Обеспечение готовности детей третьего года жизни к последующему обучению плаванию
статья по физкультуре (младшая группа) на тему

Кострюхина Наталья Владимировна

В статье дан анализ актуальности обучения плаванию в раннем возрасте, выделены исследователи, занимающиеся данной проблемой.

Так же в статье представлены результаты констатирующего этапа эксперимента. На основании этих результатов разработана система работы по подготовке детей третьего года жизни к последующему обучению плаванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kostryuhinoy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение готовности детей третьего года жизни к последующему обучению плаванию

Автор: инструктор по физкультуре

ГБДОУ д/с 21 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Кострюхина Н.В.

В последние годы значительно возрос интерес к укреплению психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Очевидно, что ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. По исследованиям  Н.Ж.Булгаковой плавание как вид физических упражнений способствует поддержанию уровня здоровья у ребенка, достижению достаточного уровня двигательной активности, увеличению функциональных резервов детского организма.

По мнению ведущих специалистов (Булгакова Н.Ж., Фирсов З.П., Васильев В.С., Воронова Е.К., Дружинин Б.Л., Осокина Т.И. и др.) в области физического воспитания, главное в обучении плаванию в детском саду – преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству, использовать плавание как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка. Кроме того, плавание является для ребенка жизненно необходимым навыком, предотвращающем несчастные случаи на воде.

Вместе с тем, формирование умения плавать предусмотрено общеобразовательными программами начиная со второй младшей группы, хотя практикой дошкольных учреждений доказано, что дети третьего года жизни лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения детского сада имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

Развитие системы физического воспитания в ДОУ способствовало появлению программ и методик обучения плаванию детей дошкольного возраста, в частности Т. И. Осокиной, Е. К. Вороновой и др.

В современных исследованиях делается акцент на физическое развитие детей и использование эффективных методов и приемов, позволяющих сохранить здоровье – одним из таких приемов является использование игровых методов. В аспекте подготовки к обучению плаванию детей третьего года жизни используются такие игровых методы и приемы как предметные игры (предметное манипулирование, игры с водой, экспериментирование), подвижные игры (игры-имитации, игры с сюжетом, игровые упражнения).

Нами было проведено исследование влияния игр на воде на обеспечение готовности детей раннего возраста к обучению плаванию.

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента сделаны следующие выводы:

  1. Изучение отношения родителей к обучению плаванию детей третьего года в условиях бассейна в детском саду позволило говорить о том, что в большинстве семей оно носит положительный характер. Родители специально привели ребенка в детский сад с бассейном. Имеют положительное отношение к занятиям в бассейне с детьми, начиная с раннего возраста. Считают, что их ребенок после освоения программы не только закалится, но и научится плавать. Дети любят плескаться в ванной, свободно чувствует себя в открытых водоемах; посещают вместе с родителями большой бассейн.
  2. Анализ игрового опыта детей показал, что основная часть детей предпочитает игры с водой, в ходе которых они проявляют активность, заинтересованность и эмоционально положительные реакции. При этом дети играют рядом, что характерно для этого возраста, Играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Практически все дети взаимодействуют с взрослым, играют в игры, предложенные взрослым. В совместной деятельности занимают преимущественно пассивную позицию: чаще всего ждут инициативу взрослого.
  3. По итогам адаптационного периода можно сделать вывод, что в основном у детей легкая степень адаптации к условиям бассейна. Дети посещают все занятия, с удовольствием идет в бассейн. Стараются самостоятельно раздеться и вымыться под душем, испытывают удовольствие и эмоциональный подъем. В чашу бассейна дети спускаются самостоятельно, не боятся воды и брызг. На занятиях активны.
  4. Исследуя уровень владения детьми плавательными навыками, было выявлено, что дети находятся, преимущественно на низком и частично среднем уровне готовности к обучению плаванию Дети выполняют разнообразные способы передвижения в воде, держась за поручень или с поддержкой взрослого, не владеют правильным выдохом в воду. Могут выполнять выдох на воду, но не достаточно правильно. Дети не могут принять горизонтальное положение тела в воде, работать ногами, имитируя стиль кроль; плавая с подвижной опорой не могут сдвинуться с места.

Согласно данным особенностям  использование игр на воде для подготовки детей третьего года жизни к последующему обучению плаванию возможно в двух направлениях:

1 направление: обеспечение готовности детей третьего года жизни к плаванию посредством игр на воде.

Работу по первому направлению предполагается осуществить в 2 этапа:

  1. Адаптационный

Ознакомление с бассейном. Включает в себя чтение художественной литературы, экскурсию в бассейн, проигрывание с детьми образовательной ситуации.

Привыкание к воде. Включает в себя игры, позволяющие ребенку, освоится в воде, и игры для ознакомления со свойствами воды.

Освоение воды. Включает в себя позволяющие ребенку освоить равновесие в воде, и игры, побуждающие детей не бояться воды, брызг.

Взаимодействие с родителями воспитанников подразумевает проведение родительского собрания и обеспечение их информацией в родительском уголке.

  1. Основной

Заключается в освоении детьми плавательными навыками: освоение детьми третьего года жизни разнообразными способами передвижения в воде, принятие горизонтального положения с опорой на руки, имитация работы ногами способом кроль в упоре сидя сзади, дуть на предмет с целью сдвинуть его с места, выдохи в воду, погружение в воду с открыванием глаз под водой, плавание с подвижной опорой с помощью движений ног способом кроль.

Взаимодействие с родителями воспитанников включает в себя: консультации, открытое занятие: «С милой мамой хоть куда, плавать с нею классно. По колено мне вода, значит не опасно», информацию в родительских уголках:

2 направление: предполагает создание педагогических условий для использования игр на воде детьми третьего года жизни:

  • Вариативность содержания и форм использования игр в зависимости от возможности детей;
  • Обогащение предметно-развивающей среды, направленной на повышение интереса к играм на воде;
  • Поддержка данного направления работы родителями и воспитателями.

Таким образом, с помощью игр на воде, ребенок успешно адаптируется к условиям бассейна, будет посещать все занятия с удовольствием. Детки смогут самостоятельно действовать на подготовительном этапе (раздеваться, мыться и т.д.), В итоге игровых занятий ребята не будут бояться воды, сформируется активная субъектная позиция. Играя, они легко овладеют всеми способами передвижения в воде и специальными навыками плавания (движения ног способом «кроль», дыхательные упражнения). В конце проекта ребенок научится нырять с открытыми глазами, плавать с подвижной опорой.

Реализация проекта может осуществляться инструктором по плаванию, воспитателем и родителями во взаимодействии в течение учебного года.

Список используемой литературы

  1. Булгакова Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений/Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.-432 с.
  2. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев. - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 96 с.
  3. Воронова Е. К. Программа обучения дошкольников плаванию в детском саду. – СПб.: Детство-пресс, 2003, 80 с.
  4. Гарденина Т.И. «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к занятиям по плаванию» / http://mdou7.ucoz.ru/publ/shkola_pedagoga/fizicheskaja_kultura/t_i_gardenina_adaptacija_detej_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_k_zanjatijam_po_plavaniju/3-1-0-6 
  5. Дружинин Б. Л. Как научить ребенка плавать. – М.: Перспектива, 2006, 32 с.
  6. Карпенко, Е.Н. Плавание. Игровой метод обучения / Е.Н. Карпенко, Т.П. Коротнова. - М.: Олимпия-Пресс, 2006. - 48 с.
  7. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991, 159 с.
  8. Петрова, Н. Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте : учебно-методическое пособие / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. – М. : Советский спорт, 2006. –96 с.
  9. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. М., «Физкультура и спорт», 1978
  10. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры с мячом как средство обучения метанию детей третьего года жизни.

Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем....

Сообщение на родительское собрание: "Задачи воспитания и обучения детей третьего года жизни "

Содержание психолого-педагогической работы с детьми первой младшей группы. Работа основана на разностороннеее разитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педаг...

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития".

Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития"....

Консультативное выступление на родительском собрании "Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению".

В работе рассматриваются основные показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению, обозначены возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе, а также, предс...