формируем произвольность поведения
консультация по физкультуре (младшая группа) на тему

Ляличкина Людмила Николаевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnost_povedeniya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ФОРМИРУЕМ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ»

                                                                       Подготовила: инструктор по

физ. культуре Ляличкина Л.Н.

Формируем произвольность поведения

(младший дошкольный возраст)

Дети любого возраста с большим желанием включаются в подвижные игры, организуемые взрослыми. В старшем дошкольном возрасте сами овладевают умением организовывать подвижные игры. Участие в них доставляет ребёнку удовольствие и от общения со сверстниками и взрослыми, а от достигнутого положительного результата, и от двигательной активности.

Подвижная игра в руках педагога становится ценным средством приобщения детей к физической культуре, выработки правильных двигательных умений и навыков, развития выносливости, быстроты действий, формирования морально-волевых качеств, она является также школой становления дружелюбных отношений между играющими, так как они следуют общим для всех установленным правилам.

Подвижные игры относятся к играм с правилами. Реализация задач, поставленных педагогом, успешно осуществляется только при строгом следовании детей установленным правилам, которые регламентируют начало и окончание действий, определяют взаимоотношения играющих, условия достижения положительного результата, оценки успешности действий. Подчинение правилам вызывает у детей умственное и физическое напряжение, развивает стремление к поиску наиболее целесообразного способа действий и их корректировки в случае неудачи. Это влияет на становление личности дошкольника, развитие морально-волевых качеств, формирование умения разрешать возникающие конфликты в позитивной общепринятой форме.

Наблюдения за игровой деятельностью показали: независимо от возраста дети часто нарушают правила игры: начинают действовать раньше сигнала, допускают столкновения друг с другом, не стремятся к точному выполнению движений. Педагогу стоит обращать внимание на эти нарушения, поскольку нарушается структура двигательной деятельности в подвижной игре, а в результате теряется значимость подвижной игры для развития личности.

Свою работу следует направить на приобщение детей к действиям по правилам в подвижных играх. В младшей группе необходимо приучить детей начинать и заканчивать действие в соответствии с сигналом воспитателя. Наблюдения показывают, что многие дети 3 лет не придают значения этим сигналам, начинают действовать по примеру других, подражая им, поэтому их действия часто оказываются запаздывающими. А порой, увлёкшись бегом, они продолжают выполнять движения после того, как прозвучал сигнал к окончанию движения. Это говорит о том, что дети не осознают значимости правил, которые ставят всех в равные условия.

Первоначально педагог подводит детей к необходимости следовать сигналу, начиная и заканчивая действие. Для этого используются простые игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль» и др., построенные на беге, которым дети младшего дошкольного возраста владеют свободно. Осознание необходимости действий по сигналу строится с опорой на сюжет. В игре «Солнышко и дождик», понимая связь начала и окончания действий с сигналами, дети не всегда согласуют свои действия с ними. В этом случае детям, задержавшимся после сигнала «Дождь!» можно предложить сесть у батареи, так как одежда промокла и её надо просушить (именно этих детей тянет побегать, поэтому их не устроит бездействие). Со временем понимание и осознание того, когда можно бегать, а когда нельзя, приведут к чёткому соблюдению действий по сигналу. Если ребёнок выражает явное неудовольствие исключением из игры, педагог может посоветовать ему «быстренько переодеться и больше не попадать под дождь». Такой игровой приём поможет детям принять связь действий в игре с сигналами.

Чтобы приучить детей слушать сигнал к началу бега, следует подчеркнуть: «Не успеешь выбежать - дверь в домике может закрыться, а ты останешься один дома». В данной игровой ситуации дети перестают подражать друг другу, а в своих действиях начинают руководствоваться звучащими сигналами.

Игра не потеряла своей привлекательности для детей; наоборот, вызывает ещё большую радость, когда они успевают вовремя выбежать из «дома» и, «не промокнув», вернуться в него.

Для формирования умения избегать встречных столкновений, можно выбрать игру «Автомобили», которая даёт возможность регулировать скорость бега в зависимости от своих возможностей. Для предупреждения столкновений во время бега, например, вводится правило: при «аварии автомобилей» необходимо остановиться и стоять на месте. При этом подчёркивается: виноваты оба водителя. Сначала перемещения врассыпную по всему пространству зала происходит в медленном темпе («автомобили едут по плохой дороге, не торопясь»). Чтобы привлечь внимание детей к поиску способов действия по правилу, умелым водителям можно вручить медальон с нарисованным автомобилем. У детей в таком случае возникает желание подкрепить оценку, сохранить или получить медальон. И то и другое побуждает действовать по правилам, т.е. передвигаться, не наталкиваясь, друг на друга. Этот приём постепенно исключит столкновения, появится сознательное регулирование своего поведения, что создаст предпосылку к увеличению скорости перемещения («автомобили выехали на гладкую, ровную дорогу и поехали быстро»).

Следовательно, осознанию необходимости соблюдать правило (бегать, не наталкиваясь) снова помог характерный игровой образ, опора на воображаемую ситуацию. Образы, которые часто используются только для создания эмоционального настроя, должны служить средством приучения детей к осознанному подчинению правилам игры.

Важно понять: ребёнок достигает успеха в игре за счёт быстроты выполнения движений или своей ловкости, целесообразного выбора способа действия или умного решения двигательной задачи.

Творческий подход к решению двигательных задач в подвижных играх у детей начинает проявляться при условии творческого отношения самого педагога к планированию подвижных игр, в том числе разработки нестандартных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...

Консультация для педагогов "Формируем произвольность поведения по средством подвижных игр"

Подвижная игра в руках педагога становится ценным средством приобщения детей к физической культуре, выработки правильных двигательных умений и навыков, развития выносливости, быстроты действий, формир...

Как формировать произвольность поведения ребёнка?

В статье раскрыты особенности формирования произвольного поведения - необходимого условия успешного обучения ребенка в школе....