Консультация
консультация (старшая группа) по теме

Нуртдинова Лейля Ангамовна

Разработка рекомендаций по повышению двигательной активности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»

 Консультация:

"Разработка рекомендаций по повышению двигательной активности в детском саду"

                                                                                 Подготовил:

                                                                                 воспитатель Нуртдинова Л. А.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Двигательная активность —  это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.
                                                                                                  Э.Я.Степаненкова

      Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. При этом большое значение имеет создание необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня.
Одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ является физическое развитие и воспитание дошкольников.
Существуют разные формы организаций физического воспитания. Их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации двигательной деятельности детей относятся:

—физкультурные занятия;
      — физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
— активный отдых: детский туризм (прогулки и экскурсии), физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, каникулы;
— самостоятельная двигательная активность детей;

— задания на дом. 
Несмотря на то, что все вместе эти формы организации, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, каждая имеет свои специальные задачи.
Из перечисленных форм организации физкультурного воспитания больше всего времени в распорядке дня дошкольника занимает заранее спланированная физкультурно-оздоровительная работа, а также его самостоятельная двигательная деятельность. И если для первой в ДОУ обычно созданы все необходимые условия, то вторая подчас пускается на самотек.
Между тем следует исключать бесцельность и случайность детской двигательной активности, для чего необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически косвенно корректируя и дозируя ее продолжительность.
       Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Благодаря чему активизируется мыслительная деятельность дошкольника, развиваются настойчивость и целеустремленность. Этот процесс основан на предварительном ознакомлении ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. В то же время усвоение и совершенствование двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, одному из них может подсказать правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому же, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.
      Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп помогает организация в группе физкультурного уголка или центра физкультуры и здоровья.
С целью создания условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах, побуждения воспитателей к творческой деятельности.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

В настоящее время в ГБОУ  уделяется большое внимание коррекционной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.

Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:

1. Сформирована предметно-развивающая, физкультурно-оздоровительная среда: физкультурные уголки в группах, физкультурный и музыкальный зал, кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения, солевая комната, сенсорная комната.

     2. Используется система методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья.

 
     3. В ДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.

 Способы повышения двигательной активности на занятиях

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности, но не всегда она реализуется на должном уровне. Увеличивается продолжительность образовательных занятий, всё больше времени дети проводят перед телевизором и компьютером.

Занятия физкультурой в детском саду – познание себя и окружающей действительности через движения, которые приносят радость. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач (формирование здорового образа жизни, развитие самостоятельности, активности, умение общаться).  Учитывается состояние здоровья ребёнка, уровень двигательной подготовленности и двигательной активности. Методика проведения занятий по физической культуре в системе дошкольного воспитания направлена, главным образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточны для достижения тренированности организма детей и оптимального уровня физической подготовленности. На занятиях должны иметь преимущество те упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм и выраженный тренировочный эффект. Нужно запланировать оптимальный объём, продолжительность и интенсивность двигательной активности. Распределить её с учётом состояния здоровья детей, их индивидуальных возможностей и подготовленности. Нужно постоянно поддерживать интерес и положительный настрой на занятиях, подбирая новые упражнения, изменяя правила игры, усложняя задачи.

Есть несколько способов увеличить на занятиях моторную плотность. Уровень двигательной активности на занятиях физкультурой в детском саду. Естественно, это занятия будут не обучающего, а скорее тренирующего характера.

 В водной части занятий нужно не допускать  бесцельных двигательных движений, продумать музыкальное сопровождение для поднятия настроения, создания положительных эмоций.

Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности нужно сочетать следующем образом: упражнения высокой степени интенсивности с упражнениями с  низкой нагрузкой. Например: бег за мячом и ведение мяча правой и левой рукой на месте.

Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой, которая носит вариативный характер. Усложняются задания, изменяется расстояние для бега, меняется темп игры, увеличивается число "ловишек", усложняются правила игры. В играх ребятам предоставляется возможность проявлять активность, самостоятельность и творчество.

В заключительной части занятия необходимы упражнения на восстановление дыхания.

Одним из перспективных способов реализации тренировочного эффекта занятий по физкультуре является применение круговой тренировки. Основу составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс. Упражнения обычно выполняются в порядке последовательного прохождения 4-5 "станций", которые расположены в зале или на площадке по кругу. На каждой "станции" повторяется один вид движений или действий. Число повторений индивидуально. В комплекс включаются технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения. Широко используется эффект смены деятельности. Дозировка должна быть рассчитана на среднего и слабого занимающегося. Выполнение упражнений на разных "станциях"должно занимать одинаковое время, чтобы не было большой задержки во время перехода с одной "станции" на другую. Наряду с О.Р.У. в комплексы целесообразно включать основные движения: лазание, пролезания, прыжки. Двигательные действия: отбивание мяча, передачи, ловля и др. Упражнения с предметами: обруч, скакалка, мяч. Организовывать круговые упражнения нужно так, чтобы они воспринимались, как часть игры.

Используя метод круговой тренировки можно оказывать разностороннее воздействие на организм занимающегося, развивать его двигательные качества. В результате мы получаем высокую моторную плотность занятия. Добиваемся одновременного и самостоятельного выполнения упражнений с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.

Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 ч, в неделю - 5-6 ч. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:  утренняя гимнастика (6-10 мин)

  закаливающие процедуры (5 мин);

∙  три физкультурных занятия в неделю (15-30 мин);

∙  физкультурный досуг два раза в месяц (15-30 мин);

∙  подвижные игры в течение дня (20—30 мин)

;∙  спортивные игры на прогулках (20-30'мин);

∙  пробежки наперегонки, на время, на расстояние (10-30 мин);

∙  экскурсии (15-30 мин);

∙  хозяйственно-бытовой труд, поручения: групповые и индивидуальные (10-30∙ мин);  использование физкультурного оборудования на участке (15-30 мин);

∙  игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание»,∙ «Одевание», «Игры со снегом» и т.д. (10 мин);

• творческие подвижные игры, объединенные одной темой.

 Необходимо тренировать и совершенствовать у детей общую выносливость как наиболее ценное оздоровительное качество, не допуская при этом чрезмерных напряжений. При увлечении игрой, в эстафетных упражнениях, соревнованиях под влиянием эмоционального возбуждения ребенок мобилизует свои возможности, проявляя и демонстрируя высокие показатели выносливости и силы.

 Такое напряжение может отрицательно воздействовать на состояние организма (особенно на сердечно-сосудистую систему), поэтому физическую нагрузку необходимо дозировать, контролировать внешние и внутренние проявления (испарина, покраснение лица, пульс, который дает представление о частоте, силе и ритме сердечных ударов).

 Таким образом, важными условиями организации активного двигательного режима в жизни каждого ребенка являются следующие:

 1) оптимальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений (бег, прыжки, марш);

 2) достаточная индивидуальная физическая и умственная нагрузка;

 3) доминирование положительных впечатлений.

 С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий:

Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

 Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры- эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

 Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

 Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

 Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений). Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).

 Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).

Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).

 Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера.

 Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть вредны разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения.                                                                                          Предлагаем разные варианты.

 Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

 Упражнения на полосе препятствий – детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

 Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки.

 Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течение 5–7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

 Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

 Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей

. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12– 15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе.

Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).

 Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

 Проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

 К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей.

 Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).

Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьѐзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи

. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даѐт возможность приобрести двигательные навыки и умения.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и еѐ продолжительность (от 7–15 минут).  Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки»,

∙ «Винтики», «Спортсмены».

 Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лѐжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лѐжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.

 В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.  Упражнения с тренажѐрами или на спортивном комплексе (в группе, в спальне, физкультурных залах). Дети занимаются подгруппами 7–10 человек.

  Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются в одних трусах и босиком.

 После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам (обливание ног от 36 градусов, затем 18–19 градусов; для ослабленных 36–28–36 градусов), обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем).

 Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.) являются охлаждение организма.

 Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность.

Одной из форм активного отдыха детей являются каникулы. Отличительной особенностью работы с детьми в этот период является отсутствие занятий по всем методикам. Педагог организует отдых детей: Увеличивает пребывание на свежем воздухе (ориентируясь на погодные условия); при необходимости проводит исследование детей, у которых отмечается слабая динамика в развитии; усиливает внимание индивидуальному подходу; предоставляет детям возможность участвовать в разнообразных играх; обеспечивает их разнообразной активной, развлекательной деятельностью (показ диафильмов, слайдов, видеофильмов, театрализованных представлений, чтение сказок, проведение спортивных мероприятий). В старших группах можно каждому дню каникул определить тему, например: «День сказок», «День игр», «День театра», «День музыки», «День здоровья», «День шутки и смеха». Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми.

 При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).

 Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя.

 Потому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр. В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...