Как формировать произвольность поведения ребёнка?
олимпиадные задания на тему

Шириязданова Эльвира Вильевна

В статье раскрыты особенности формирования произвольного поведения - необходимого условия успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizvolnost_povedeniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для родителей на тему:

«Как формировать произвольность поведения ребёнка?»

Способность ребёнка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведения, называют произвольным поведением. Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения ребенка. Оно означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контролировать свое поведение. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.

Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом  не легко даётся ребёнку. Затем дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Произвольные действия в дошкольном возрасте сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. К концу дошкольного возраста ребёнок приобретает способность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого либо поощрения со стороны взрослых или сверстников.

Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления и т.п.), можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей. Поэтому родители должны уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы.

Для развития этих особенностей в условиях дома (семьи) родителям                 в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.Приучайте ребенка к режиму дня – все должно осуществляться в свое время: сон, отдых, питание, игры, занятия и т.д. (такая организация жизнедеятельности очень дисциплинирует ребенка);

2.Приобщайте ребенка к посильному труду (у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным);

3.Не потакайте всем желаниям ребенка по первому же обращению (ребенок должен знать, что желаемого необходимо добиваться и заслуживать, преодолевая определенные трудности. При этом взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления);

4.Будьте последовательны в воспитании (если наказали за какую-то провинность – проследите, чтобы наказание было доведено до конца);

5.Последовательность в воспитании должна прослеживаться у обоих родителей (если мама сказала, что должно быть так, то и папа должен придерживаться этой линии в воспитании. Рассогласование во взглядах на воспитание у родителей приведет к тому, что ребенок станет манипулировать родителями).

 Вот такие нехитрые советы, помогут вашему ребенку развить волевую сферу. Это процесс долгий и кропотливый, требует от родителей и других взрослых, окружающих ребенка, терпения. Если ребенку никогда не предъявлялись требования, он не следовал режиму дня, не имел обязанностей по дому, не ждите, что ребенок изменится за несколько дней. Это длительный процесс.

 Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Синдром дефицита внимания (СДВГ) – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания.

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, причем непослушание носит умышленный характер. Эти дети  буквально «терроризируют» семью и сверстников в детском саду, школе, враждебные и буйные. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

Каковы причины СДВГ?

  • СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
  • Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.
  • Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

Причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых отделах головного мозга.  Поэтому СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения. Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...

Консультация для педагогов "Формируем произвольность поведения по средством подвижных игр"

Подвижная игра в руках педагога становится ценным средством приобщения детей к физической культуре, выработки правильных двигательных умений и навыков, развития выносливости, быстроты действий, формир...