“Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности младших дошкольников”.
статья (младшая группа)

Денисова Наталья Вячеславовна

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка. В.М.Бехтеров доказал, что “простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности младших дошкольников”.

Денисова Наталья Вячеславовна, воспитатель детский сад №112 комбинированного вида” города Чебоксары Чувашской республики.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка. В.М.Бехтеров доказал, что “простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка”.

В.А.Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам.

Одним из методов развития мелкой моторики является театр. Театрализованная деятельность-самый распространенный вид детского творчества. Поскольку ведущим видом деятельности является игра,то в рамках художественно-эстетического развития  театрализованной деятельности  отводится главное место, так как она включает в себя игры с куклами  и инсценировки ,кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, даёт возможность в игровой форме организовать совместную и самостоятельную деятельность. Театр для ребенка — это всегда праздник, яркие и незабываемые впечатления.

Уже в группе раннего возраста начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации. Встреча с театральными куклами помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу.

Так как речь напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики, мы решили уделить этому особое внимание с самого раннего детства. А именно через театрализованную деятельность, так как в дошкольном возрасте дети принимают активное участие не только речи, но  и общая координация движения кисти рук.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи;

  1. Создать в группе насыщенную развивающую среду по театрализованной деятельности
  2. Организовать работу с детьми, направленную на развитие координации, точности движения пальцев рук в театрализованной деятельности
  3. Развивать у детей навыки кукловождения, использование разных видов театра в совместных и самостоятельных видах деятельности
  4. Активировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
  5. В дошкольном возрасте дети принимают активнее участие в театрализованной деятельности. В ходе игры в театр часто приходится управлять куклами, а для этого необходимо развивать ловкость и координацию своих пальцев.

Свою работу нужно строить на основе основных принципов дидактики, систематичности, последовательности, учете   индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Важной частью по развитие мелкой моторики являются “пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это веселые и интересные импровизации потешек, стихов с помощью пальцев рук. Любое детское произведение может стать основой для пальчиковой игры. Эти игры отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети повторяют движения рук взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. В нашем детском саду мы играем в такие игры: “Моя семья “,” Капуста”,” Апельсин”,” Домик”,” Киска”,’’Зайчик”,” Помощники”, и др.. Пальчиковые игры помогают разогреть руки ребенка для работы с театральной атрибутикой, настроить его на взаимодействие со взрослыми. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых-вовремя создать условия для ее появления и развития. Первые занятия с

 Малышами проходят в виде иллюстрационных представлений, которые проходят в виде иллюстрационных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями, затем дети уже сами принимают участие в показах, что делает их белее смелыми и решительными ,помогает преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.

У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров; пальчиковый, настольный, теневой, настольный, вязаный театр, театр резиновых игрушек, конусный театр. В адаптационный период куклы -игрушки помогают отвлекать детей, расслабиться, снять напряжение, вызывает положительные эмоции. Так же используем персонажи-игрушки как сюрпризные моменты во время занятий, для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Это куклы, сшитые из ткани, клеёные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. С помощь. Этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Игры с маленькими персонажами из сказок “Колобок”, “Репка», «Теремок” позволяет стимулировать речевую активность, так как вовлекает ребенка в сказочный мир. Пальчиковый театр способствует”

-развитию мелкой моторики

-развивает выразительность и точность, координацию движений

-стимулирует развитие внимания и памяти

-повышает усидчивость и концентрацию внимания.

Развитию мелкой моторики способствуют куклы-топотушки. Эти куклы приводят детей в восторг. Театр топот ушек способствует развитию творческих способностей детей.

Применение кукол БИ-БА-БО создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Ребёнок учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилам поведения, учится жить, проживая жизнь своих героев.

Театр картинок и фланелеграф-уникальное средства речевого и познавательного развития. Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорного развития, развивают внимание, воображение. Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а делаем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.

Вязанный театр-прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речь. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он доступен и прост. Дети сами действуют игрушками-персонажами (колобок, заяц, лиса, волк и др.), пытаются передать характер героя, повторяют запоминающие фразы.

Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию самостоятельной творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей, застенчивые становятся более активными, раскрепощёнными.

Театрализация очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Малыши третьего года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

Список литературы.

1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду /

Е.А.Антипина. -М., 2003ю-134 с

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/

А.Е.Белая. -М.,2009.- 143 С.

3. Лыкова И.А. Театр на пальчиках / И.А. Лыкова///Цветной мир. - 2013.-154с.

4.ЯНУШКО Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года)/ Е.А.Янушко// Методическое пособие для воспитателей и родителей         .М.,2011.-56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного образования в художественно - эстетической деятельности"

Данная метадическая разработка раксрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...

Статья: "Развитие мелкой моторики посредством изобразительной деятельности"

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Занятия с использованием различных техник рисования, апплик...

Развитие мелкой моторики посредством творческой деятельности

В данном материале приведены примеры работы в технике "пластилинография" и "аппликация комочками"....

Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...