данные очень важны для построения обучения, в частности для определения объема материала, предлагаемого учащимся на уроке. Причем чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают дети. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающих сами предметы, в свою очередь, ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы. [8]

Такая закономерность с различной степенью выраженности прослеживается на всех годах обучения. Это подтверждает важность применения  наглядности во вспомогательной школе.

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного, и наглядного материала низкие. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, допускают много повторов и в то же время привносят ненужные элементы в рeзультате различных, нередко случайных ассоциаций. Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Например, крупный, яркий, хорошо знакомый предмет, который они под руководством учителя рассматривают, словесно характеризуют, выполняют с ним какие-то практические действия.

В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они не остаются равнодушными: радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему, Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают, даже если они не являются существенными и не определяют основное содержание прослушанного.

Р.Б. Каффеманас, с целью формирования у умственно отсталых учащихся точных и полных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, рекомендует целесообразное дозирование словесных и наглядных средств обучения; использование разнообразных самостоятельных работ; строгое ограничение словесного комментария; широкое использование сравнения натуральных объектов с их изображениями; зарисовки объектов; проведение различных измерений объектов. Варьирование вышеуказанных приемов и методов способствует формированию у учащихся навыков узнавания объектов в разных условиях и ситуациях, что ведет к образованию адекватных и устойчивых представлений.

Обучение детей с задержкой психического развития в большей мере опирается на процессы памяти, которые характеризуются большим своеобразием. Остановимся на некоторых особенностях памяти, имеющих существенное значение для усвоения знаний, умений, навыков и, следовательно, социальной адаптации учащихся.

Исследования памяти у детей с задержкой психического развития показали, школьники с ЗПР значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники. Недостатки памяти касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного.

В первую очередь, у школьников с задержкой психического развития ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания материала. Это касается запоминания как наглядного, так и, особенно, словесного материала. Ограничения в запоминании отражают слабость мыслительной деятельности. Отмечается недостаточная мыслительная переработка запоминаемой информации, т.е. смысловое запоминание. Поэтому дети с задержкой психического развития склонны к механическому, бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, поскольку сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность запоминания. Отсюда эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в памяти цель и условие задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они забывают заученное. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у школьников с задержкой психического развития. Они значительно хуже воспроизводят словесный материал и тратят на припоминание заметно больше времени, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приёмы.

Как показывают исследования, у детей с задержкой психического развития повышенная по сравнению с нормально развивающимися детьми зависимость памяти от характера запоминаемого материала. Дети с задержкой психического развития значительно лучше запоминают наглядно-образную информацию, чем словесно-логическую. По свидетельству Т.В.Егоровой, у детей с задержкой психического развития различия между наглядной (образной) и словесной памятью значительно больше, чем у нормально развивающихся сверстников.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими словесно - логической памяти:

  • Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
  • Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
  • Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может  объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логической памяти значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

  1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).
  2. Дедукция (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии словесно - логической памяти осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

Исследование Т.В.Егоровой показало, что результаты детей с задержкой психического развития значительно отличаются от показателей нормально развивающихся школьников. Они по количеству правильно воспроизведённых слов, так и по числу невоспроизведённых, оказываются ближе к умственно отсталым. [4]

У детей с задержкой психического развития заметно страдает сама организация мнемической деятельности. Дети с ЗПР не умеют использовать рациональные приёмы запоминания, (например, классификацию материала), не умеют и не стремятся контролировать свои действия и результаты запоминания. Однако практика показывает, что под влиянием специального обучения по применению рациональных способов и приёмов запоминания продуктивность памяти детей с задержкой психического развития значительно повышается. Анализ результатов всех экспериментальных исследований и наблюдений за детьми в процессе запоминания и воспроизведения, в том числе и в процессе учебной деятельности, позволил выделить ряд качественных особенностей памяти, отличающих их от нормально развивающихся школьников.

К таким особенностям относятся:

- недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привнесённых при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавшихся для запоминания;

- слабая избирательность памяти, что показано в экспериментах на опосредствованное запоминание, когда вместо слова, для запоминания которого дана определенная картинка, воспроизводилось название предмета, на ней изображенного;

- неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания(например, использовать план при запоминании связного текста или определенным образом соотнести, осмыслить запоминаемый материал);

- низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.

Цель, задачи, методы и методики исследования словесно-логической памяти учащихся начальных классов вспомогательной школы и класса коррекции.

Цель исследования – выявить особенности словесно-логической памяти младших школьников с интеллектуальным недоразвитием и с задержкой психического развития

Задачи:

1.        Отобрать и апробировать методы и методики исследования словесно-логической памяти;

2.        Выявить особенности словесно-логической памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и с задержкой психического развития;

Методы исследования:

-  изучение и анализ литературных источников по проблеме;

-  изучение анамнестических сведений о ходе развития ребёнка;

-  наблюдение;

-  беседа;

-  анкетирование;

-  систематизация и обобщение полученного материала;

-  статистическая и математическая обработка результатов исследований.

Методики:

-  заучивание 10 слов;

-  исследование логической и механической памяти;

-  запоминание и воспроизведение текста.

Методики для изучения памяти 

1.        Заучивание 10 слов

Цель: изучить особенности запоминания и воспроизведения слов, не связанных между собой по смыслу.

Экспериментальный материал: 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе слова, ты их внимательно послушай и постарайся запомнить. После того, как ты их запомнишь, нужно будет назвать услышанные слова».

Ход исследования. Испытуемому предлагается 5 раз воспроизвести предложенные слова. После каждого воспроизведения фиксируется количество воспроизведенных слов и точность их воспроизведения.

Анализ: отмечается точность и объем запоминания и воспроизведения слов, своеобразие запоминания последовательности, влияние повторения на запоминание, устойчивость памяти, особенности долговременного и кратковременного запоминания словесного материала.

2.        Исследование логической и механической памяти

Цель: изучить соотношение уровня развития логической и механической памяти.

Экспериментальный материал:

2 ряда слов: в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

1 КУРИЦА - ЯЙЦО

НОЖНИЦЫ РЕЗАТЬ

КУКЛА - ИГРАТЬ

КНИГА - ЧИТАТЬ

КОРОВА - МОЛОКО

УЧЕНИК - ШКОЛА

РУЧКА - ПИСАТЬ

ЩЕТКА - ЗУБЫ

СНЕГ - ЗИМА

БАБОЧКА – МУХА

2 СПИЧКИ - КРОВАТЬ

ЖУК - КРЕСЛО

СИНИЦА - СЕСТРА

РЫБА - ПОЖАР

ШЛЯПА - ПЧЕЛА

НЕБО - РАК

ДЕРЕВО - ОВЦА

БУСЫ - ЗЕМЛЯ

ПИЛА - ЖУРНАЛ

ПЛАТЬЕ – ТУМАН

Техника проведения: испытуемому предлагается запомнить пары первого ряда (при чтении интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10 секунд, а ученик должен воспроизвести запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогично проводится работа со словами второго ряда.

Анализ: обработка результатов проводится по каждому ряду. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов, на основе чего определяется коэффициент смысловой и механической памяти по формуле:

где:        С        -        коэффициент,

А        -        количество слов, предложенных для запоминания,

Б        -        количество воспроизводимых слов испытуемым

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти испытуемого позволяет определить преобладание одной из них.

3.        Запоминание и воспроизведение текстов

Цель исследования: изучить особенности запоминания и воспроизведения связных текстов.

Экспериментальный материал:

Ход исследования: Ребенку предлагается запомнить и пересказать прочитанный экспериментатором текст.

Текст «Утка и утята».

Утка с утятами шла вдоль реки, утята залезли в самоварную трубу, вылезли из трубы чёрными. Утка их не узнала – она подумала, что это воронята, стала их гнать, шипеть. Утята пошли к реке и искупались. Тогда утка их признала.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай его внимательно и постарайся запомнить. Потом мне перескажешь».

Анализируется объем, точность, последовательность воспроизведения текста, а также осмысление текста при воспроизведении. При неоднократном прочитывании текста можно оценить влияние повторений на запоминание и воспроизведение текста. При отсроченном воспроизведении имеется возможность сравнить эффективность долговременной и кратковременной памяти.

Далее приведем примеры приемов и форм работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью и с задержкой психического развития.

Без помощи родителей не обойтись. Важно, чтобы родители заранее готовили к урокам карточки - зрительные опоры.

В старших классах поощряйте невнимательных детей писать конспекты. Ставьте оценки также и за них, не только за выученный урок.

Учите их выделять главные слова в тексте. Ребенок со сниженной памятью должен их подчеркивать. Так и говорите ему: «Слова, названные мной ключевыми, ты подчеркиваешь цветной ручкой». Если у ребенка нет своего комплекта учебников, подчеркивание ведется в тетрадях или домашнее задание будет измененным - в тетради выписать главные слова.

Задания должны быть короткими, неперегруженными причастными оборотами и прилагательными.

Очень важно использовать на уроке обратную связь, причем не механически просить повторить сказанное, а задавать вопросы на сообразительность, логику: «Как по-другому это можно сказать?», «Что чувствует в этот момент герой из прочитанного отрывка?».

Дети с плохой памятью порой пытаются задать вопрос, который к концу своего объяснения сами же забывают. Предложите ребенку держать на столе блокнот для записей мыслей и вопросов, чтобы после урока обратиться к учителю еще раз, не мешая остальным.

Развитие логической памяти.

«Фразовые картинки». На первом этапе картинки-карточки можно использовать любые  от фотографий до открыток или карточек из любого лото. Ребенку говорят фразы, в которых использованы слова с картинок. «Красная чашка стояла на столе (есть картинка стола и чашки)». «Кошка гонится за мышью (есть картинка кошки, мышки)».

Ребенок выбирает подходящие картинки, затем он должен воспроизвести фразы, которые сказал учитель.

На втором этапе картинки заменяются словами. В упрощенном варианте написано «красная чашка». В усложненном может быть только слово «красный», «чашка» или «посуда».

Как делать уроки ребенку со сниженной памятью?

Начинать нужно с письменного планирования. Родитель не должен контролировать процесс выполнения задания, но и ограничиваться вопросом «ты все выучил?» нельзя ни в коем случае.

1.        На стене в комнате ребенка должен висеть режим дня. Над письменным столом  расписание уроков и дополнительных занятий.

2.        Каждый раз нужно намечать общий план приготовления уроков. При этом важно иметь «домашний дневник», куда и будет заноситься план.

3.        Начинать готовить уроки стоит с тех, которые требуют большего объема запоминания, либо делать устные предметы через 30-40 минут после письменных. В теплое время года можно даже сделать это после вечерней прогулки, невзирая на то, что устный предмет придется выполнять в 7 или 8 часов вечера.

4.        Каждый выученный урок необходимо повторить. Если между уроками в школе два дня, в первый день стоит учить, во второй обязательно повторять выученное. Если один день, то утром необходимо еще раз проговорить выученное, задать опорные вопросы по устным предметам.

5.        На столе должна лежать отдельная тетрадь, в которой на каждой странице будет расписано, что для какого урока должно быть положено в портфель.

6.        Собирать портфель, готовить форму (школьную и спортивную) ребенок должен сам с первых дней. При этом родитель проверяет в присутствии ребенка, все ли соответствует записям в тетради. Ребенок должен сам найти и положить недостающие предметы.

Разнообразные приемы для укрепления памяти называются мнемотехникой. Важным приемом запоминания учебного материала является установление логических закономерностей.

Например, детям необходимо запомнить и зарисовать фигуру, состоящую из 3-х прямоугольников, затем рассказать, как запоминали. Хорошо тренируют наблюдательность, точность памяти задания типа “Найди  отличия”. Для развития словесно-логической памяти хорошо использовать упражнения на запоминания  слов, составление с ними логических цепочек.

Перо - Белка

Парнишка - Скатерть

Уголь - Ружьё

Груша - Сумка

“Пером и углем можно рисовать, белка боится ружье, парнишка ест грушу, поставил на скатерть сумку“.

Можно на уроках проводить упражнения “говорим в унисон”, когда маленькие стишки (2-4 строки) дети учат в паре. Прекрасно развивает память игра “Слепая муха” (кружок на поле, расчерченном на квадратики), к концу игры можно делать до 10-15 ходов. Эффективна игра “снежный ком”, где участник должен воспроизвести все предшествующие слова и добавить свое.

Детям в коррекционном классе особенно трудно дается русский язык. Больше всего ошибок они допускают при написании словарных слов. С такими словами можно познакомить с помощью следующей методики:

Внимательно рассмотрите слово, какая буква, за какой следует.

Закройте глаза и вспомните, как было написано слово.

Напишите слово в тетради. Проверьте и сравните написанное с “оригиналом”.

Словарные слова даются на карточках 6 типов:

1)        выделение трудных букв цветом, размером;

2)        буквы – рисунки;

3)        яркие ассоциации (ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то признаком, и иметь в своем названии, написании букву,  не вызывающую сомнений).

4)        деление слова на значимые части (гори – зонт);

5)        ребусы;

6)        обобщение слов.

Кроме того, трудную букву дети могут “изобразить на себе”. Вырисовывают букву, пуская в дело руки и ноги, голову и туловище:

“Руки, ноги изогнем.

Правильно писать начнем”

Хорошее упражнение для тренировки памяти – слова-анаграммы. Можно давать слова, как для расшифровки, так и для зашифровки, например:

мосалёт - конь    (самолёт)

толопок - лампа  (потолок)

Ежедневно на уроках русского языка также можно проводить зрительные и слуховые диктанты. Они полезны для развития точности памяти, тренировки внимания, активизации мышления, способствуют осознанному запоминанию правильного  написания:

- видел: дерево, колено, балкон и т.д. до 10 слов.

- слышал (запись закрыта): шкаф, чулок, растение и т.д. до 10 слов.

Первый столбик дети прочитывают по указке учителя “про себя”, затем педагог называет слово из второго столбика (надо найти ассоциации: шкаф из дерева). После чего дети пишут в тетради “что видели”, “что слышали”. Должна быть обязательная орфографическая проверка. Огромную пользу ученику оказывают упражнения на избирательность запоминания.  Они позволяют учителю развивать, тренировать, укреплять или контролировать одновременно и память, и орфографические навыки учащихся.

Например: запишите только:

-        имена существительные;

-        одушевленные предметы;

-        слова с большой буквы и т. п.

На уроках чтения полезно проводить “симультанное” (мгновенное) чтение. Можно давать такие задания – найти и обвести в кружок заданные слова, поочередное чтение слов правильно и наоборот, чтение, когда нижняя или верхняя часть строки закрыта, чтение текста, перевернутого на 900, 2700, чтение наложенных друг на друга слов.

Систематическая работа над развитием памяти дает свои положительные  результаты. Дети лучше решают задачи, т.к. помнят, о чем в ней говорится,  быстрее заучивают стихи, активнее работают на уроках чтения, не боятся высказывать свои мысли, делают предположения. Не случайно говорят: “Память человека в его собственных руках”. Развивать память можно и нужно, и в этом  ученику должен помочь учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.

Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы.

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы....

Театрализованное занятие в смешанной группе учащихся младших классов с нарушением письменной речи. «Зимняя сказка».

Открытый урок. Урок совершенствования и применения полученных знаний на практике....

Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей учащихся младших классов на уроках английского языка.

Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра ...

Презентация "Ханс Кристиан Андерсен" для старших дошкольников и учащихся младших классов

Данная презентация является частью проекта "Творчество Х. К. Андерсена" для старших дошкольников или учащихся младших классов. Так как наши дети как раз только что ставили спектакль "Сн...

Особенности дефектологического сопровождения учащихся младших классов с задержкой психического развития.

Дефектологическое сопровождение учащихся с ЗПР строится в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта и включает диагностику индивидуальных особенностей развития, проявлени...

Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Ссылка на публикацию: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2023-08/vliyanie-distancionnogo-obrazovaniya-na-razvitie-kommunikativnykh-umeniy-uchaschikhsya-mladshikh-klassov-s-obschim-nedorazviti...