Картотека подвижных игр.
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Засухина Анна Леонидовна

Подвижные, малоподвижные, хороводные,игры эстафеты для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasuhina_a.l._kartoteka_podvizhnyh_igr.docx92.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных, хороводных, игр-эстафет и малоподвижных игр.

Младший дошкольный возраст

Подвижные игры.

  1. «Прячем мишку».

ЗАДАЧИ: развивать внимание, вызвать положительные эмоции.

ХОД ИГРЫ.

Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? Ищи мишку!», взрослый ищет его вместе с ребенком.

Когда ребёнок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича «Ку-ку». Когда ребёнок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.

  1. «Наседка и цыплята».

ЗАДАЧИ:развивать внимание ловкость, быстроту.

МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.

ХОД ИГРЫ.

Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица»  (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет «цыплят»: «Ко-ко-ко», «цыплята» на её зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки»: наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

  1. «Птичка».

ЗАДАЧИ: развивать внимание, умение быстро бегать.

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребёнок изображает птичку, он

сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:

- Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела - ай!

(А. Барто)

После слов «Улетела – ай», ребёнок – «птичка» улетает, т.е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.

  1. «Чижик».

ЗАДАЧИ: развивать навыки общения, умение подражать движениям, чувство ритма.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из малышей).

Дети вместе с взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

(Дети поднимают сцепленные руки – «окошки».)

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

(«Чижик» прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые «чижик»«клюет», а дети постукивают пальчиками по полу.)

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

(«Чижик» пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

(А. Ануфриева)

(«Чижик вылетает» из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми.Они в ответ также машут ручками.)

  1. «Вороны».

ЗАДАЧИ: развивать способность к подражанию, умение ритмично двигаться.

ХОД ИГРЫ:

Дети изображают ворон, они стоят «стайкой» и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

«Кар-кар-кар!»

(Дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями.)

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!».

(А. Ануфриева)

(Садятся на корточки, ручки под щечку – «засыпают».)

  1. «Воробушки».

ЗАДАЧИ: развивать быстроту, ловкость.

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят в одном из углов комнаты и «спят». Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» -

Так весело поют.

(«Воробушки» встают, машут «крылышками», «чирикают».)

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» -

И крылышки согреть.

(«Вылетают» из угла комнаты, кружатся, «чирикают».)

Вот возле домика есть сад, летите крошечки искать,

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» - И крошечки искать.

(«Летят» на другой конец комнаты, садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» - появляется «кошка» - взрослый гонится за воробышками, они вскакивают и прячутся в «гнезде»

Все в гнездышко скорей!

(А. Ануфриева)

  1. «Пчелки».

ЗАДАЧИ: развивать ловкость.

ХОД ИГРЫ:

Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, «жужжат» «Появляется взрослый – «медведь» - и говорит:

- Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

«Пчелки» летят в определенный угол комнаты – «улей». «Медведь», переваливаясь, идет туда же. «Пчелки» говорят:

- Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

(А. Ануфриева)

«Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.

  1. «Зайки»

ЗАДАЧИ: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, всматриваются, «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» - в центре круга.)

Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.

  1. «Шишки».

ЗАДАЧИ: развивать внимание, координацию движений.

МАТЕРИАЛ: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят на ковре. Взрослый приносит корзиночку и предлагает детям пойти с ней в лес за шишками. По полу рассыпают шишки, дети бегут, и собирают шишки в корзиночку под песенку.

Дети по лесу гуляли,

Дети шишки собирали.

Ай, люли, ай, люли!

Дети шишки собирали,

И в корзиночку их клали.

Ай, люли, ай, люли!

Сели дети отдыхать,

Захотелось им поспать.

Баю-бай, баю-бай.

(А. Ануфриева)

Появляется «мишка» (взрослый берет игрушечного мишку). «Мишка» рычит (не очень громко, чтобы дети не испугались) и спрашивает: «Где мои шишки?» Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Мишка за шишками идёт. Скорее высыпайте шишки и бегите домой!»

Дети высыпают шишки из корзиночки и убегают на свои места.

«Мишка» сначала идет медленно, чтобы дать возможность детям высыпать шишки, а затем догоняет их, приговаривая: «Где мои шишки?».Дети показывают пустую корзинку и отвечают: «У нас нет шишек, уходи, мишка!» «Мишка» уходит, игра повторяется по желанию детей.

  1.  «Бабочки».

ЗАДАЧИ: развивать умение двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

ХОД ИГРЫ:

Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые. Взрослый поет армянскую народную песенку «Ласточка»:

Ласточка – «Тивит, тивит» -

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком её

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу «бабочки» начинают «летать», резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

  1. «Игра с мишкой»

ЗАДАЧИ: развивать умение быстро бегать, ловкость.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Дети стоят в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

- Мишка по лесу гулял,

Наших деток он искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

(«Мишка» садится на стул и «засыпает».Дети бегают вокруг.) Далее говорит:

- Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

Нашихдеток догоняй!

(А. Ануфриева)

(«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет детей.)

  1. «Воронята».

ЗАДАЧИ: Развивать способность к подражанию, внимание.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.

ХОД ИГРЫ:

Дети – «воронята» спят сидя на стульях.

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят.

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

(«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар». Затем, «летают» по комнате, размахивая «крыльями». Взрослый поёт дальше.)

Полетели, полетели,

Воронята полетели, «Кар! Кар!»

Вышла тётя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

(Выходит на середину и сыплет из чашки воображаемые крошки.)

Воронята прилетали,

Все до крошки поклевали. (2 раза)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук -

Клювами стучали. (2 раза)

(Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют»)

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

(А. Ануфриева)

(Взрослый берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей.)

В дальнейшем «сыплют крошки» и изображают собачку сами дети.

  1. «Кот и мыши».

ЗАДАЧИ: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый изображает кота, дети - мышей. Дети сидят «в норке» (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:

- Котик по двору идёт,

Ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит,

На кота глядит.

(Е. Тихеева)

Взрослый садится на стул и закрывает глаза – «спит». Дети – «мышки» подходит на близкое расстояние, видят, что «кот спит», бегает и играет вокруг «кота». «Кот»потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышей». Мышки  убегают в «норку».

  1. «Пес Барбос».

ЗАДАЧИ: развивать внимание, ловкость, быстроту.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Взрослый говорит:

- Вот сидит наш пёс Барбос,

В лапы спрятал чёрный нос.

(дети встают с места и подходят к собачке.)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И ребяток догоняй!

(Е. Тихеева)

Взрослый с собачкой бежит за детьми и говорит: «Гав-гав!». Пойманный ребёнок садится на место, и игра начинается снова.

  1. «Курочка-хохлатка».

ЗАДАЧИ: развивать ловкость.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает «курицу», дети – «цыплят». В стороне сидит старший ребенок - это «кошка». Взрослый говорит:

- Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко» -

Не ходите далеко.

(Взрослый приближается к «кошке».)

Говорит:

- На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!

(А. Ануфриева)

«Кошка» открывает глаза, «мяукает» и бежит за «цыплятами», которые убегают в определенный угол комнаты – «курятник», к «курочке-маме».

«Курица защищает «цыплят», разводя руки в стороны и говоря при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

  1. «Солнышко и дождик».

ЗАДАЧИ: развивать умение действовать по сигналу.

МАТЕРИАЛ: большой пёстрый зонтик.

ХОД ИГРЫ:

В руках у взрослого большой пёстрый зонтик, дети собираются вокруг него. Взрослый говорит:

«Солнышко светит! Пойдёмте гулять!».

Дети вместе с ним ходят или бегают по всей площадке (можно предложить собирать ягоды).

Через некоторое время воспитатель говорит:

 «Дождик, прячьтесь скорее под зонтик!».

Все бегут к нему, становятся под зонтик и ждут, когда дождик перестанет.

Затем он говорит:

«Дождик перестал, снова светит солнышко. Можно идти гулять», - и дети снова разбегаются.

  1. «Огуречик, огуречик».

ЗАДАЧИ: играть по правилам, действовать по сигналу.

МАТЕРИАЛ: маска мышки.

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся за линию на одной площадки. На противоположной стороне живёт мышка (воспитатель или кто-нибудь из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

Воспитатель должен помнить, что движения младших дошкольников не совершенны, поэтому не следует позволять им бегать слишком быстро.

  1. «Мой весёлый звонкий мяч2»

ЗАДАЧИ: упражнять в прыжках на двух ногах, беге.

МАТЕРИАЛ: мяч.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят на одной стороне площадки, около них взрослый с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, и при этом приговаривать:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой. (С.Маршак).

После этого взрослый предлагает детям попрыгать, как мячики, сам при этом отбивает мяч об пол. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!». Дети перестают прыгать и убегают. Взрослый делает вид, сто догоняет их.

 Можно предложить роль мячей детям. Взрослый проговаривает слова, дети прыгают, а взрослый при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мяч.

  1. «Самолёты».

ЗАДАЧИ: играть по правилам, упражнять в беге, проговаривать текст вместе с воспитателем.

МАТЕРИАЛ: цветной шнур или верёвка длиной 2 — 3 метра.

На полу комнаты шнуром выкладывается круг — это аэродром. Воспитатель объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолёты. Затем она произносит:

Самолётики летят

И на землю не хотят,

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

(Самолётики, которых изображают дети, расставив руки в стороны, начинают «летать» за пределами круга).

Через 30 секунд воспитатель говорит:

Вдруг летит большая туча,

Стало всё темно вокруг.

Самолётики — свой круг!

После этих слов воспитатель идети бегут по кругу и приземляются.

  1. «У медведя во бору».

ЗАДАЧИ: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.

ХОД ИГРЫ: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2—3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие — дети, они находятся дома. Воспитатель говорит:

«Идите гулять».

Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят:

« У медведя во бору,

грибы, ягоды беру,

 А медведь не спит

Всё на нас глядит,

А потом, как зарычит».

Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется.

Хороводные и малоподвижные игры.

  1. «Мишка-медведь».

ЗАДАЧИ: учить ритмично хлопать и двигаться.

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

(А. Ануфриева)

«Мишка» в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

  1. «Мыши водят хоровод».

ЗАДАЧИ: учить водить хоровод, выполнять правила игры.

ХОД ИГРЫ

Ход подвижной игры:

Дети стоят в кругу взявшись за руки в центре круга спит кот. Дети идут по кругу и подпевают взрослому:

Мыши водят хоровод:

Ля-ля-ля!

На печурке дремлет кот.

Ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите,

Кота-Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет наш хоровод!

Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька-кот,

Разбежался хоровод!

Кот бегает за мышками: «Мяу-мяу-мяу!»

«Мышки» разбегаются.

  1. «Каравай».

ЗАДАЧИ: учит ходить по кругу, выполнять движения в соответствии с текстом.

ХОД ИГРЫ:

Участники образуют круг вокруг именинника, берутся за руки и начинают водить хоровод, произнося текст и выполняя соответствующие движения:

Как на... (имя виновника торжества) именины (день рожденья или другое празднуемое событие)

Испекли мы каравай: Вот такой вышины (поднять руки вверх),

Вот такойнижины (присесть, коснуться пола руками),

Вот такой ширины (участники отходят в стороны),

Вот такой ужины (сходятся к центру круга)!

Каравай, каравай (все хлопают в ладоши), Кого любишь, выбирай!

Именинник говорит: Я люблю, конечно, всех, А вот... (имя участника) больше всех!

После чего новый «именинник» встает в круг, и хоровод снова движется, текст повторяется. Чтобы народ не заскучал, можно провести несколько таких «выборов» и выбирать по очереди всех гостей, а в конце еще раз в круг встает виновник торжества.

  1. «Шарик».

ЗАДАЧИ: учить соотносить движение с текстом.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят по кругу взявшись за руки. Взрослый говорит текст, а дети проговаривают его вместе с ним, выполняя движения в соответствии с текстом.

Надуваем быстро шарик,

(Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой.

(Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой.

  1. «Пузырь».

ЗАДАЧИ: учить ходить по кругу взявшись за руки.

ХОД ИГРЫ:

Дети вместе совзрослым берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:

Шар летел, летел, летел

И за ниточку задел.

Дети не отпуская рук приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «и за ниточку задел» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

  1. «Ровным кругом».

ЗАДАЧИ: учить ходить по кругу, выполнять заданные движения.

ХОД ИГРЫ:

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

  1. «Подарки».

ЗАДАЧИ: учить водить хоровод, выполнять движения в соответствии с названным подарком.

ХОД ИГРЫ:

Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребёнок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся.

Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

  1. «Колпачок и палочка».

ЗАДАЧИ: учить играть в кругу, развивать слух.

МАТЕРИАЛ: колпачок, палочка.

ХОД ИГРЫ:

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

«Раз, два, три, четыре, пять –

(Ведущий стучит палочкой).

Будет палочка стучать,

(Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу).  

Скок, скок, скок – (говорит тот на кого указал ведущий).

Угадай, чей голосок –(говорят все дети), после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

  1. «Котик к печке подошёл»

ЗАДАЧИ: учить водить хоровод, соблюдая направление движения.

ХОД ИГРЫ:

Дети берутся за руки, образуя кружок. Взрослый читает стихотворение, показывает движения, вслед за ним движения и слова повторяют дети:

Котик к печке подошёл,

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Горшок каши он нашёл,

Горшок каши там нашёл,

(Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи!

(Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)

Пироги в печи пекутся,

(Выполняют наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.)

Они в руки не даются.

 (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

Игры с элементами эстафеты.

1. «Кто раньше».

ЗАДАЧИ:         учить детей выполнять элементы эстафеты.

МАТЕРИАЛ: стулья по количеству детей.

ХОД ИГРЫ:

3—4 детей сидят на стульях на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 6—10 м) стоят стулья по числу играющих. По сигналу воспитателя малыши бегут на другую сторону, стараясь быстрее сесть на стул. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Детей надо подбирать примерно равных по силам, быстроте бега. Сильным расстояние для бега предлагать больше. Детям послабее дистанцию сократить. Обращать внимание на быстроту реакции, напоминать, что бежать надо сразу же, как только будет дан сигнал. Он может быть словесный «Беги!», звуковой (удар в бубен, хлопок в ладоши), зрительный (взмах флажком).

Вариант: добежать до стула, поднять вверх флажок или кубик; позвонить в погремушку.


2. «Звоночек».

ЗАДАЧИ: упражнять в беге, учить соревноваться, развивать зрительное внимание.

МАТЕРИАЛ: колокольчик, бубен или погремушка.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят полукругом, воспитатель перед ними, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка). Он показывает его детям и быстро прячет. Спрашивает, что они видели, затем перебегает на другую сторону, говоря:

«Я бегу, бегу, бегу,

И в звоночек я звоню».

Кладет звоночек сзади, широко разводит руки в стороны и говорит:

«Все сюда скорей  ко мне бегут

И звоночек мой найдут».

Дети бегут. Кто первый нашел, звонит и отдает воспитателю.

Игра повторяется.

3. «Быстро возьми — быстро положи».

ЗАДАЧИ: упражнять в беге, учить соревноваться.

МАТЕРИАЛ: погремушки или кубики, коробки.

ХОД ИГРЫ:

На одной стороне площадки стоят 3—4 стула, на каждом по 2—3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5—6 м стоят 3—4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик.

Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1—2 м) увеличить расстояние для бега. Детей подбирать примерно одинаковых по силам.

4. «Кто больше соберет».

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, быстроту.

МАТЕРИАЛ: шишки.

ХОД ИГРЫ:

На площадке разложить шишки

Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы, и друг друга. На сигнал «Бери!» стараются быстро поднять предметы.

Отмечается, кто собрал больше.



Средний дошкольный возраст

Подвижные игры.

  1.  «Совушка».

ЗАДАЧИ: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

ХОД ИГРЫ: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

  1. «Бездомный заяц».

ЗАДАЧИ: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

ХОД ИГРЫ: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».

  1. «Лиса в курятнике».

ЗАДАЧИ: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

ХОД ИГРЫ: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

  1. «Пробеги тихо».

ЗАДАЧИ: учить бесшумно двигаться.

ХОД ИГРЫ: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

  1. «Самолеты».

ЗАДАЧИ: учить легкости движений, действовать после сигнала.

ХОД ИГРЫ: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

  1. «Зайцы и волк».

ЗАДАЧИ: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

ХОД ИГРЫ: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

  1. «Охотник и зайцы».

ЗАДАЧИ: учить метать мяч в подвижную цель.

ХОД ИГРЫ: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

  1. «Жмурки».

ЗАДАЧИ: учить внимательно слушать текст; развивать координацию и ориентировку в пространстве.

ХОД ИГРЫ: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

  1. «Удочка».

ЗАДАЧИ: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

  1. « Ловишки».

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, быстроту.

ХОД ИГРЫ: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

  1.  «К названному дереву беги».

ЗАДАЧИ: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

ХОД ИГРЫ: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

  1. «Жуки».

ЗАДАЧИ: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

ХОД ИГРЫ: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж». По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.

  1. «Найди себе пару».

ЗАДАЧИ: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

  1. «Зимующие и перелетные птицы». (русская народная игра).

ЗАДАЧИ: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

МАТЕРИАЛ: шапочки птиц, солнышко, снежинка.

ХОД ИГРЫ: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

  1. «Пчелки и ласточка».(русская народная игра)

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, быстроту реакции.

ХОД ИГРЫ: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

  1. «Кот на крыше».

ЗАДАЧИ: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

ХОД ИГРЫ: Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

  1.  «Охота на зайцев».

ЗАДАЧИ: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.

ХОД ИГРЫ: Все ребята-«зайцы» и 2-3 «охотника». «Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.

Воспитатель: -

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться!..

По снегу кататься!..

«Охотники» выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.

  1. «Жмурки с колокольчиком».

ЗАДАЧИ: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

ХОД ИГРЫ: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

  1. «Зайцы и медведь».

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

ХОД ИГРЫ: Ребёнок – «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети – «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает, отвечает:

- Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь» ловит «зайцев».

  1. «Перелет птиц».

ЗАДАЧИ: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу – скамейки. По сигналу педагога: «Птички улетают!», дети, подняв руки, бегают по площадке. По сигналу: «Буря!», бегут к скамейкам и садятся на них. По сигналу взрослого: «Буря кончилась!», дети слезают со скамеек и продолжают бег.

  1. «Ловишка, бери ленту!»

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

ХОД ИГРЫ: Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три. В круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

  1. «Картошка»(русская народная игра).

ЗАДАЧИ: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

ХОД ИГРЫ: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

  1. «Снежная баба» (русская народная).

ЗАДАЧА: развивать двигательную активность.

ХОД ИГРЫ: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

Хороводные и малоподвижные игры.

  1. «Утка и селезень» (русская народная).

ЗАДАЧИ: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

ХОД ИГРЫ: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,

Молодой ловит серую.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Селезень пытается пробраться в ворота круга, дети стоящие в кругу мешают ему.

  1. «Мышеловка»

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.

ХОД ИГРЫ: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их – просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот захлопнем мышеловку,

И поймаем сразу вас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают — мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4—5 раз.После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

  1. «Снежинки и ветер»

ЗАДАЧИ: развивать двигательные навыки.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, держась за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: « Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки в круг!» - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

  1. «Пустое место»

ЗАДАЧИ: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

ХОД ИГРЫ: Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко глажу,

К одному я подойду

И тихонько постучу:

«Тук-тук-тук».

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» ведущий называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у круга.

  1. «Карусель»

ЗАДАЧА: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

ХОД ИГРЫ: Играющие стоят в кругу. На земле лежит веревка, концы которой связаны. Они подходят к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми {или левыми) руками, ходят по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слова «бегом» бегут.

По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. На словах:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Движение карусели постепенно замедляется, а с последними словами останавливается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопки). Опоздавший на карусели не катается.

  1. Мы топаем ногами.

ЗАДАЧИ: закрепить умение ходить по кругу, действовать по сигналу.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется

  1. «Конь».

ЗАДАЧИ: двигаться по кругу, выполнять прямой галоп

ХОД ИГРЫ:

В центре круга стоит ребёнок, дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

Скачет конь наш - цок да цок

Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребёнок выбирает себе коня.

  1. «Колпачок».

В центре круга сидит на корточках ребёнок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Колпачок, колпачок,

Маленькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили (грозят пальцем)

Мы тебя кормили (грозят другой рукой)

На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребёнок в центре встает)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай, кого захочешь,

Поклониться не забудь

Выбирай кого-нибудь. (ребёнок подходит к выбранному ребёнку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

Игра повторяется с другим ребёнком.

  1. «Каравай».

ЗАДАЧИ: водить хоровод, координация речи и движения.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в хороводе, играющие поют:

Шёл павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

  1. «Дедушка Водяной».

ЗАДАЧИ: ходить по кругу взявшись за руки, развивать тактильные свойства.

ХОД ИГРЫ:

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная

Что сидишь ты и моргаешь

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

Игры – эстафеты.

П/и «Пробеги и не задень»

Цель: развивать ловкость движения.

Ход игры: Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков - пробежать между снежками и не задеть их.

П/и «Попади в обруч»

Цель: развивать меткость, глазомер.

Ход игры: Дети бросают снежки в обруч с расстояния 5-6 м.

П/и «Перенеси предметы»

Цель: развивать координацию в пространстве, ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: На земле на противоположных сторонах чертят 2-4 круга. В один круг ставят разные предметы (кегли, кубики, игрушки), другой остается свободным. Дети становятся в две шеренги (или одну колонну) и по сигналу педагога начинают переносить предметы по одному из другого круга.

Старший  дошкольный возраст

Подвижные игры.

  1. Мышеловка

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, быстроту реакции.

ХОД ИГРЫ:

Дети делятся на две равные группы. Одна группа – «мышки». Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 «мышеловки». Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: «Мышеловка открыта» дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: «хлоп» мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

  1. Караси и щука

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

ХОД ИГРЫ: Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка «щукой». Щука встает вне круга. Остальные дети – «караси» плавают (бегают) в середине круга – «ставка». На слово воспитателя: «Щука!» ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается поймать карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных карасей забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука поймает определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.

  1. Шоферы

ЗАДАЧИ: развивать быстроту реакции, ориентировка в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: красные круги и рули, зелёные круги и рули, кубы.

ХОД ИГРЫ:

С одной стороны площадки два «гаража» (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой).

На линиях сделать места для «автомобилей»; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети – «шофёры», поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шофёры с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разъезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на – зеленый едут дальше. На слова воспитателя: «В гараж» машины возвращаются на свои места.

Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети – шофёры, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

  1. Сова

ЗАДАЧИ: развивать реакцию, действовать по сигналу.

ХОД ИГРЫ:

С одной стороны площадки место для «бабочек» и «жучков». В стороне начертан круг – «гнездо совы». Выделенный ребенок – «сова» встает в гнездо. Остальные дети – «бабочки» и «жучки» встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: «день» бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: «ночь» бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку, на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: «день» сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

  1. «Дударь».

ЗАДАЧИ: развивать внимание, быстроту реакции.

ХОД ИГРЫ: дети идут по кругу произнося слова.

Дударь, Дударь, дударище.

Старый, старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его в гнилую.

Дударь, Дударь, что болит?

Если Дударь говорит: голова, рука, нога… то дети идут по кругу и изображают, то что болит у Дударя. А, если Дударь говорит «Ничего не болит» - дети – убегают, а Дударь – догоняет. Пойманный становится Дударём.

  1. Стоп!

ЗАДАЧИ: развивать быстроту, ловкость, действие по сигналу.

ХОД ИГРЫ:

С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает глаза и говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово «Стоп!» все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребёнок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведёт его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто-нибудь из детей не дойдёт к ведущему в круг раньше, чем тот скажет «Стоп!» Этот ребёнок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.

  1. Игра «Мешочек» (русская народная игра).

ЗАДАЧИ: упражнять в прыжках через скакалку, развивать внимание.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят по кругу, в центре – водящий, он вращает шнур по кругу с грузом на конце (мешочек с песком), а дети должны внимательно следить за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого задел мешочек становится водящим.

  1. Игра «Попрыгунчики» (русская народная игра).

ЗАДАЧИ: упражнять в прыжках на одной или двух ногах с продвижением вперёд.

ХОД ИГРЫ:

На полу начерчен круг (величина круга зависит от количества играющих). Один из играющих встаёт в середину круга – он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд к центру круга. Участники стараются увернуться от пятнашки или вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой. Пятнашка так же, ка и играющие движется прыжками. Играющим можно только выпрыгивать из круга, а не выбегать.

  1. Квач, бери ленточку!

ЗАДАЧИ: развивать быстроту, ловкость, действие по сигналу.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в кругу. Каждый ребёнок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает «квач», У него ленточки нет. На слова воспитателя: «Лови!» дети разбегаются по всей площадке, а «квач» догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребёнок, который остается без ленточки, ненадолго выходит из игры. На слова воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!» дети становятся в круг, а «квач» подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым «квачом» 3 - 4 раза. В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого «квача».

  1. Пастух и волк

ЗАДАЧИ: развивать быстроту бега, ориентировку в пространстве.

ХОД ИГРЫ:

Из детей выбирают «пастуха» и «волка», остальные дети – «овцы». На одном конце площадки чертят «дом» для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: «Волк!» овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь, домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

  1. Хитрая лиса

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, наблюдательность.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребёнка. Ребёнок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребёнок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребёнка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

  1. Выручай!

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребёнка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребёнок убегает, другой - догоняет. Ребёнок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого-нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: «Выручай!» Тот ребёнок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребёнок не успеет встать, его поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.

  1. Ловля бабочек

ЗАДАЧИ: упражнять в беге парами, действии по сигналу.

ХОД ИГРЫ:

Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети – «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети – «бабочки» летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя «Ловцы!» два ребёнка, держась за руки, стараются поймать бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они её отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети – «бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 - 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.

  1. Кто позвал?

ЗАДАЧИ: развивать умение тихо ходить, прыгать, бегать, слух.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок. Дети тихо ходят, Прыгают на носочках вокруг ребенка в колпаке, который сидит в центре круга. На сигнал воспитателя дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать , кто его позвал. Если угадает, Дети меняются ролями.

  1. «Гуси – лебеди» (русская народная игра).

ЗАДАЧИ: играть по правилам, во время бега не толкать друг друга.

ХОД ИГРЫ:

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные гуси – лебеди. На одной площадке дом – хозяина и гусе – лебедей, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: «Гуси – лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой!» гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

  1. Русская народная игра «Двойные горелки».

ЗАДАЧИ: упражнять в беге парами, учить соразмерять свои движения с движением товарища.

ХОД ИГРЫ:

Играющие встают в две колонны парами одна напротив другой. Первыми в колоннах стоят водящие. После слов «Колокольчики звенят» дети последних пар из каждой колонны отпускают руки и бегут вперёд, стараясь соединиться в пары с игроками противоположной колонны. Взявшись за руки, они встают впереди одной из колонн. Водящие стараются осалить одного из игроков, пока они не соединились. Водящий и игрок, которого он осалил, встают впереди колонны. Тот из играющих, кто остаётся без пары, «горит».

  1. «Петушиные бои»

ЗАДАЧИ: упражнять в прыжках на одной ноге, развивать равновесие.

ХОД ИГРЫ:

На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.

  1. «Золотые ворота»

ЗАДАЧИ: развивать координацию движений, играть по правилам.

ХОД ИГРЫ: выбираются два водящих они встают образуя ворота. Играющие встают, берутся за руки и проходят в ворота, произнося слова:

Золотые ворота,

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается!

Второй раз запрещается!

Третий раз не пропустят вас!

На последние слова водящие опускают руки, кого задели встают рядом образуя ворота. Игра повторяется. Дети должны проходить в ворота не задевая их.

Игры – эстафеты.

ЗАДАЧИ: развивать ловкость, внимание, быстроту; упражнять в беге, ориентировке в пространстве; умение выполнять правила эстафеты; воспитывать чувство коллективизма.

  1. Смени флажок

ХОД ИГРЫ: Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя «Раз» первые дети из колон (по одному ребёнку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам. Меняют синие флажки на зелёные, возвращаются на свои места и поднимают вверх зелёные флажки. Зелёные флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. Воспитатель снова даёт сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Воспитатель каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок сколоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.

  1. Палочка - стукалочка

ХОД ИГРЫ: С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 - 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово «Раз» или «Беги» бегут. Кто быстрее вытянет палочку, тот стучит и говорит: «Раз, два, три, палочка - стукалочка, стучи!», кладёт палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребёнок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т.д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.

  1. Смелее вперед!

ХОД ИГРЫ: Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманных детей.

  1. К своему флажку

ОБОРУДОВАНИЕ: флажки 5 цветов.

ХОД ИГРЫ: Посередине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого. В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: «Ведущие на места!» Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: «К своим флажкам!» ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдёт флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.

  1. «К своему флажку»

Посередине площадки чертят 2 круга один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Каждая команда имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: «Ведущие на места!» Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: «К своим флажкам!» ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим.

  1. Не ошибись!

ОБОРУДОВАНИЕ: кубики трёх цветов на каждую команду.

ХОД ИГРЫ: Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки пред линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2 - 3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя «Раз» первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой - влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх. Выигрывает тот ребёнок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети возвращаются, кладут кубики на места и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.

  1. «Здравствуй сосед!»

Команды делятся на две группы и встают в два ряда лицом друг к другу. Капитаны начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой группы своей команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. По ходу игры ведущий выполняет разнообразные упражнения, а играющие их повторяют.

Хороводные и малоподвижные игры.

ЗАДАЧИ: закрепить умение играть в кругу; развивать внимание, слуховое восприятие.

  1. Ищи ведущего!

ХОД ИГРЫ: Выбирают 4 - 5 ведущих, между которыми распределяют всех игроков. Дети становятся в круг, ведущий в центре круга (сколько ведущих столько кругов). Каждый должен хорошо знать своего ведущего. Взявшись за руки, дети маршируют вокруг своего ведущего. «На прогулку!» говорит воспитатель. Ведущие остаются на своих местах, а дети гуляют по всей площадке. На команду «стоп!» все останавливаются и закрывают глаза. В это время за указаниями воспитателя ведущие меняются местами, причем так тихо, чтобы дети не могли догадаться, куда перешел их ведущий. «Ищи ведущего!» и каждая группа детей спешит построится в круг возле своего ведущего. Воспитатель отмечает, какая группа детей это сделала быстрей. Игра повторяется.

  1. На заводе

ХОД ИГРЫ: Все дети договариваются, что они будут изображать движения какой-нибудь машины. Один ребёнок – «инженер».Он должен быстро заметить, где произошли поломки. Инженер выходит из комнаты. Остальные дети, кроме одного ребёнка, договариваются, какое движение машины они будут выполнять. Затем входит инженер, смотрит, кто как работает. Подходит к ребёнку, который не правильно выполняет движение, показывает, как надо делать. Выбирается новый инженер, и игра продолжается.

  1. Найди и промолчи

ХОД ИГРЫ: Дети сидят на стульчиках вдоль комнаты. Воспитатель предлагает детям встать и повернуться лицом к стене, закрыв глаза. Сам отходит на несколько шагов назад и прячет несколько разноцветных флажков в разные места. На слова воспитателя: «Ищите флажки!» дети идут искать. Тот, кто увидел флажок, не поднимает его, а идёт и говорит воспитателю на ухо, где он лежит и садится на место.

  1. Береги предмет!

ХОД ИГРЫ: Дети сидят в кругу, ноги у них слегка расставлены в стороны, руки за спиной. Возле ног каждого ребёнка – кубик или другой какой-нибудь предмет. Ребёнок, который стоит в середине круга – ведущий, ходит с одного места в другое и старается взять предмет. Дети защищают свой предмет руками. Когда ведущему удается взять предмет у 2 – 3 детей, назначается новый ведущий в середину круга и игра продолжается.

  1. Так можно, так не можно

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, объясняет им, что на его слова: «Делай так!» все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова: «Не делай так!» стоять с опущенными руками и движения не повторять. Тот, кто ошибается, проигрывает и отходит на один шаг назад. Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова вернутся в круг.

  1. «Лисонька – лиса».

ХОД ИГРЫ: Лиса стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют:

Мы по кругу идём,

Мы лисичку зовём,

Пусть глаз не открывает,

Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются, и тот на кого покажет водящий, говорит: «Лисонька – лиса, где я?» Лиса должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться и сказать: «Здесь ты!» Затем передать маску лисы и встать в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....