Консультативное выступление на родительском собрании "Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению".
консультация (подготовительная группа) на тему

Миниханова Татьяна Ивановна

В работе рассматриваются основные показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению, обозначены возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе, а также, представлены практические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе в условиях семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект консультативного выступления на родительском собрании.

Тема консультации: Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению.

Цель консультации: формирование у родителей представлений о понятии «готовность ребенка к школе», ответственного и грамотного отношения к вопросу подготовки будущих первоклассников.

Задачи:

  1. Раскрыть основные составляющие понятия «психологическая готовность к школе».
  2. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению в условиях семьи.
  3. Обозначить возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе.

Ход консультации:

Добрый вечер уважаемые родители! Я хочу Вам рассказать о психологической готовности детей к школьному обучению.

Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит - готовность ребёнка к школе?

1. Что такое психологическая готовность ребенка?

 К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает психологическая готовность к учению в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и эмоционально – волевой. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Выделяют 3 показателя психологической готовности:

 -мотивационная

 - интеллектуальная

 - эмоционально - волевая

Мотивационная (личностная) готовность

Мотивационная готовность – наличие у детей желания учиться. Мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать, и внешнюю (потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед) .

 Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «Хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

 Таким образом, мотивационная готовность включает в себя:

  • умение строить отношения с учителем (умение воспринимать учебную задачу)
  • умение устанавливать контакт со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки, к школе, к учителям, к учебной деятельности)
  • желание учиться, получать знания;
  • умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные)

Интеллектуальная готовность:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

  • Ориентировка ребенка в пространстве и времени
  • Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции)
  • Любознательность
  • Развитое воображение, наблюдательность
  • Развитие образных представлений
  • Развитие речи и мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы)
  • Развитие тонкой моторики руки (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования)
  • Хорошая память

Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, неумение организовать рабочее место, несамостоятельность в быту, слабый уровень саморегуляции.

Эмоционально – волевая готовность:

Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют эмоционально - волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями. Она включает в себя:

  • Радость ожидания обучения
  • Умение управлять своими эмоциями
  • Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением (на уроке, во время перемены)
  • Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем
  • Произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания)

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. На сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместные чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Ситуация

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Конечно же, мама в данной ситуации неправа. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

  • Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?

Каким образом можно узнать, что ребенок не готов к школе?

 Вам надо задуматься, если ваш будущий первоклассник:

 - настроен исключительно на игру;

 - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

 - мало знает об окружающем мире, не может сравнивать предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

 - имеет серьезные нарушения речевого развития;

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но о возможных последствиях родителям надо думать заранее.

Литература.

  1. Вьюнова, Н. И., Гайдар, К. М.. Темнова, Л. В.  Психологическая готовность к школе / учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2005.
  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"

Конспект родительского собрания для подготовительной группы.На тему "Особенности речевого развития детей седьмого года жизни"...

Обеспечение готовности детей третьего года жизни к последующему обучению плаванию

В статье дан анализ актуальности обучения плаванию в раннем возрасте, выделены исследователи, занимающиеся данной проблемой.Так же в статье представлены результаты констатирующего этапа эксперимента. ...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : Сюжетно-ролевая игра как средство формирования мотивации к обучению в школе детей седьмого года жизни

Проблема формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе актуальна именно сейчас, когда со стороны взрослых больше внимание уделяется формированию у детей умений читать, ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....

Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.

Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...

Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности детей седьмого года жизни к школе

Цель исследования: определить комплекс психолого-педагогических условий способствующих успешному формированию психологической готовности детей седьмого года жизни к школе....

"Физическая готовность ребенка седьмого года жизни к школе".

Советы родителям по физической подготовке детей....