Главные вкладки

    Классификация и характеристика подвижных игр
    учебно-методическое пособие по физкультуре (средняя группа) на тему

    Абдукаримова Виктория Валерьевна

    Классификация и характеристика подвижных игр 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подвижная игра - это активное действие, настроенное на движение.

    Игры нужны для того, что бы дети разных возрастов удовлетворяли свою потребность в отдыхе, при этом развивая координацию, выносливость, ловкость, двигательную активность, быстроту и другие способности. Так же игра приносит детям положительные эмоции, вы быстро знакомитесь с людьми и сдруживаетесь с ними. Благодаря играм, дети дошкольного возраста учатся командной игре, выигрывать и уметь проигрывать.

    Дмитриенко И.С. предлагает следующую классификацию подвижных игр:

                1. Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют большие группы участников.

               2. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются, организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

              3. Среди подвижных игр различают собственно (элементарно) подвижные игры. Собственно (элементарно) подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими учащимися. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих: быстро добежать до цели, быстро бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него. Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит сама сложность игры.

    Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и выбор инвентаря (волейбольный мяч, маленькие мячи, гимнастическая или простая палка и т.п.).

           4.  Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.

    Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

    В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции с предметами, вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.). Они имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

     Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

      В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

    К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

    Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз¬ненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

    Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек, игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.), игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).        

    Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э.И.Адаш-кявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

    Отличие подвижных игр от спортивных

    • количество игроков
    • нет строгой регламентации
    • место проведения
    • нет возрастных ограничений
    • нет специальной подготовки
    • нет точного названия
    • не присваиваются разряды
    • нет определенного графика

    Классификация подвижных игр

    • свободные игры (творческие, сюжетные, ролевые)
    • парные
    • групповые
    • организованные игры
    • командные
    • переходящие и командные
    • каждый сам за себя

    Группировка подвижных игр

    1. по степени сложности и содержанию
    2. по возрасту детей
    3. по видам движения
    1. игры с элементами ОРУ (ОРУ - это общеразвивающие упражнение)
    • с элементами бега;
    • прыжков;
    • метания в подвижную и неподвижную цель;
    • броском и ловли мяча;
    • передвижения на лыжах;

    игры на воде

    1. по физическим качествам группируют как подготовка к отдельному виду спорта, так и  на закрепление и совершенствование отдельных элементов
    2. по форме организации занятия (в зале, на улице)
    3. с учетом сезона и места проведения и возрастных особенностей ребенка.

    Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

     Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

     Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняют дети дошкольного возраста. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

    Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

    В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждые дети дошкольного возраста  играют  сами за себя и стараеются выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то дети дошкольного возраста стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов[18].

    В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети дошкольного возраста являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

    К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети дошкольного возраста играют по упрощенным правилам.

    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей дошкольного возраста и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классификация спортивных и подвижных игр согласно перспективному плану

         Подвижные игры. Цель: Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми. поощрять самостоятельные игры с каталками, ...

    ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

    В моем документе меются:   Значение подвижных игр в дошкольном возрасте. Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп. Классификация подвижных игр.     ВЛИЯНИ...

    Характеристика подвижных игр для детей дошкольного возраста

    В статье представлен материал по подвижным играм с дошкольниками, приводятся примеры игр, их классификация....

    Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей

    Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения- как самостоятельного, так и в результате лечения...

    Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

    Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...