Картотека игр по формированию правильного дыхания у детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре на тему

Теплюкова Валентина Александровна

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_roditelyam.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию правильного дыхания у детей

дошкольного возраста

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.


Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.


При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Ребенок может подуть на одуванчик или на свечу сначала ртом, потом носом, затем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.

Игры, укрепляющие дыхательную систему.


«Кто громче?»
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. 
Оборудование: Дудочка, рожок, свисток. 
Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче. 

«Король ветров»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. 
Оборудование: Вертушка или шарик. 
Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры со всего света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку: чья дольше крутиться, тот и победил. Дуют на подвешенные воздушные шарики, чей шарик отлетит выше, тот и победил. Из каждой пары детей отбирают лучшего, они соревнуются между собой. Победитель – «Король ветров». 

«Бульканье»

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. 
Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка. 
Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил. 

«Шарик лопнул»

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ. 
Оборудование: Фанты из бумаги. 
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух  носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот: «Ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произносят «Шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения. 

«Самолетик – самолет»

Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве. 
Ведущий показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх - вдох. Делает поворот в сторону, произнося: «Жжж…», - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. Ребенок повторяет 2-3 раза в ритме стиха: 
Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладонями вверх) 
Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «жжж..»)
Жу, жу, жу
Жу, жу, жу
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки – пауза)
Я налево полечу (поднимает голову – вдох)
Жу, жу, жу
Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «жжж…»)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки - пауза) 

«Подпрыгни и подуй»

Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. 
Оборудование: воздушный шарик. 
На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает. 

«Дрова»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. стоя ноги врозь, руки над головой «в замок».
Раз дрова, Наклоны вперед
Два дрова, выдохе произнося 
Раскололся ствол слова: «Ух! Ах!» едва.
Бух дрова, При выпрямлении -
Бах дрова, вдох
Вот уже полена 
Два.

«Чайник»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.
Чайник на плите стоял – вдох,
Через носик пар пускал - выдох.
«Паф-паф-паф-паф».

«Ветер»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.
Ветер сверху набежал: Вдох.
Ветку дерева сломал: Выдох.
«В-в-в-в!» Вдох.
Дул он долго, зло ворчал Выдох.
И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф». 

«Партизаны»

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.
Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем, Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: Выдох со
«Т с-с-с-с!» звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Открытый просмотр: «Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста»

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей. При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их сн...

"Развитие правильного дыхания у детей дошкольного возраста"

Статья "Развитие правильного дыхания у детей дошкольного возраста"...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Игра «Лестница»Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.Описание.Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длит...

Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики и правильного дыхания у детей дошкольного возраста с дизартрией

Материал разработат из опыта работы с детьми, посещающими логопедический пункт....

Формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности певческого дыхания детей дошкольного возраста: анатомо-физиологические особенности развития детской дыхательной системы, наиболее эффективные формы работы в...