Статья: "Развитие мелкой моторики посредством изобразительной деятельности"
план-конспект занятия (младшая, старшая группа)

Черкашина Марина Юрьевна

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Занятия с использованием различных техник рисования, аппликаций, лепки  позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям, а самое главное развивает моторику. Занимаясь художественной деятельностью, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ д/с «Малыш» г. Саяногорск

М.Ю. Черкашина

Мелкая моторика развивается естественным путем, начиная с раннего детства, на основе общей моторики. Сначала ребенок учится хвататься за предмет, затем появляются навыки перехода из рук в руки, так называемое «схватывание пинцетом» и т. д. В дошкольном и младшем школьном возрасте двигательные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как: массаж кистей и пальцев, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами (пазлы, бусины, мозайка и др.), лепка, игры с крупами, аппликация, рисование, оригами, конструирование и т.д.

В своём докладе я хочу затронуть тему – развитие мелкой моторики у детей, с помощью изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное освоение рисованием, лепкой и аппликацией. Приобщать детей к изобразительной деятельности в дошкольном учреждении следует начинать с 2–3 лет.

Развитие мелкой моторики у детей основано на приобретении опыта непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, вовлекаться в процесс усвоения формы и размеров предметов и их частей, чередуя движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы изображение движения рук фиксировалось. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом.

Рисование – одно из любимых занятий детей, ведь в нём проявляется творческая активность. Приходя утром в садик, многие ребятишки выбирают сами себе занятия. И в основном, это рисование карандашами, восковыми мелками, цветными ручками. И это прослеживается в течение всего дня, что ребёнок может спокойно подойти к уголку изодеятельности и выбрать себе занятие. Ручная умелость у дошкольников развивается при использовании разных техник рисования. Больше детям нравилось, когда мы использовали нетрадиционные техники рисования. Мы с детьми рисовали ладошками, рисовали пальчиками, рисовали ватными палочками, ватными дисками, зубными щетками, салфетками, использовали отпечатки листьев, картофеля, яблока, рисовали поролоном, даже пробовали рисовать обрезными пластиковыми бутылками и нитками. Рекомендую педагогам использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения, а в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные особенности и индивидуальные способности детей.

На своих занятиях с детьми по аппликации, я также использовала нестандартные приемы работы с бумагой. Проведение таких занятий способствует развитию мелкой моторики рук и творческих способностей у детей. Мы выполняли поделки из бумаги в стиле оригами, квиллинга, торцевания,  делали аппликации из пуговиц, из гербария, использовали обрывную аппликацию.

Лепка – самое динамичное и жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается как один из видов изобразительной деятельности, потенциал которой используют в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя творческие и познавательные потребности ребенка, развивая непосредственно мелкую моторику рук и пальцев. Мне довелось во внеуроченное время проводить с детьми кружок по лепке, который назывался «Чудо-пальчики». На кружковой работе по лепке, помимо пластилина, мы использовали с детьми слайм, соленое тесто, глину, пластилин шариковый и кинетический песок. Пригодился и природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис, а также дополнительный материал: пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта. Мы лепили самые разные картины и фигурки. Под действием пластилина оживали животные, насекомые, птицы, обитатели подводного царства, грибы, цветы. Первые успехи вызвали у детей желание создавать коллективные композиции. Ребята с удовольствием работали в технике пластилинографии, граттажа, лепка «горошинами», ну конечно же традиционной. Работы получались очень интересными, а занятия проходили занимательными.

В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев, развитие мелкой моторики является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием различных техник рисования, аппликаций, лепки  позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям, а самое главное развивает моторику. Занимаясь художественной деятельностью, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.

Список использованной литературы:

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991

Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"

Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....

Статья "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности: основные принципы и приемы"

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности: основные принципы и приемы...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Развитие мелкой моторики посредством творческой деятельности

В данном материале приведены примеры работы в технике "пластилинография" и "аппликация комочками"....

“Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности младших дошкольников”.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка. В.М.Бехтеров доказал, что “простые дви...

Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...