Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Кислицына  Елена Николаевна

Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная,  эмоционально -  окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Методические рекомендации по организации и проведении

                                    подвижных  игр в ДОУ

                                                                       

                                                                         Кислицына Е.Н инструктор 

                                                                             по физической культуре                                                                                                                                                             

                     МБДОУ детский сад № 81 «Гульчачак г. Набережные Челны

       Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки,  ловля и т. д.  Увлеченные игрой дети,  повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка. В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота -  этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых условиях. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей. Подвижная игра – сложная, двигательная,  эмоционально -  окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами.

Классификация подвижных игр

  • Элементарные: сложные (спортивного характера)
  • Сюжетные:  (действия определяются сюжетом и ролью)
  • Бессюжетные:(игры построенные на выполнение действий с предметами)

Методика проведения  подвижных игр (младшая группа)

  • Организационный момент (сбор детей на игру)
  • Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
  • Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в  процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
  • Анализ (всегда дается только положительный)

Методика проведения  подвижных игр (старшие группы)

  • Организационный
  • Заинтересовывающий
  • Объяснение педагогом правил игры
  • Вопросы к детям на закрепление правил игры
  • Распределение ролей – взятие детьми ролей (по желанию, считалки, жеребьевки )
  • Руководство игрой
  • Анализ

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо учитывать при организации занятий. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются  разнообразные навыки в основных движениях. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде  Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводить к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Основной концепцией работы является следующее – педагог должен помогать ребенку ориентироваться в окружающем мире, правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, проживать детство в радости, гармонии, счастье! Чтобы добиться этого, надо уметь следующее:

  • организовывать  деятельность детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
  • решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;
  • уметь неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавлять их активности, быть партнером по общению;
  • предоставлять детям возможность самим увидеть проблему и найти способы ее решения;
  • предусматривать возможность проявления отрицательных эмоций и вовремя ставить им «противовес»;
  • «видеть» каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
  • Не только учить детей предлагаемым программами движениям, но и создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которые одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых  тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и т.д.), или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.  Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение  и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.  Игры отбираются  в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Педагог регулирует нагрузку, которая  должна увеличиваться постепенно.  Игра большой подвижности повторяется 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 минут. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 минут в младших группах до 15 минут. Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у  детей постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы.

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры.- М., «Просвещение», 1991.

2. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. – М., «Аркти», 1999.

3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М, «Просвещение», 1988.

5. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки.- С.Пб., «Союз», 2003.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.- М., «Владос», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»

Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...