Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики средствами физической культуры"
консультация по физкультуре ( группа) на тему

Вялова Людмила Михайловна

Роль физической культуры в развитии мелкой моторики детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_melkaya_motorika.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

 В условиях модернизации дошкольного образования и поиска путей повышения его качества без ущерба для здоровья детей не может оставаться без вниманияя процесс их физического воспитания, прежде всего физическая подготовка к школе, являющаяся сложной и многоплановой проблемой.

В современных исследованиях отмечается: около 20% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости; 30 -40 - составляют группу риска с точки зрения развития психических нарушений; 21 - имеют дефекты речи; 74% - нарушения опорно-двигательного аппарата.

У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не просто невыполнимой - опасной задачей.

Важным условием полноценного овладения будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности.

Изучение уровня развития тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук первоклассников обычно приводит учителя к неутешительному выводу: движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует сложно- координированных движений руки. Поэтому при оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количественных показателей развития общей моторики, использовать диагностические методики типа «Теппинг-тест», «Смотай клубок!», «Палочки и коробочки», «Карты», позволяющие объективно оценить развитие тонкомоторных действий ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития тонкомоторных действий.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому, на наш взгляд, в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно- игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Многие авторы (Э.И. Адашкявичене, Ю.Д. Железняк, Т.П. Осокина, Ю.М. Порт- нов, В.И. Усаков) отмечают, что в спортивных играх взаимодействуют сенсорные системы различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения, т.е. действия с мячом, ракеткой, битой, клюшкой предоставляют широкие возможности для развития тонкой моторики.

При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка.

Специалисты (Е.И. Аркин, Н.А. Берн- штейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга. Так, В.М. Бехтерев доказал влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Как мы отмечали выше, сегодня становятся востребованными новые источники пополнения и обогащения средств физической подготовки детей 5-6 лет к школе.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряженно с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа:

  • «Передай клюшку, городок, биту, ракетку» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).
  • «Положи-возьми биту, городок, ракетку» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).
  • «Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).
  • «Барабан» (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).

Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук полезны детям, так как требуют их сопряженной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики и гимнастики после сна. Итак, общеразвивающие упражнения с ракетками, битами, клюшками - эффективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук.

Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности. 

Предлагаем вашему вниманию игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий по авторской программе «Играйте на здоровье!».

  1. «Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).
  2. «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).
  3. «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».
  4. «Чье звено скорее передаст клюшки, мячики для пинг-понга, мячи?».
  5. «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).
  6. «Кто скорее измерит биту?» (перехват биты руками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"

Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....

Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»

Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»...

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...

Консультация для родителей "Развитие речи детей средствами физическая культура"

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух. Развитие речи напрямую связ...

Формирование осмысленной моторики средствами физической культуры

Группировка игр по возрастам на снятие мышечной зажатости и преодоление двигательного автоматизма...

«Подвижная игра как средство познания окружающего мира, себя и сверстников». Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

В современной педагогике и в условиях ФГОС активно используют игру во всём её разнообразии. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как школа воспитания. В ней свои...

Статья "Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Задачи и средства физического воспитания".

quot;Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.Задачи и средства физического воспитания".Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Активно обсуждаетс...