Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
статья по физкультуре ( группа) на тему

Лебедева Лидия Игоревна

"Развитие творческого воображения у детей  дошкольного возраста на занятиях по физической культуре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статью подготовила

Лебедева Лидия Игоревна

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ№77 Фрунзенского района

Г. Санкт-Петербурга

« Развитие воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Окружающий нас  мир стремительно меняется. Меняются  эпохи, меняются технологии и общество. В основе любого прогресса, прежде всего, стоит человек, человек творческий и креативный. В современном обществе востребованными становятся люди, способные мыслить нестандартно, создавать что-то новое необычное и находить оригинальные решения в любой ситуации. Поэтому одно из направлений государственной политики в сфере образования стало воспитание в подрастающем поколении творческого начала. Необходимо также подчеркнуть, что творчество обеспечивает максимальное развитие индивидуальных возможностей каждого человека, развитие его личности и самореализацию в жизни.  В основе любого творчества лежит психический процесс воображения. Многие  педагоги - исследователи и психологи сошлись во мнении, что воображение – это  ключевое новообразование именно дошкольного возраста. Поэтому, развитие творческого воображения в разных видах деятельности - одна из основных задач системы дошкольного образования.

Изучением вопроса развитие творчества и воображения у детей дошкольного возраста, я занималась на протяжении 4-х лет обучения в РГПУ им. Герцена.

В дальнейшем основываясь на мнение психологов  и педагогов - исследователей,  я смогла сформулировать для себя направления и цель своей работы  в этой области.

 Цель – развивать творческое воображение детей в  подвижных играх и упражнениях на занятиях по физической культуре.

    Н.Н. Поддьяков выделил два генетических источника  творчества дошкольников – это игра и экспериментирование.

Исходя из теорий развития воображения,  я выделила для себя следующие  направления работы:

  1. Активно экспериментировать с предметами и игрушками в процессе занятия.
  2. Постоянно обогащать двигательный опыт детей новыми заданиями и упражнениями, разными их интерпретациями.
  3. Создавать эмоциональные образы и манипулировать ими в процессе занятия, игры.
  4. Создавать условия эмоционального комфорта в ходе игр и упражнений на занятии.
  5. Поощрять нестандартные решения детей.

Я стараюсь реализовывать данные направления во всех возрастных группах, с которыми работаю, но каждый возраст имеет свою специфику. Наиболее активную работу я веду с детьми 3-5 лет, они более эмоциональны, а творческие задания и игры наиболее лаконично сочетаются с основной рабочей программой работы инструктора по ф. к.. Но в силу своих возрастных особенностей они больше подражают взрослому, чем создают что-то новое, поэтому в период с 3-5 лет скорее идёт накопление опыта, чем активный творческий процесс.  А в старшем возрасте (5-7 лет), дети  более самостоятельные и сами активно сочиняют и фантазируют, на этом этапе главным становиться поддержать ребят,  создать условия для их  фантазий, и продолжать знакомить их всё с новыми и новыми  играми и упражнениями.

В своей работе я, как художник, пользуюсь всей известной мне палитрой педагогических  технологий  и приёмов. Это и пальчиковые игры и гимнастики, логоритмические упражнения, упражнения методики игрового  стретчинга, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения и релаксации, разные подвижные и словесные игры, самомассажи. Всё это помогает мне добиться желаемых результатов и достигнуть поставленной цели, а занятия сделать красивыми и увлекательными.    

Реализация направлений работы по развитию воображения, в разных возрастах.

3-5 лет (младший возраст)

  1. Активное экспериментирование в процессе занятия. Дети в этом возрасте только знакомятся с атрибутами и снарядами спортивного зала. Я стараюсь не просто познакомить их с мячами, флажками, кубиками, верёвочками и т.д., но открыть им все возможные способы действия с этими предметами и их свойства, а так же показать, как обычный предмет может стать заменителем  в игре или даже живым участником.  Например, мячик превращается в колобка, который просит его покатать с горки, или очень спешит домой в корзинку, а верёвочка в червячка для птички. А чтобы дети больше проявляли активность в играх с предметами, я иногда даю им задания - придумать имена для мячиков, или показать во что мячики любят играть.
  2. Создание эмоциональных образов и манипулирование ими в процессе занятия.  На каждом занятии дети перевоплощаются в разных зверей, птиц, насекомых и т.д. В этом мне во многом помогает владение методикой игрового стретчинга. Создав образ в начале занятия, мы стараемся не забывать его на протяжении всей игры. Например, превращаемся в котят: 1)ОРУ «Котик просыпается»,2) учимся лазить по деревьям - (ползание по гимн. скамье на четвереньках, проход по канату, лежащему на полу, 3)подвижная игра «Васька кот»,4)гимнастика для рук «ласковый сердитый кот»,5) превращаемся в ребят, проверяем все ли превратились (уши, хвост, усы, когти).
  3. Создание условий эмоционального комфорта на занятиях. Эмоциональный комфорт - очень личное понятие для каждого ребёнка; кому-то надо чтобы его заметили и похвалили, кому-то надо обязательно быть лучшим, а кому-то шепнуть на ушко, что он молодец. Я стараюсь учесть особенности каждого ребёнка, чтобы всем им было комфортно участвовать в играх и фантазировать. А в конце занятия мы часто устраиваем небольшие релаксации с элементами дыхательной гимнастики. Мы  загадываем желания (на одуванчик, на падающую звезду, на свечки от торта), а потом делимся ими друг с другом. Это сближает и помогает создать доверительную атмосферу в нашем  зале.
  4. Поощрение нестандартных решений. В этом возрасте дети очень редко предлагают нестандартные решения, необходимо замечать их даже в неловком, возможно случайном, жесте ребенка, и переводить это в готовый образ и упражнение. Ребенок увидит свой жест со стороны и подхватит идею, получит удовлетворение и ощущение того, что это именно он придумал и показал что-то интересное, что подстегнёт его к дальнейшим  фантазиям и воплощениям.

Каждый ребёнок должен быть замечен и поощрён, даже если пока не предложил ничего креативного.

  1. Обогащение двигательного опыта. Обогащение двигательного опыта происходит каждый день, программа развития основных движений разнообразна, а если одно и то же движение будет иметь разную игровую окраску, то это ещё в несколько раз разнообразит двигательный опыт детей. Например -  лазанье по гимнастической стенке может быть и  «зарядка от обезьянок» и  «поиск дороги к детскому саду» и «пожарной вышкой»

5-7 лет (старший возраст)

  1. Активное экспериментирование в процессе занятия. В старшем возрасте основная программа более насыщенна, чем у младших ребят, поэтому экспериментировать получается реже. Как правило, я даю детям комплекс  ОРУ с предметами  (5 упр.), на основные группы мышц, а ещё 2-3упр. ребята придумывают сами по очереди.  Раз в месяц я предлагаю детям самим выбрать предмет и самостоятельно провести разминку, где практически каждый сможет показать своё упражнение. В этом возрасте появляется возможность экспериментировать с оборудованием, играя в эстафеты.  Детям предоставляется возможность самим подобрать и выставить полосу препятствий и придумать для эстафеты необычное творческое название, например, лесная тропа, дорога на необитаемый остров и т.
  2. Создание эмоциональных образов и манипулирование ими в процессе занятия.

В старшем возрасте, занятия организуются иначе; дети всё чаще работают подгруппами, отрабатывая основные движения. Но остаются весёлые игровые досуги, например «Космические путешествия», «Поход в сказку», « На необитаемом острове». Также я стараюсь включать в занятия  игровые ОРУ с образами животных, птиц, насекомых. Появляются игры на развитие воображения: «Море волнуется» (разные темы), «Магазин игрушек», «Волшебные превращения», «Где мы были, мы не скажем…». Детям очень нравятся приёмы волшебства, поэтому превращаться нам помогают: «Волшебная палочка», «Бабочка волшебница», «Волшебный мешочек».

  1. Поощрение нестандартных решений. В старшем возрасте необходимо отмечать только наиболее креативные решения, это послужит для остальных детей стимулом придумывать и сочинять что-то новое, не такое, как у всех. Необходимо направлять ребят, давать им советы, но не навязчивые. Например: разнообразить упражнение за счёт движения рук, или мимики и т.д.  Я иногда объявляю конкурс на лучшего придумщика упражнений, самый креативный  получает медаль и носит её на протяжении всего занятия.
  2. Обогащение двигательного опыта. Продолжается обогащение двигательного опыта детей, отрабатывается техника и точность движений. Значительно увеличивается набор подвижных игр,  игр эстафет,  появляются элементы спортивных игр. Дети знакомятся с разными видами спорта. В своих играх они начинают создавать образы разных спортсменов и играть в них. Например, Лыжники, биатлонисты, баскетболисты и т.д.

Имея такой опыт, дети легко применяют его в творческих играх и заданиях, а так же в самостоятельных играх на улице и дома.

Выстраивая свою повседневную работу, я стараюсь  анализировать её эффективность, наблюдая за детьми.

 Критерии для анализа:

- умение ребенка самостоятельно подобрать креативное название для   уже   имеющегося   упражнения, задания;

- умение придумать интересное упражнение с предметом и без;

- способность ребёнка придумать самостоятельный креативный образ и   продемонстрировать  его другим  в игре;

- отзывчивость и эмоциональность в играх и упражнениях;

- способность перенести полученный игровой и творческий  опыт в самостоятельные    игры;

Наблюдая за детьми в ходе занятия, беседуя с педагогами и родителями, я могу с уверенностью сказать, что дети очень быстро включаются в придуманные мной игры, сначала  робко и нерешительно, но не без удовольствия. Уже к концу младшей группы они способны поддержать идею задания, внести свои небольшие дополнения. В средней группе дети активно переносят сюжеты заданий на самостоятельные игры, а в старшей и подготовительной,  в 80% случаев, способны предложить свои идеи для занятия. Дети становятся более раскрепощенными, они не боятся предлагать свои варианты упражнений, придумывают новые задания, образы, комментируют всё происходящее. Родители часто рассказывают, как дети  делятся дома всем происходящим, проигрывая сюжет занятия заново, добавляя свои упражнения. Это не может не радовать меня как педагога,  идёт процесс развития воображения, а самостоятельная двигательная и игровая деятельность детей активизирована.

В своей работе я хотела, прежде всего, привлечь внимание к тому, что любую педагогическую деятельность можно выстроить таким образом, что она будет способствовать развитию творческого воображения у детей.  Стоит только попробовать, и начинаешь ощущать, как совместные творческие игры и занятия развивают не только детей, но и тебя, новые сказки и образы для работы возникают сами собой, часто благодаря подсказкам ребят.

  Природа человека устроена так, что ребёнок в дошкольном возрасте растёт и развивается очень стремительно, но хочется верить, что мой маленький  вклад в их развитие будет способствовать тому, что из них вырастут активные,  способные смело творить и высказывать свои идеи и мысли взрослые.