Методические рекомендации по преподаванию физкультуры детям с ОВЗ.
методическая разработка по физкультуре ( группа) на тему

Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики.
Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений или их совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека.

Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Дети с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых  тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.
Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическим развитием детей с ОВЗ.

В «Положении о дошкольном образовательном учреждении» отмечено право воспитателя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик.

 

В своей работе, по физическому воспитанию, с детьми с ОВЗ я стараюсь отойти от традиционного подхода в планировании, когда занятие идёт по установленным правилам (классическое физкультурное занятие), при отсутствии на занятиях радости, смеха, песен, веселья, шуток. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы.
Ставя перед собой цель воспитать ребенка здоровым, жизнерадостным, творческим необходимо:
обратить внимание на свободную двигательную деятельность детей раннего дошкольного возраста.
Создать принципы постепенности, систематичности и самостоятельного выполнения, то есть без постороннего физического давления.

При этом следует помнить правила:
помоги, но не навреди.
заинтересуй, но не настаивай.
каждый ребенок индивидуален.

Учитывая возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Часто физкультурные занятия проходят в виде развлечений, занятий совместно с родителями, со сказочным сюжетом, в виде путешествия.
Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям.
Лучшими помощниками являются:
музыкальное сопровождение.
элементы ритмики.
атрибуты (флажки, шары, ленты, …).
подвижные игры.
Частая смена видов двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует, снимает напряжение и усталость.
Неотъемлемой частью каждого физкультурного занятия должны стать подвижные игры. Они являются великолепным и незаменимым средством физического воспитания, способствующим формированию у детей естественных видов движений (бега, ходьбы, прыжков, метания, лазанья …), повышению уровня двигательной активности, укреплению здоровья. С помощью подвижных игр воспитываются у детей такие качества, как смелость, решительность, настойчивость в преодолении препятствий, честность и взаимопомощь, выдержка и самостоятельность. Дети учатся дружно играть, подчиняться правилам игры, быть дисциплинированными, считаться с товарищами.
Индивидуальный подход к любой деятельности ребенка при условии знания педагога их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, являясь относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.