Обследование двигательных навыков детей 3-7 лет в ДОУ
консультация по физкультуре на тему

Высоцкая Светлана Николаевна

В данном материале представлены рекомендации программы "Старт" по проведению обследования двигательных навыков детей дошкольного возраста. Материал может помочь воспитателям  детских садов, работающим  по другим программам выбрать качественные показатели физического развития детей для проведения диагностики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

           Как провести обследование

            основных движений у детей

    дошкольного возраста

     

    использованы методические

      материалы программы «Старт»

 

Обследование двигательных навыков детей 3-7 лет в дошкольном учреждении.

 Невозможно строить работу, не зная способностей детей, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Проводя такое обследование, помимо цифровых показателей по основным движениям, необходимо обратить внимание на степень владения ребенком  своим телом, а также постараться выявить его способности или хотя бы предрасположенность к какому-либо основному движению.

 Следует помнить, что перед воспитателями, инструктором  не стоит задача воспитать всех детей спортсменами и чемпионами. Задачи другие - научить ребенка  владеть своим телом, получать от этого удовлетворение и радость.

  Обследование ребенка направлено на получение сведений о его  возможностях и умениях, которые по мере роста  и развития ребенка измеряются и уточняются, что в свою очередь корректирует последующую работу  с конкретным ребенком. Само по себе обследование является для воспитателя, инструктора точкой опоры и  сигналом к коррекции последующей работы.

  Можно выделить несколько видов обследования:

1) фронтальные

2) по видам движений;

3) по видам спорта;

4)по творческим способностям

5) по владению каким-либо снарядом  (скакалкой, мячом и др.)

По форме проведения можно выделить основные виды занятий с детьми:

1. плановые;

2. индивидуально-групповые;

3. соревнования;

4. специальные (предметно-образные, сюжетные)

5. досуги, праздники.

Следует отметить, что проведение обследования в традиционной форме (индивидуальный просмотр движения при всей группе) наименее эффективно. Чем непосредственнее  обстановка, чем  выше заинтересованность детей, чем увлекательнее задание, тем больше шансов для инструктора, воспитателя увидеть возможности ребенка. Даже простое наблюдение за ребенком на прогулке может дать больше информации, чем хорошо организованный просмотр.

 

     

Показатели среднего уровня развития физических качеств и

двигательных навыков детей у детей 3-7 лет.

Возраст

Двигательный навык

ходьба

бег

равновесие

3-4 года

Прямое положение туловища и головы, свободные движения рук и ног, но еще не всегда согласованные, но энергичные. Примерное соблюдение направления, с опорой на ориентиры.

Туловище прямое, немного отклонено вперед, свободное движение руками. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.

На возвышенной и ограниченной площади опоры туловище и голова слегка наклонены вперед, взгляд устремлен под ноги. Шаг приставной неуверенный.

Высота гимнастической скамейки 15-20 см, ширина, 25-30см

4-5

Туловище прямое. Свободные движения рук от плеча, шаг ритмичный, но тяжеловатый, Соблюдение направления с опорой на ориентир и без него.

Небольшой наклон туловища, голова поднята. Руки согнуты в локтях. Выраженный вынос бедра маховой ноги под углом 40-50°. Бег ритмичный.

Непрерывный бег в медленном темпе 1-1,5 м.

Бег на расстояние 40-60 м  со средней скоростью,

Челночный бег 3 раза по 10 м.

Туловище и голова выпрямлены, взгляд устремлен вперед. Шаг приставной и переменный, более уверенный.

Высота наклонной доски 30-35 см, ширина15-20 см, перешагивание через рейки лестницы приподнятой на 20-25 см от пола.

5-7

Хорошая осанка. Свободное движение рук от плеча со сгибом в локтях. Шаг энергичный, стабильный, ритмичный. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стопы. Активное сгибание и разгибание ног в коленях. Умение соблюдать различные направления и менять их.

Небольшой наклон туловища, голова поднята. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь,  затем вперед внутрь. Быстрый вынос бедра маховой  ногой под углом 60-70°. Опускание толчковой ноги с носка с выраженным выпрямлением суставов. В медленном беге туловище почти вертикально, сгибание ног небольшое, шаг короткий, кисти расслаблены

Непрерывный бег в медленном темпе 2-3 м.

Бег на расстояние 80-120 м  со средней скоростью,

Челночный бег 3-5  раз по 10

Выпрямленные туловище и голова, взгляд устремлен вперед. Состояние мышечной и нервной системы стабилизировано, движения ног свободные. Шаг переменный, мягкий. уверенный, с перекатом с носка  на всю ступню.

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейке, по веревке диаметр (!,5-3 см) с выполнением различных заданий.

     Динамика развития физических качеств и движений у детей

Физическое качество

Значимость для развития ребенка

Средство определения

Физических качеств

Примерные нормативы

возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Скорость – это способность выполнять

двигательные действия в минимальный срок

Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку находчивость

Бег на скорость

 -

Бег в медленном темпе в течении 50-60 с.

Бег на 20 м 5,5-6 с.

Бег на 20 м 5,5-6 с. к концу года.

30 м 6,5-7,5 с.  к  концу года.

Прыгучесть - это способ координировать свои движения, владеть своим телом, и сознанием в полете, начиная с разбега и толчка до полного приземления

Развивает чувство самостраховки, ловкость, быстроту реакции, смелость и решительность - качества необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка в экстремальных ситуациях.

Прыжки в длину  с места, см

10-20

25-45

55-70

80-100

100-125

Прыжки в длину с разбега

-

-

100-150

180-190

Прыжки в высоту с места прямо и боком, см

   -

5-10

20-30

25-35

30-40

Прыжки в высоту с разбега

-

  -

     -

30-40

50-70

Прыжки через скакалку

-

Прыж-ки  на месте через корот-кую скакал-ку

2 вида прыжков на месте, в движениес длиной и короткой скакалкой

5-10 раз

Прыжки разными способа-ми

Прыжки с высоты

15-20

 20-25

30

35

40

Меткость – способность посылать предмет  в намеченную цель.

Систематические упражнения на разные виды метания развивают в ребенке умение сочетать волевое усилие с собранностью внимания, сосредоточенностью, целенаправленностью и координацией движений при обязательной глазомерной оценке расстояния.

Метание на дальность, м

     -

2.5-5

К концу года

3.5-6.5

    5-9

  6-12

Метание

в вертикаль-ную цель, м

     1

Высота мишени 1.2, расст. до цели

1-1,5

Высота мишени 1.5, расст. до цели

1,5 – 2

Высота мишени 1,

Расстоян.

3-4

Из разных положе-ний расстоян. до цели

4-5

метание в горизонталь-ную цель, м

   1

Расст. до  цели

1,5 - 2

Расстояние до цели

2-2.5

Высота мишени 1,

Расстоян.

    3-4

Из разных положе-ний, расстоян. до цели         4-5

Перебрасы-вание мячей в паре, см

50-100

Ловля мяча, брошенного воспитателем

70-100

Ловля мяча, брошенного воспитателем

120

150

300

Школа мяча

(подбрасывание и ловля мяча, отбивание от пола и т.д.)

2-3 раза подряд

Не менее  5 раз подряд

Не мене 10 раз подряд

   Не менее 20 раз

Ловкость  - это способность быстро овладеть новыми движениями, быстро перестраивать двигатель-ную деятельность в соответствии с требованиями обстановки.

Ловкость связана с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения, быстротой мышления и реакции, моторной памятью и вниманием, смекалкой и находчивостью,

 навыками пространственной и временной ориентировок.

Подвижные и спортивные игры по программе

Ребенок должен проявлять сообразительность, увертливость, умение ловко передвигаться между предметами и игроками, инициативу при неожиданных изменениях  ситуации, использовать благоприятные для этого моменты с помощью пространственной и временной ориентировок, быстро и безошибочно переключаться с одного движения на другое по звуковому сигналу или по правилам игры, преодолевая на пути все препятствия.

Динамика развития координации и техники движений

возраст

                                             Прыжки с места

С высоты

В высоту

В длину

3-4 года

И.П.– небольшой присед, руки отведены назад.

Толчок двумя ногами, небольшой взмах руками вперед.

В полете стараемся выпрямиться, а руками взмахнуть вверх-вперед.

Приземление мягкое, на обе ноги, руками слегка вперед.

И.П.– небольшой присед, руки отведены назад.

Толчок двумя ногами, небольшой взмах руками вперед.

В полете стараемся ноги согнуть в коленях.

Приземление мягкое, на обе ноги, руками слегка вперед.

И.П.– небольшой присед, руки отведены назад.

Толчок двумя ногами, небольшой взмах руками вперед.

В полете стараемся ноги вытянуть вперед.

Приземление мягкое, на обе ноги, руками слегка вперед.

4-5  лет

И.П.– полуприсед, руки отведены назад, ноги параллельно.

Толчок двумя ногами, небольшой взмах руками вверх-вперед.

В полете выпрямляются туловище и ноги, а руками взмахнуть вверх-вперед.

Приземление мягкое, на обе ноги с перекатом с носка на всю ступню, руками  вперед.

И.П.– полуприсед, руки отведены назад, ноги параллельно, слегка расставлены.

Толчок двумя ногами, небольшой взмах руками вверх-вперед.

В полете сгибаем ноги в коленях, подтягиваем к животу, взмахивая руками вверх.

Приземление  на обе ноги с переходом с носка на всю ступню, руками  вперед.

И.П.– полуприсед, руки отведены назад, ноги параллельно, слегка расставлены.

Толчок двумя ногами,  взмах руками вперед, слегка вверх.

В полете стараемся ноги вытянуть вперед, руки и все туловище.

Приземление на полусогнутые ноги, с выведением рук вперед и сохранением равновесия.

5-7 лет

И.П.– полуприсед, руки отведены назад, ноги параллельно, туловище наклонено вперед, голова поднята.

Толчок с сильным отталкиванием двумя ногами, распрямлением ног и резким  взмахом руками вверх-вперед.

В полете полностью выпрямляемся, слегка прогибая туловище.

Приземление мягкое, на полусогнутые ноги с перекатом с носка на всю ступню, руками  вперед.

И.П.– полуприсед, руки отведены назад, ноги параллельно, туловище наклонено вперед, голова поднята.

Толчок сильный вверх, слегка  распрямляя ноги, резко подтягиваем их к груди, руки вверх.

В полете группируется, подтягиваясь вверх всем туловищем.

Приземление  на полусогнутые ноги с перекатом с носка на всю ступню, руками вперед.

И.П.– полуприсед, руки отведены назад, ноги параллельно, туловище наклонено вперед, голова прямо.

Толчок сильный вверх, слегка  распрямляя ноги, резко подтягиваем их к груди,сгибая в коленях, руки вверх.

В полете резко всем туловищем подтягиваемся вперед-вверх, ноги и руки – резко вперед.

Приземление  на полусогнутые ноги с выведением ног с пятки на носок  

5-7 лет

Прыжки с разбега

В высоту

В длину

Разбег, ускоренный на последних шагах, энергичная работа рук, согнутых в локтях

Отталкивание, выпрямлением толчковой ноги с резким выносом вперед вверх маховой, наклон туловища вперед, сильный взмах руками вверх.

В полете подтягиваем толчковую ногу к маховой, руки вперед вверх.

Приземление одновременное на обе ноги, переход с носка на всю ступню, туловище наклонено вперед, руки свободно движутся вперед, сохранение равновесия при приземлении, шаг  вперед в сторону.

Разбег, ускоренный на последних шагах, туловище слегка наклонено вперед, энергичная работа рук, согнутых в локтях, туловище выпрямляется.

Отталкивание почти прямой толчковой ногой, которая ставится на всю ступню,  с резким выносом вперед-вверх маховой, положение туловища прямое, руки вперед-вверх.

В полете маховая нога поднимается вперед вверх, к ней подтягиваем толчковая нога туловище почти прямое, наклон туловища вперед;

 группировка, ноги прямые тянуться вперед, руки вниз назад.

Приземление одновременное на обе ноги, переход с пятки на всю ступню, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, руки свободно движутся вперед.

возраст

                                             метание

Вдаль

В вертикальную цель

В горизонтальную цель

3-4 года

И.П. – стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.

Замах с небольшим поворотом вправо.

Бросок с силой, сохраняя равновесие.

И.П. – стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая рука слегка вперед, правая согнута в локте.

Замах правой рукой слегка согнутой в локте, поднятой вверх.

Бросок резким движением руки от плеча с попаданием в цель.

И.П. – стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены. Руки перед собой.

Замах-бросок с резким движением руки вверх-вниз с попаданием в цель.

4-5

И.П. – стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая рука вперед,  правая рука держит предмет на уровне груди.

Замах с поворотом туловища вправо, сгибая правую ногу, одновременно правая рука идет вниз-назад. Поворот в направлении броска, правая рука идет вверх-вперед.

Бросок с резким движением руки вдаль-вверх в заданном направлении.

Прицел – стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая рука слегка вперед, правая согнута в локте. Прицеливание на уровне глаз.

Замах правой рукой слегка согнутой в локте, с движением вниз-назад-вверх и одновременным поворотом вправо; сгибая правую ногу поворот в направлении броска.

Бросок резким движением руки от плеча с попаданием в цель, с сохранением равновесия.

Прицел – стойка в пол-оборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед.

Замах с поворотом в сторону мишени, наклон туловища вперед.

Бросок с силой и попадание в цель.

5-7 лет

И.П. – стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч (левая вперед, правая на носке), руки с  предметом на уровне груди.

Замах с поворотом туловища вправо, с сгибанием ног и переносом на нее  тяжести тела, левая нога на носке; одновременно разгибая правую руку и размашисто отводя ее назад в сторону перенос веса тела на левую ногу, поворот груди на уровне броска, правый локоть вверх, спина слегка прогнута назад.

Бросок продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку резко выпрямить, с резким движением кисти бросить предмет в заданном направлении вдаль вверх. Сохраняя равновесие сделать шаг вперед или приставить ногу.

Прицел – стоя лицом направлении броска, ноги слегка расставлены, левая рука  вперед, правая согнута в локте. Прицеливание на уровне глаз.

Замах правой рукой слегка согнутой в локте, с движением вниз-назад-вверх и одновременным поворотом вправо; сгибая правую ногу, поворот в направлении броска.

Бросок резким движением руки от плеча вперед с переносом вес тела на левую ногу, с  попаданием в цель и сохранением равновесия.

Прицел – стойка в пол-оборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед.

Замах с переносом тяжести тела на правую ногу, левую - на носок с одновременным поднятием верх правой руки.

Бросок с поворотом в сторону мишени и переносом тяжести тела на левую ногу (правая – на носке); резким движением правой руки вниз попадание в цель.

                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать оч...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.

В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков детей раннего возравста на тему:" Поможем Хрюше быть опрятным"

Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол...

Рекомендации для родителей по формированию у детей специальных навыков "Дети на дорогах"

Консультация для родителей "Дети на дорогах" Рекомендации для родителей по формированию у детей специальных навыков.Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенкана дорогах ...