Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики и правильного дыхания у детей дошкольного возраста с дизартрией
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Пуртова Алёна Алексеевна

Материал разработат из опыта работы с детьми, посещающими логопедический пункт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад «Ромашка»

Консультация для педагогов методического объединения

Тема: НЕТРАДИЦИОНННЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ И ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

(Опыт работы)

Учитель – логопед

                                                                                            А.А. Пуртова

г. Урень

2017 г.

Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Мой первый опыт работы с ребёнком, имеющим это нарушение, был непростым. Губы  мальчика были плотно сжаты, а язык  держал форму «иголки». Его речь в виде звукоподражаний понимали только я и близкие люди. Пытаясь найти способ помочь этому ребёнку, я наткнулась на книгу Архиповой Елены Филипповны: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии».

С тех пор в своей работе я использую элементы методики Елены Филипповны.

 Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений фонетико-фонематическое недоразвитие речи и стёртая дизартрия.

Для увеличения эффективности своей работы я проходила курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы  логопедии в соответствии с требованиями ФГОС» - г. Москва 2016 г.

Согласно методике Елены Филипповны Архиповой,  логопедическая работа при коррекции стёртой формы дизартрии предполагает несколько  направления. Более подробно я остановлюсь на первых двух этапах.

Первое направление

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

  • Данный этап работы проводится параллельно с налаживанием психологического контакта между ребёнком и  логопедом.  

Для установления контакта с ребёнком я использую сказки о весёлом язычке, которые помогают ребёнку в игровой форме познакомиться с органами артикуляции.

  • При работе с артикуляционной мускулатурой я использую артикуляционные упражнения с совместно с движениями пальцев рук.         При этом движения рук имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Такой метод называется биоэнергопластикой. Применение данного метода эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.

Во время использования элементов биоэнернопластики можно предложить детям надеть яркие перчатки. Это поможет сконцентрировать  внимание на точности движений рук.  

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов:

  1. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

  1. На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом.

  1. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.

  1. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Предлагаю вашему вниманию примерный комплекс упражнений, которые я использую в своей работе.

  1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  4. Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
  5. Чередование «Заборчик» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
  6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.
  9. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  10.  «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

Второе направление

Нормализация речевого дыхания.

 С этой целью проводятся кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.

В своей работе я использую  нетрадиционные дидактические и наглядные пособия, предназначенные для развития дыхания, изготовленных мною за два года работы. Я считаю, что использование таких пособий в образовательной деятельности повышает результативность коррекционной работы, а также вызывает интерес и повышает работоспособность у детей.

Предлагаю вниманию коллег свой небольшой опыт использования нетрадиционного игрового оборудования на логопедических занятиях:

1.  Упражнение «Футбол» ( модифицированное»). При выполнении стандартного упражнения «Футбол» чаще всего используются шарики из медицинской ваты среднего размера. Я решила усложнить задачу при выполнении данного упражнения. Для этого вместо ваты использую шарики пенопласта размером от 3 до 5 см. ( Пенопласт, используемый в почтовых отправлениях, для сохранения целостности посылки). По моей практике, «загнать» такой шарик сложнее, чем из ваты. Шарик из пенопласта детям труднее «забить « в ворота с первого раза, поэтому им приходится делать более медленный и плавный выдох.

2. Упражнение «Метель». Так же, вместо кусочков бумаги или конфетти, я использую уже мелкий пенопласт. В бутылку с узким горлышком ломается пенопласт мелкого размера, в нее вставляется коктейльная палочка. Ребенок вдыхает носов воздух, выдыхает ртом в бутылку через палочку, создает эффект метели. Я установила такой факт, чем меньше будет пенопласт, тем явнее ребенок увидит свою метель, в силу легкости пенопласта ( материал  поднимается выше и кружится по кругу).

3. «Открытка-сюрприз»

Необходима двойная открытка, внутри обклеена белой бумагой, вверху на одной стороне приклеена салфетка, разрезанная на полоски, под салфеткой наклеены различные картинки.  Ребенок вдыхает воздух носом, при выдохе воздуха на салфетку появляется картинка, которая была спрятана за салфеткой. Так же можно использовать вместо салфетки «ёлочный дождик».

4. «Султанчики»

В своей работе я использую «султанчики», сделанные  из трубочек для коктейля и цветных подарочных ленточек. В зависимости от силы выдоха ленточки начинают разлетаться .

5.«Вертушка»

Данное пособие у меня  куплено в магазине. Можно изготовить вертушку самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Вертушка у меня в форме цветка. При выдохе цветок начинает вертеться по кругу.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию правильной артикуляционной моторики и дыхания у детей со  стёртой дизартрии очень кропотливая и многогранная. Она одинаково сложна и интересна. Мне всё же удалось в какой-то мере помочь своему первому мальчику - дизартрику. Теперь он говорит весьма разборчиво.  Значительные улучшения в речи имеются и у многих других детей.  Однако речевые нарушения детей носят различный характер. Имея некоторый опыт работы в этом направлении, я продолжаю сталкиваться с различными проблемами, которые мне ещё предстоит решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр: «Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста»

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей. При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их сн...

"Развитие правильного дыхания у детей дошкольного возраста"

Статья "Развитие правильного дыхания у детей дошкольного возраста"...

Картотека игр по формированию правильного дыхания у детей дошкольного возраста

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом....

Нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики для правильного речевого развития детей дошкольного возраста

В слайд-презентации раскрыты нетрадиционные приемы развития артикуляционной моторики....

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли  активными и крепкими. ...

КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...