Главные вкладки

    Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"
    материал по теме

    Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики у детей средствами изобразительной деятельности

    (консультация для воспитателей)

                Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для развития мелкой моторики.

    Рисование

                Рисование карандашами, красками требует освоения определённых технических навыков. Надо правильно держать карандаш(кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу(ворсу), придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает.

                Освоение всех этих технических навыков развивает движения руки, вырабатывает их большую координацию, ритмичность.

               Наиболее эффективный приём – пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребёнка.

                 Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться ниже над столом. Педагог должен поправить позу и далее следить, чтоб ребёнок сохранял за столом правильную позу.

              В ходе занятия педагог следит за движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке или в левой руке. Разумеется, не нужно ограничиваться одними словесными замечаниями. Ведь ребёнок, не имея опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически, взяв руку малыша в свою.

             Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать желание заниматься, проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя подбодрить.

    Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы они должны обследовать предмет движением руки по контуру и показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Сначала действие демонстрирует сам педагог, затем по одному вызывает нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой.

              Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали, у детей развиваются двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки. Также в этом возрасте дети осваивают более сложные навыки. Например, чтобы аккуратно, ровно закрасить части рисунка, ребёнок должен уметь регулировать движение руки в пределах контура.

              Должно настораживать, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации руки при рисовании.

              Умение изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной формы (прямоугольных, квадратных, треугольных), а также округлых форм разного характера (круг, овал). Движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению: чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения( переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

    Лепка

             Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка. Занятия по лепке в детском саду начинаются с первой младшей группы. Лепные работы малышей характеризуются прежде всего неотчётливой формой изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме того, они ещё не владеют действенным зрительным контролем за результатом своей работы.

    Аппликация

    Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон

            Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

           Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений, отработку навыков. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук, даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

              Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием движения кинестетически и зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно корректируется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности

    Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности...

    Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»

    Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики средствами физической культуры"

    Роль физической культуры в развитии мелкой моторики детей...

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

    Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

    Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

    Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

    Развитие мелкой моторики средствами изобразительного искусства.

    Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития все психических процессов....