Выступление на педагогическом совете "Двигательная активность дошкольников"
материал

Шевцова Надежда Владимировна

Деятельность дошкольника  выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

К педагогическому совету

Тема: «Двигательная активность детей» (ДА)

Воспитатели: Шевцова Н.В.

                           Голубева О.Н.

Деятельность дошкольника  выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулировании познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по мнению  Л. С. Выгодского, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого ребенка и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Развивающая двигательная среда нашей группы и детского сада  позволяет детям реализовать все двигательные  потребности. В  спортивном зале и группе есть необходимый спортивный инвентарь : мячи, скакалки, обручи, конусы, гимнастические палки, скамейка, кольца, кегли и т.д.

Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность, как организационную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима мы руководствуемся обеспечением  удовлетворения биологической потребности детей в двигательной активности.

Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Все дети разные и потребность в движении у них тоже разная. Поэтому мы делим детей на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиваемся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность.

Работа с родителями по ДА

Забота о развитии и здоровья ребёнка начинается с организации здорового образа жизни. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо развитым физически. В совместной работе родителей и педагогов можно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя у него привычки, связанные со здоровым образом жизни. Также и более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учреждений и семьи. Семья во многом определяет отношение детей к ЗОЖ и физической культуре. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Нашей целью является  необходимость совершенствовать методы пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе в воспитании у детей ЗОЖ.

Для более полного эффективного взаимодействия с родителями по воспитанию здорового и развитого ребёнка в дошкольном учреждении мы стараемся организовывать:

- семинары

- консультации

- беседы

Мы в своей работе с родителями проводили консультации на такие темы как:

- особенности физического развития ребёнка на разных возрастных этапах и условия его воспитания

- организация гигиенического режима для двигательной деятельности.

- профилактика заболевания опорно-двигательной системы ребёнка.

- гигиена дыхания

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика

- профилактика плоскостопия

- правильная осанка

- подвижные игры на улице и дома

Перед нами ставятся следующие задачи:

- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах ЗОЖ

- определить единые подходы в организации питания, сна, средств закаливания, в проведении культурно-гигиенических навыков, установления времени для пребывания детей на свежем воздухе, проведении статических занятий, использовании электронных средств информации

- привлекать родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач в вопросах ЗОЖ

Мы используем в своей работе и рекомендуем родителям такие физические упражнения как:

- гимнастика (основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие; общеразвивающие упражнения)

- игры (подвижные: сюжетные, бессюжетные; элементы спортивных игр: городки, баскетбол, настольный теннис, хоккей)

- спортивные упражнения (летние: катание на велосипеде, самокате, плавание; зимние (катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам)

- простейший туризм (пеший, лыжный)

 Родителям можно предложить несколько простых идей подвижных игр на свежем воздухе зимой и летом.

Активный отдых зимой на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Различные подвижные игры на свежем воздухе (катание на санках, игра в снежки, «ваяние» снеговиков и снежных фигур) вносят разнообразие в каждодневные прогулки и очень нравятся детям. Когда дети на улице заняты активными действиями, то продолжительность прогулки может быть увеличена. Это особенно важно при минусовых температурах. И сами родители, играя вместе с ребенком в подвижные игры на свежем воздухе, не заметят, как быстро прошло время, да и не замерзнут, так как им не придется стоять на месте, наблюдая, как играет малыш!

Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

Зимние игры:

Зима пришла!

Ребятишки разбегаются по игровой площадке и прячутся за теми предметами, которые на ней есть (снеговики, горки, качели, снежные валы и т. п.) . Когда взрослый произнесет слова: «Сегодня светит солнышко, тепло, можно идти гулять», то дети должны выбежать из своих «домиков» и начать играть на площадке. А со словами взрослого: «Стало холодно! Зима пришла! », все разбегаются по своим местам, где прятались.

Разлетаются снежинки!

Заранее сообщите детям, что в этой игре они будут маленькими снежинками.

Дети берутся за руки, образуя кружок. Со словами взрослого: «Ветер дует сильный-сильный! Разлетайтесь, снежинки! », ребятишки разбегаются в разные стороны, расправляют ручки в стороны, кружатся, покачиваются.

Как только взрослый говорит: «Ветер утих! » Собирайтесь снова в кружок, маленькие снежинки! », дети сбегаются и снова берутся за руки, образуя круг.

Ворона-цыплята

С помощью считалочки выберите, кто будет лисичкой. Остальные ребята будут цыплятами. Дети забираются на снежный вал и присаживаются, изображая цыплят на жердочке. На другой стороне площадки на пенёчке сидит ребёнок - ворона. «Цыплята» разбегаются по площадке, клюют зернышки, пищат. Взрослый говорит: «Ворона летит! ». «Цыплята» убегают, прячутся в курятнике, присаживаются и стараются затаиться. «Ворона» хватает того цыпленка, который не успел спрятаться.

Пирог деду морозу.

Придавая снегу необходимую форму, уплотняя его лопаткой, ребятишки готовят большой праздничный пирог. Он может быть любой формы, все зависит от их фантазии. Пирог украшают льдинками и другими подручными материалами (веточками, ягодами рябины и т. п.) .

Лето - важный этап в оздоровлении ребенка. С родителями можно проводить индивидуальные беседы об организации летнего отдыха ребенка, организации свободного времени, важности плавания, прогулок, игр с водой и песком. Летом появляется замечательная возможность сделать игры для детей более разнообразными.

Летние игры:

Игры с водой:

Эксперименты со льдом

Если на улице жарко и ваш ребенок жалуется на жару, можно взять покрывало и расположиться под зонтиком, либо под деревом. Захватить с собой ведерко со льдом. Во-первых, это отличный способ экспериментировать со льдом, что с ним случится под солнцем, и вообще как получился лед? Во-вторых, это отличный способ охладиться. Пусть ребёнок ляжет на спину, закроет глаза и сосредоточится на своих ощущениях. В это время касаться ступней ребёнка, а затем внутренней стороны запястий и спрашивать о его ощущениях.

Игры под струями воды

Как же хочется летом немного охладиться. Все, что необходимо, — садовый шланг. Маленькие дети любят бегать и резвиться под струями воды. Можно менять высоту и направление струи.

Переливай и отмеряй

Переливать и отмерять воду — прекрасное занятие для детей в жаркие дни. Можно собирать пластмассовые баночки, стаканчики, кувшинчики и т. д. Малыши любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать

Игры с песком:

Художник

Необходимо сделать так, чтобы поверхность из песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на ней палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение одной минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.

Замок из песка

Предложите детям построить из песка замок. Подскажите им, какие предметы нужно найти, чтобы укрепить эту сложную конструкцию (камешки, прутики листочки и т. д.) . Можно сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, а затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или тары от йогуртов.

Совет строителю: Если ребенку трудно построить такое сложное сооружение, можно просто насыпать песок в кучу — сначала маленькую, а затем все больше и больше. Понаблюдайте, насколько у малыша хватит сил.

Подвижные игры:

Брось дальше всех

Вырыть в песке ямку и устроить соревнование по метанию мешочков. Начертите линию, за которой должны стоять игроки, и по очереди бросать мешочки, стараясь попасть в лунку. Каждый бросает по пять мешочков. По мере того как дети осваивают игру, постепенно отодвигайте линию все дальше и дальше от ямки.

Игры с мячом

Игры с мячом способствуют развитию у ребенка зрительно-моторной координации. Его можно бросать, скатывать, катить, бросать в корзину, кольцо, цель. Если с мячом играют дети младшего возраста, то полезным будет научить их пинать мяч поочередно правой, левой ногой, брать в руки и бросать друг другу.

Будь самым метким

Обруч размещается на определенном расстоянии. В него бросаются различные предметы: кубики, мячики и т. д. Победитель определяется по большему числу попавших в него предметов.

Игры со скакалкой

Прыгать через скакалку ребенок сможет научиться ближе к школьному возрасту. Для более маленьких детей со скакалкой можно организовать игры попроще. Положив ее на травку можно предложить ребенку перепрыгнуть ее, постепенно поднимая скакалку - перепрыгнуть, пролезть под ней, перешагнуть. При помощи скакалки можно ознакомиться с геометрическими фигурами, складывая скакалку в квадрат, круг, ромб, овал, многоугольник, прямоугольник и т. д.

Только в сотрудничестве воспитатели ДОУ и родители можно правильно подойти к вопросам оздоровления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 67 «Яблонька»г. Вологды                 Выс...

Выступление на педагогическом совете "Профориентация дошкольников"

Создание РППС в группе,работа по ранней профориентации дошкольников с старшей группе ДОУ...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Конспект выступления на педагогическом совете «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Цель: Распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования....

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...