Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии».
методическая разработка (старшая группа)

Лимаренко Светлана Валерьевна

 

Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, и поскольку  именно в этот период идёт интенсивное развитие  всех органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности,  вырабатывается характер. В последние годы в России появилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей, она приняла устойчивый характер. Ежегодно увеличивается численность детей с нарушением осанки, плоскостопием, ухудшением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара

 Воспитатель детского сада Лимаренко Светланы Валерьевны.

Тема семинара « Современные здоровьесберегающие технологии».

                                                                                               

                                                                                               

                                                                                             «Здоровье - это единственная драгоценность,

                                                                                            ради которой действительно не стоит жалеть

                                                                                        времени, сил, трудов и всяческих благ…»

М. Монтень.

Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, и поскольку  именно в этот период идёт интенсивное развитие  всех органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности,  вырабатывается характер. В последние годы в России появилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей, она приняла устойчивый характер. Ежегодно увеличивается численность детей с нарушением осанки, плоскостопием, ухудшением зрения.

Поскольку здоровье есть триединство физического, психического и эмоционального благополучия, то, по сути, создание психологически безопасного климата в группе, учет возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение условий для активизации разных видов детской деятельности и непосредственное вовлечение каждого воспитанника в образовательный процесс уже является залогом сохранения здоровья. Вместе с тем, сохранению и укреплению именно физического здоровья в дошкольном учреждении уделяется особое внимание.

Организация физического воспитания  в детском саду представляют собой образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, разработанный умелым педагогом через различное сочетание форм и методов работы.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

Рассмотрим некоторые формы работы в виде 7 основных блоков:

1 блок « Физические упражнения»

В этот блок входят такие формы организации деятельности как: утренняя гимнастика, коррекционные занятия по физкультуре в зале и на улице, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, логоритмическая гимнастика, зарядка для глаз. Именно эти виды деятельности наиболее благотворно влияют на формирование тела, развитие органов и систем, являются базисными для более сложных движений.

2 блок «Гигиенические процедуры»

К этому блоку относятся: умывание, мытьё рук, полоскание рта,  игры с водой, влажное обтирание. Немаловажное значение играет соблюдение режимных моментов, которое приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

3 блок « Прогулки и активный отдых»

В этот блок входят игры на улице, развлечения и праздники, дни здоровья, выезды на природу, походы в парк, экскурсии.

Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

4 блок  «Закаливание»

К методам закаливания относят: дыхательную гимнастику, хождение босиком, хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, мытье рук с постепенным переходом от кисти до предплечья, контрастные ножные ванны. Для ослабленного ребенка закаливание имеет еще большее значение, чем для здорового.  

В организации закаливающих процедур необходимо руководствоваться  3 основными принципами:

- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;

- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;

- соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.

5 блок «Массаж»

Массаж, будь то точечный, медицинский, гидромассаж стоп и др.  воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ, поэтому в целях профилактики вирусных заболеваний, а также для предотвращения   искривления  осанки и деформации свода стопы  медицинские работники дошкольного учреждения проводят  сеансы массажа и обучают технике самомассажа воспитанников детских садов.

6 блок «Музыкотерапия»

Музыкотерапия  позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка, успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

7 блок «Психогимнастика»

Методика занятий психогимнастикой довольно проста и представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, этюдов, направленных на совершенствование психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование личностных качеств и эмоциональной сферы.

Семинар-практикум

Тема: « Педагогические идей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ».

Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические  знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Содержание

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

и семинар

Практика

Всего

1

 з

а

н

я

т

и

е

«Здоровьесберегающая система ДОУ».

Презентация программы «В здоровом теле, здоровый дух».

Семинар (лекция) с презинтацией

1. Сообщение теоретического материала:

а) сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии,технологи;

б) обзор методик здоровьесберегающей системы в ДОУ;

в) презентация программы «В здоровом теле, здоровый дух» в ДОУ.

2. Обзор методической литературы.

3. Домашнее задание:

- разработка перспективных планов по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни;

- изготовление воспитателями групп пособий, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками;

- подготовка теоретического и практического материала для «Выставки педагогических идей.»

Старший воспитатель

1час 40мин

1час 40мин

2

 з

а

н

я

т

и

е

«Выставка педагогических идей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Семинар-практикум

1. Организационный момент (слово ведущего семинар).

2. Первый блок: методы здоровьесберегающей системы ДОУ (теоретический аспект и примеры из практики);

3. Второй блок: нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

4. Третий блок: виды массажа, применяемые в работе с детьми.

5. Четвертый блок: дыхательно-звуковая гимнастика ( задачи, комплексы упражнений);

6. Пятый блок: лечебно-профилактическая работа в ДОУ.

7. Подведение итога по семинару слово ведущего семинар).

8. Рефлексия.

Старший воспитатель,

воспитатели,

старшая медсестра.

1 ч 10 мин

1 ч 10 мин

1 ч 20 мин

2ч.

30 мин

3

 з

а

н

я

т

и

е

Мастер-класс: «Изготовление пособий для профилактики и коррекции сколиоза и плоскостопия»

Практическое занятие

1. Представление вниманию педагогов папки-передвижки «Упражнения для профилактики плоскостопия и неправильной осанки».

2. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия.

3. Подведение итогов семинара.

Рекомендации:

- продолжать формировать у дошкольников представления о ЗОЖ;

- систематически и регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии;

- продолжать работу по профилактике сколиоза и плоскостопия;

- систематически проводить совместно с родителями спортивные мероприятия;

Срок: постоянно

Воспитатели групп и инструктор по физическому воспитанию.

1ч.20 мин

1ч.20 мин

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список  литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  3. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
  4. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  5. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  6. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии с детьми в группах с ЗПР"

Самое прекрасное - есть жизнь, и всё крсивое в человеке немыслемо без здоровья. П. И. Иванова...

Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ"

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе мод...

Выступление на методическом объединении "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ"

 Здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение пси...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ)....

Методическая разработка здоровьесберегающие технологии 1 младшая группа

Здоровый малыш-радость в семье.Сформировать первые понятия о своем теле организма. Помочь детям осознать себя как человека, находить общее с другими людьми. Воспитывать интерес к своему телу....

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только чрезвычайно актуальной, но и глобальной, общечеловеческой и даже планетарной. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным...