Развивающая образовательная среда: современные особенности организации физического воспитания в соответствие с ФГОС дошкольного образования.
методическая разработка по физкультуре на тему

Мудрая Наталья Яковлевна

Основные особенности и требования к предметно-пространственной среде в части реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствие с ФГОС в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развивающая образовательная среда:

современные особенности организации физического воспитания в соответствие с ФГОС

дошкольного образования».

                                                                                         Подготовил: Бикметова Н.Я.

                                                                                         инструктор по физической культуре

                                                                                         МАДОУ д/с «Чебурашка» п.Алябьевский

                                                                                                 

 "Развивающая предметная среда, это система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание

его духовного и физического развития". 

С.Новосёлова 

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

2014-2015 гг. рассматривались как переходный период для их внедрения, в течение которого дошкольным образовательным учреждениям предоставлялась возможность разработать (либо скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья.

Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Среда должна побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.

Цель развивающей среды:

- Активизация двигательной деятельности.

- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни;

Также развивающая среда является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в части реализации  образовательной области «Физическое развитие»

  • Вариативность предполагает:

- наличие спортивного уголка в группе;

 - периодическую сменяемость  спортивного оборудования и  появление нового, стимулирующих игровую, двигательную активность детей.

  • Полифункциональность среды, предполагает:

-  наличие атрибутов из бросового материала;

- наличие нестандартного оборудования.

  • Трансформируемость среды  предполагает возможность изменений

предметно-пространственной среды в зависимости:

-  от образовательной ситуации, в том числе от реализуемой программы;

- от меняющихся интересов и возможностей детей (соответствие возрасту).

  • Доступность предполагает:

- рациональность расположения, свободный доступ  для всех воспитанников,(в том числе и для детей с Ограниченными Возможностями Здоровья) к играм, игрушкам, материалам,

  • Безопасность среды предполагает:

- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

качества безопасности их использования.

  • Насыщенность предметно-пространственной среды должна обеспечивать:

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях;

- наличие атрибутов: для подвижных игр (маски, полумаски);

игр с прыжками (скакалки, обручи);

игр с бросанием, ловлей метанием (кегли, кольцеброс, мячи);

спортивных игр (бадминтон, теннис, настольный хоккей);

дидактические игрушки;

мягкие крупногабаритные модули;

- наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами

спорта (иллюстрации, фото, альбом.);

- эстетика в оформлении оборудования и самого уголка;

- креативность (творчество) педагогов в дизайне физкультурного уголка.

Физическое развитие детей в детском саду осуществляется во время НОД, в совместной и в самостоятельной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении оборудован зал для физкультурных занятий, оснащенный спортивным инвентарем. Многообразие оборудования, яркость пособий дает возможность продуктивно его использовать во время занятия по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

В своей работе использую нестандартное спортивное оборудование: во время НОД, в совместной деятельности, а так же в самостоятельной.  Это позволяет внести элементы новизны, необычности. Такое оборудование является многофункциональным, удовлетворяет принципу гибкого зонирования, позволяет учитывать половые и возрастные особенности детей, отвечает санитарно-гигиеническим, анатомо-физиологическим, психологическим и эстетическим требованиям и нормам.

Приобретенное детским садом спортивное оборудование для уличной спортивной площадки, как компонент развивающей физкультурно-игровой среды,  позволяет полноценно обогатить двигательный опыт ребёнка, реализовать потребность в движении. У детей широкое поле деятельности, они двигаются и развивают выносливость и сноровку, преодолевая «полосу препятствия»; ловкость в лазание по гимнастической лестнице и стенке, в меткости бросание мяча в кольцо. Спортивная уличная площадка используется в теплое время года (с апреля по сентябрь) на физкультурных занятий, а так же в совместных занятиях с воспитателями во время прогулки.

В зимнее время старшие возрастные и средние группы имеют свою проложенную лыжню на территории прогулочного участка. Каждая группа имеет в наличие лыжи. Дети активно катаются на них, как во время самостоятельной деятельности (под присмотром педагога), а так же на третьем физкультурном занятие.

На прогулочных участках родители и сотрудники детского сада всех возрастных групп, как в зимнее, так и в летнее время стараются расширить двигательное пространство для оптимизации двигательной нагрузки во время прогулки: снежными постройками, городками, для метания, горками, развивающими зонами. Наличие выносного материала для прогулки (в зависимости от сезона: велосипед, санки, лыжи, вертушки, скакалки, мячи, обручи и т.д.), позволяет нам  создать самостоятельную деятельность для детей.
       Спортивно-игровые развивающие комплексы на прогулочных участках удовлетворяют потребность детей с разным уровнем двигательной активности в лазании, подлезании, прыжках, ходьбе по наклонной поверхности, по ограниченной площади опоры и др.видах движений.

В групповых комнатах предметно-пространственная среда должна соответствовать не только обеспечению физической активности детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

Спортивные уголки в  каждой возрастной группе, оснащены физкультурным  инвентарем (обручами, скакалками, мячами)мелким спортивным инвентарем для метания, прыжков, ловли и бросания, нестандартным оборудованием изготовленным руками педагогов и родителей. Где есть возможность детям заниматься самостоятельно и под наблюдением воспитателей. Насыщенность среды в группе должна соответствовать возрастным особенностям детей, а так же учитывать половые и возрастные различия детей.

Создавая в групповых помещениях предметно-пространственную среду, мы наталкиваемся на проблему, как рационально ее организовать, из-за  маленьких групповых комнат?

Многолетний опыт работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Для родителей предоставляется:

  • Информационно-наглядный материал (по сезонам, по адаптационному периоду, для ослабленных и часто болеющих детей и др.);  
  • Папки-передвижки, ширмы, консультации, анкетирования;
  • Проводятся  выступления на родительских собраниях с приглашением специалистов (инструктора по физической культуре, медицинских сестер детского сада  и участкового педиатра и т.п.), а так же с участием самих ребят.
  • Изготавливаются стенгазеты родителями и детьми, фотоколлаж;
  • Проводятся совместные спортивные праздники и досуги с родителями;
  • Мероприятия по передовому  семейному воспитанию и др.

И конечно же, из этого следует, что рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

Свое выступление хочется закончить словами Жан Жака Руссо:

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды   в соответствии с ФГОС дошкольного образования»...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста от 6 до 7 лет  в соответствии с ФГОС дошкольного образования»Направление деятельности и развитие ребен...

Особенности организации воспитательной работы ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося н...

Консультация для воспитателей «Содержание и организация образовательной области в соответствии «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

       Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом...