Консультация для воспитателей «Содержание и организация образовательной области в соответствии «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
консультация

Смирнова Елена Вадимовна

         Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс движения.

          Двигательная активность – это естественная потребность детей. В процессе развития движения становятся более координированными и носят целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей организации жизненного пространства, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Известно, что движения оказывают значительное влияние на организм. Поддерживая у детей мотивационную потребность в движении с ранних лет, закладываются прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка.

           Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое развитие детей. В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx88.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА

Консультация для воспитателей 

«Содержание и организация образовательной области  в соответствии  «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

D:\Desktop\images (4).jpg

                        Подготовила    воспитатель:  

Е.В. Смирнова

Фурманов

2019

 Тема: Содержание и организация образовательной области  в соответствии  «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

 

         Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс движения.

          Двигательная активность – это естественная потребность детей. В процессе развития движения становятся более координированными и носят целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей организации жизненного пространства, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Известно, что движения оказывают значительное влияние на организм. Поддерживая у детей мотивационную потребность в движении с ранних лет, закладываются прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка.

           Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое развитие детей. В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

         Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

       Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области “Физическое развитие” предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Приоритетным направлением детского сада является здоровьесберегающая деятельность, коррекция отклонений физического и психического развития воспитанников.D:\Desktop\Без названия.jpg

Целью физического воспитания детей в нашем дошкольном учреждении является приобретение ими опыта в двигательной сфере.D:\Desktop\images (3).jpg

       Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бег,

прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля и метание, ходьба на лыжах, плавание, езда

на велосипеде;

формирование широкого круга игровых действий;

развитие физических (двигательных) качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие;

содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

  ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые  направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.   

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по физическому развитию, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. 

 «Физическое развитие» по ФГОС, т.е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».D:\Desktop\images (2).jpg

 Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

   Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

 Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т.е. вести здоровый образ жизни.

        В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.          

        В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка. 

   Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы»,  как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту),

- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. D:\Desktop\images (5).jpg

     У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

     У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.  Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ,

      Для реализации задач физического воспитания в ДОУ созданы условия, которые отвечают требованиям ФГОС ДО и СанПиН.  развивающая среда, педагогические программно-методические разработки, научно -методическое сопровождение института Детства НГПУ.

      Выполняя требования по организации развивающей предметно пространственной среды  имеется:

1. физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием: гимнастической стенкой, массажёрами, матами, модулями, обручами, скакалками, дугами, гантелями

и т.д.;

2. На прогулочном участке имеется гимнастическая лестница, бревно для развития равновесия, кольцо для обучения игре в баскетбол, мишени для метания. Для физического развития детей зимой с помощью родителей был оборудован зимний участок.

3. В группе организован «Физкультурный уголок» для активизации двигательной деятельности дошкольников

Организация физического воспитания в группе осуществляется по следующему алгоритму:

утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма;

подвижные игры на прогулке;

физкультминутки в организованной образовательной деятельности;

физкультурные занятия;

гимнастика пробуждения;

самостоятельная двигательная деятельность детей, позволяющая снять физическое и психическое утомление;

совместная деятельность в форме физкультурных праздников и досугов, дней здоровья, спортивных игр на воздухе, которые дополняют естественную потребность детей в движении;

медико-педагогический контроль.

      Во всех формах организации детей, реализуемых на физкультурных занятиях, осуществляется дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических, гендерных особенностей и учитывается уровень физической подготовленности и состояния здоровья.D:\Desktop\images.png

        При организации физического воспитания большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки . Обогащается индивидуальный двигательный опыт ребенка, последовательно проходит обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами.

      При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на три группы:

1 группа - дети здоровые редко болеющие, которым разрешены все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа - дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие ОРЗ, с физическим развитием ниже среднего, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хронический отит, астматический бронхит).

3 группа - дети с органическими заболеваниями сердца, хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний.

Проведение закаливающих процедур должно быть постепенным, последовательным, систематичным и непрерывным, активным и сознательным.

       Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область

«Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

            Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам.

         Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

«Интеграция образовательных областей в физическом развитии в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Задачи: 1. Cохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни....

Организация сенсорной деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Использование Интерактивных педагогических технологий в области речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Равитие речи одно и главных направлений в работе воспитателя потому данный материал долен помочь тем кто незнаком с данной технологией...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Планирование НОД детей дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие"(в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования)

План -конспект НОД "Лиса Алиса" по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе...

«Особенности организации взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? Это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются наоснове достижений науки, техники и передового опытаФедеральный государственный образовательный с...