Программа оздоровительной работы разработанный на 2015-2016 учебный год.
рабочая программа по физкультуре (младшая группа) по теме

Дрюкина Алена Федоровна

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа оздоровительной работы разработанный на 2015-2016 учебный год.

С частичной доработкой (с эффективным средством закаливания хождение по солевым дорожкам, с использованием кварцевой лампы ОБР - 15)

Воспитатели: Дрюкина А.Ф.

Светлова Е.А.

Введение. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Задачи. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса.

Внедрять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов: воздуха, солнца, воды для детей младшего дошкольного возраста в  условиях детского сада.

Прививать детям младшего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки.

Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Осуществлять просветительную работу о закаливании среди родителей.

Обучать родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления организма.

Цель. Создание условий для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания.

Ожидаемый результат.

1. Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

Основные принципы программы

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей.

Основные направления программы

Обеспечение благоприятного течения адаптации;

Выполнение санитарно-гигиенического режима;

Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

Проведение санитарных и специальных мер по профилактике ОРЗ и ОРВИ;

Организация здоровье сберегающей среды в группе;

Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

Пропаганда ЗОЖ  и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.

Адресная направленность.

Программа закаливания направленная на детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, родителей.

Здоровье сберегающая среда

В группе созданы санитарно – гигиенические условия.

Мебель (столы и стулья) подобрана по росту детей. Для сквозного проветривания, окна оборудованы фрамугами. Для профилактических мероприятий по ОРВИ  установлена бактерицидная лампа.

Ежедневно в группе расставлены  тарелочки с чесноком, а так же дети во время приема обеда у потребляют его.

Для физического развития детей в группе созданы условия.

Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности:

1.1. мячи (резинные, набивные);

1.2. обручи разного размера;

1.3. игрушки, которые можно катать;

1.4.кочки массажные;

 1.5. в группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвешенных игрушек;

1.6. весь спортивный инвентарь и оборудование доступны детям;

 1.7. Для проведения утренней гимнастики, физкультурных развлечений в ДОУ имеется спортивный зал, кегли, качелька, большая машинка и т.д.

Для закаливания детей в группе созданы условия.

2.1 оборудование для игр с водой.

2.2. «чудо-коврики» (коврики для массажа ног, изготовленные из бросового материала);

2.3 канат, для профилактики плоскостопия;

2.4. рукавичка для массажа;

2.5. солевые дорожки.

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью разработана программа.  

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. В данной программе разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей. Приложение № 2.

сквозное проветривание;

соблюдение санитарно–гигиенического режима;

утренняя гимнастика в проветренном помещении;

дыхательная гимнастика (2–3 раза в день);

игровой массаж (2–3 раза в день);

использованием кварцевой лампы ОБР – 15 Приложение № 7.

гимнастика в постели после дневного сна;

хождение босиком по “чудо” – коврикам;

солевые дорожки;

умывание прохладной водой;

прогулка на свежем воздухе;

подвижные игры;

совместные развлечения родителей и детей;

оптимальное чередование различных видов деятельности

Перспективно-тематическое планирование Приложение №1.  

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. Приложение № 5

Утреннюю гимнастику начинаю со слов:

“Дили-дили! Дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и всех ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
На зарядку,
На зарядку,
Кто вприпрыжку,
Кто вприсядку,
Через поле,
Напрямик –
Прыг, прыг, прыг…”

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму.

Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики). В конце зарядки провожу подвижную игру.

Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Приложение № 6.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Упражнения провожу 2–3 раза в день, используя различные стишки, соответствующие выполняемым действиям. Дети с большим удовольствием включаются в такую игру.

Гимнастика в постели. После дневного сна провожу закаливающую зарядку в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели до 5 минут. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Приложение №4

Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с младшим воспитателем используем игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.

Солевые дорожки, “чудо” – коврики. Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Процедура состоит в следующем.

Ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором, а затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по “чудо” – коврикам. “Чудо” – коврики изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек, шишек. Такие упражнения нравятся всем детям.

Воздушные процедуры. Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому, хождение раздетыми по “чудо”- коврикам, переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, а также прохождение по “чудо” – коврикам после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.

Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Дети любят играть с водой; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции. Это использую для оздоровления детского организма.

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулку выходим в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя, и при температуре воздуха не ниже – 15С. Прогулку организую так, чтобы она была интересной для детей. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Во время прогулки я провожу 2–3 различных игры. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре полезна: систематически повторяясь, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Дни здоровья. Один раз в месяц я провожу день здоровья. За день в приемной вывешивается красочное объявление, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, о пользе закаливания организма. Прием детей в этот день ведется под звуки веселой музыки. В течение всего дня дети принимают активное участие в подвижных играх, танцах, аттракционах. В доступных местах выставлен различный спортивный инвентарь (мячи, воздушные шары, кольцеброс, обручи, кегли). Детей ожидают сюрпризные моменты (в гости приходит кот Леопольд, Винни-пух, Карлсон). Эти дни здоровья зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Работа с родителями. В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряю активные методы и формы с семьей. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает.

– анкетирование “Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости Приложение № 3.

– проведение родительских собраний: “Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих мероприятий”,

– консультаций: “Закаливание организма солнцем, воздухом, водой”,

– папки-передвижки: “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”,

– педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания

– организация совместных дел: физкультурное развлечение “Ярмарка”

– фотовыставки: “С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей”, “В здоровом теле – здоровый дух”.

Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, применяю здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. На занятиях дети ходят, стоят, сидят на стуле, на полу, ищут предметы, тянутся за ними. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбираю в соответствии с темой занятия, они не являются какой-то отдельной частью занятия. В конце занятия провожу подвижную игру или выполняем танцевальные движения под музыку.

Физкультминутки провожу, также в течение дня, при переходе от одного вида деятельности к другому.

Для физического развития детей в группе созданы условия. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи (резинные, набивные); обручи разного размера; игрушки, которые можно катать; лесенки (наклонная и вертикальная). В группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвешенных игрушек. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.

Результатом моей работы являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни.

Приложение №1.  

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема

Форма

Содержание

В течение всего года ежедневно выполняются мероприятия по закаливанию организма

 (см. таблицу «Закаливающие мероприятия в режиме дня»).

сентябрь

 «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

Анкетирование родителей

Изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.

«Водичка, водичка…»

Заучивание потешки. Игры с водой.

Привитие культурно – гигиенических навыков; закаливание организма.

«День здоровья»

1. Игровой массаж

2. П./игра «Мой веселый звонкий мяч»

3. М./игра «Пузырь»

Создание условий для укрепления здоровья, формирование основ здорового образа жизни,

октябрь

«Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур».

Родительское собрание

Расширение кругозора о способах закаливания.

«Предупреждение простудных заболеваний».

Папка-передвижка.

Знакомство с мероприятиями, предупреждающими простудные заболевания.

«День здоровья»

1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

2. «Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы

3. П./игра «У медведя во бору»

Создание условий для укрепления мышц, формирующих свод стопы; формирование основ здорового образа жизни.

«Девочка чумазая» П. Барто.

Чтение стихотворения. Купание куклы.

Привитие культурно – гигиенических навыков; закаливание организма.

«У солнышка в гостях»

Физкультурное развлечение

Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни.

ноябрь

 «Закаливание организма солнцем, воздухом, водой».

Консультация для родителей

Расширение кругозора о способах закаливания детского организма, используя природные факторы.

«Что такое хорошо, и что такое плохо». В. Маяковский.

Чтение стихотворения

Привитие культурно – гигиенических навыков; воспитание правил хорошего поведения.

«День здоровья»

1. Закаливающее дыхание

2. М./игра «Поймай бабочку»

3. П./игра «Бабочки»

Создание условий для тренировки дыхательной мускулатуры, формирование основ здорового образа жизни.

декабрь

«Полезные советы для родителей»

Папка-передвижка

Осуществление просветительной работы среди родителей по оздоровлению ребенка

«День здоровья»

1. «Поиграем с ручками»

2. М./игра «Мы топаем ногами»

3. П./игра «Воробышки и кот»

Создание условий для закаливания организма, формирование основ здорового образа жизни.

«Льдинки – холодинки»

Физкультурное развлечение

Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.

«Нос умойся». Э. Машковская

Чтение стихотворения

Игры с водой

Воспитание бережного отношения к своему здоровью; закаливание организма.

январь

«День здоровья»

1. Игровой массаж

2. М./игра «Кто умеет чисто умываться» по стихотворению А. Ануфреевой.

3. П./игра «Солнечные зайчики».

Создание условий для закаливания организма, формирование основ здорового образа жизни.

«Чище умойся…»

 З. Александрова

Чтение стихотворения

Игры с водой

Привитие культурно – гигиенических навыков; закаливание организма.

февраль

«Игры, которые лечат»

Папка-передвижка

Осуществление просветительной работы среди родителей по оздоровлению ребенка

«День здоровья»

1. Игровой массаж

2. М./игра «Игра с собачкой»

3. П./игра «Вот сидит лохматый пес».

Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни.

«С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей».

Фотовыставка

Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни.

март

«С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей».

Фотовыставка

Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни.

«День здоровья»

1. Массаж волшебных точек ушек

2. М/игра «Делай раз, делай два».

3. П/игра «Жмурки с колокольчиком»

Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни; активизация положительных эмоций.

апрель

«В здоровом теле – здоровый дух»

Фотовыставка

Знакомство родителей с закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

«Путешествие в лес»

Физкультурное развлечение совместно с родителями

 Сплочение в совместной деятельности родительского коллектива; привитие любви к активному отдыху, здоровому образу жизни.

«День здоровья»

1.Перешагивание препятствий

2. «Цапля» - ходьба с высоким подниманием коленей.

3.П/игра «Солнышко и дождик».

Способствование углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; привитие навыков правильной осанки; закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни

май

«Вот какими мы стали»

Родительское собрание

Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

«Здоровый малыш», как чистить зубы.

Дидактическая игра

Привитие навыков личной гигиены: правила ухода за зубами.

«Мойдодыр». К. Чуковский.

Чтение стихотворения

Привитие навыков личной и общественной гигиены.

«День здоровья»

1. Пальчиковая гимнастика

2. М/игра «Заинька попляши»

3. П/игра «Зайка беленький сидит»

Воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями; формирование основ здорового образа жизни.

Приложение № 2

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В РЕЖИМЕ ДНЯ

Вид деятельности

Время

1.

Сквозное проветривание в отсутствии детей

2.

Утренняя гимнастика в проветренном помещении

3.

Гимнастика в постели

4.

Дыхательная гимнастика

5.

Игровой массаж

6.

Хождение босиком по «чудо»-коврикам

7.

Солевые дорожки

8.

Умывание прохладной водой

9.

Прогулка на свежем воздухе

10.

Подвижные игры

Приложение № 3

Анкета для родителей: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости».

1.Часто ли болеет ваш ребенок?

- часто;

- нет;

- иногда.

2. Причин болезни:

- недостаточное физическое воспитание в детском саду;

- недостаточное физическое воспитание в семье;

- наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?

- да;

- нет;

- частично.

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и дет.сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

- соблюдение режима;

- рациональное, калорийное питание;

- полноценный сон;

- достаточное пребывание на воздухе;

- здоровая гигиеническая обстановка;

- наличие спортивных и детских площадок;

- физкультурные занятия;

- закаливающие мероприятия.

      5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

- облегченная одежда в группе;

- обливание ног водой контрастной температуры;

- хождение босиком;

- прогулка в любую погоду;

- полоскание горла водой комнатной температуры;

- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры;

- систематическое проветривание группы.

6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?

- да;

- нет;

- частично.

7. Нужна ли Вам помощь дет.сада?

- да;

- нет;

- частично.

Приложение № 4

ГИМНАСТИКА  ПРОБУЖДЕНИЯ для первой младшей группы

С 1по 15 сентября

«Мы проснулись»

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз.                                          (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу.                                                   (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок.                                                                      (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п.                                                          (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носочках.

С 15 по 30 сентядря

«Бабочка»

Спал цветок                            И.п.: сидя на корточках,

                                                   вместе под щекой, глаза  

                                                   закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся                И. п.: то же. Медленно открыть

                                                   глаза, опустить руки через

                                                   стороны, встать.

Больше спать                         И. п.: стоя. Повороты головы

не захотел                               вправо-влево, показать

                                                  пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся,       Дети выполняют

Взвился вверх и полетел     движения по тексту.

   

                                                                                 (2-3 раза)

С 1 по 15 октября

«Солнышко»

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо.       (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.                         (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.   (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.(4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки.                                                               (4 раза)

 Обычная ходьба босиком.

С15 по 31 октября

«Пробуждение солнышка»

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и.п.

3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза)

С 1 по 15 ноября

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,            И. п.: стоя, руки вдоль

     серенький, потянись»            туловища. Приподняться

                                                         на носки, руки через

                                                         стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,              И. п.: стоя, руки на поясе.

    серенький, повернись»           Повороты туловища

                                                         вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,                И. п.: то же. Мягкая

     серенький, попляши»            пружинка.

4. «Заинька, поклонись,             И. п.: то же. Наклоны

     серенький, поклонись»         туловища вперед.

5. «Заинька, походи,                    И. п.: то же. Ходьба на

     серенький, походи»                месте.

6. «Пошел зайка                           Ходьба по ребристой

     по мосточку»                            доске.

7. «Да по кочкам,                        Ходьба по резиновым

      да по кочкам»                        коврикам. 3 притопа.

С 15 по 30 ноября

«Ветерок»

1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

С 1 по 15 декабря

«Лесные приключения»  часть первая.

1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

С 15 по 31 декабря

«Лесные приключения»  часть вторая

1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

С 11 по 15 января

«Путешествие снежинки» часть первая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

С 15 по 31 января

«Путешествие снежинки»  часть вторая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» - и. п.:  сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

  Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

С 1 по 15 февраля

«В гостях у солнышка»

(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)

1.      «Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

  2.«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.

 3.«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

 4. «Отдыхаем на солнышке».  И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

С 15 по 28 февраля

«Просыпающиеся котята»

 Отгадайте загадку:Мохнатенькая, усатенькая,Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

В-ль.   Правильно,   киска.  Давайте  поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.

 Кот решил котят учить,          

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.                      Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

С 1 по 15 марта

 «Веселый зоопарк»

  1.«Звери проснулись».  И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться.  Повторить несколько раз; темп медленный.

В-ль. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый... (волк)

  2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

  3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

       4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

       5. « Сделать вдох носом». На выдохе пробно тянуть  «м-м-м-м-м»,   одновременно   постукивая  пальчиками обеих рук по крыльям носа.

В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. (дети выполняют закаливающие процедуры

С 15 по 31 марта

 «Забавные котята”

В кровати

1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).

2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

4) а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

5) «Котята моют лапки» И.п.: сидя по-турецки .В.: трите ладони друг о друга, пока они не стали тёплыми.

6) «Котята умываются» И.п.: то же. В.: мягкими движениями поглаживать шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз).  Растирание: дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра.

С 1 по 15 апреля

«Мишки»

I.  В кроватках

1. «Потягивание»

Потягушки, потянулись!  (Поднимание рук вверх в положении лёжа)

Поскорей, скорей проснулись!

День настал давным-давно, (Поднимание ноги вверх в положен. лёжа)

Он стучит в твоё окно.  

II.  Возле кроваток

Мишка рассердился и ногою топ… (Прыжки на двух ногах)

Мишка косолапый по лесу идёт… (Ходьба и бег под музыку)

III.  Ходьба по дорожке «Здоровья» (коврик с пуговицами, массажные коврики, ребристая доска, дорожка со следами с крупой)

IV. П/и «Мишка»

Мишка, мишка.

Что ты долго спишь?

Мишка, мишка.

Что ты так храпишь?

Мишка:  Кто здесь песни распевал?

 Кто мне спать не давал?

 Догоню, догоню…

С 15 по 30 апреля

«Мишка»

Медвежата просыпаются

Медвежата, вы проснитесь –

На постели потянитесь

Тяни лапку, не ленись-

Лапку вверх и лапку вниз.

Медвежата повернулись на живот, и смотрят, кто проснулся ещё

На живот ты повернись-

Слева, справа осмотрись

Твои лапки отдыхают

И друг с другом поиграют

«Отдыхаем».. И.п. — лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.

Медвежата умываются

Умываться всем пора!

Вот хорошая игра!

Приложение № 5

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сентябрь

1 – 2 неделя

Где же наши руки?

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Покажите руки”.

И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки перед собой, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Спрячьте руки”.

И. n.: То же. Отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Через несколько  дней можно усложнить упражнение: присесть, положить руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой за воспитателем.

3 – 4 неделя

 Большие и маленькие

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Какие мы стали большие”.

И.n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Какие мы были маленькие”.

И.n.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Октябрь  

1 – 2 неделя

Птички

Ходьба  стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой и закончить ходьбой стайкой.

Общеразвивающие упражнения.

“Птички машут крыльями” и.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза.

“Птички клюют зерна”. И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза.

    Ходьба стайкой.

3 – 4 неделя

Пузырь

Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой, закончить ходьбой стайкой.

Общеразвuвающuе  уnражненuя.

1. “Надуем пузырь”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.

“Пузырь лопнул”. И. n. То же. Присесть, погладить колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

Ноябрь

1 – 2 неделя

Барабан.

      Ходьба стайкой, перейти на бег стайкой, закончить ходьбой.

     Общеразвuвающие упражнения.

“Большой барабан”.  И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. Повторить  4 раза.

“Поиграем на барабане”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу за спиной. Нагнуться, постучать по коленям, сказать “бум-бум”, выпрямиться. Повторить 4 раза.

 Ускоренная ходьба за воспитателем. Закончить спокойной ходьбой.

3 – 4 неделя

Деревья

Ходьба стайкой, непродолжительный бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвивающие упражнения

1. “Шелестят листочки”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, помахать ими, произнести звук “Ш-Ш-Ш”, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Деревья качаются”. И. n.: то же. Слегка наклониться влево, потом вправо, сказать “Ш-Ш-Ш”, выпрямиться. Повторить 6 раз.        ,

“Кусты”. И. n.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Декабрь  

1 – 2 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза.        .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

“Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

3 – 4 неделя

Покажите руки.

Ходьба, непродолжительный бег стайкой. Перестроиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

 1. “Покажите руки”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки поднять перед собой, ладони кверху, вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.

2. “Руки на колени”. И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки положить  на колени, выпрямиться. Повторить 4 раза.        

3. “Спрячьте руки”. И. п.: то же. Присесть, руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Январь  

1 – 2 неделя

Пузырь.

Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Надуем пузырь”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, сказать “ф-ф-ф”, опустить их и спрятать назад. Повторить 4 раза.

2. “Проверить пузырь”. И. п.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, сказать “TуK-TуK”, выпрямиться. Повторить 4 раза.

“Пузырь лопнул”. и. n.: то же. Присесть, положить руки на колени, сказать “хлоп”, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза.        .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

“Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Февраль  

1 – 2 неделя

Часы

Ходьба и бег друг за другом. Построиться в полукруг. Общеразвивающие упражнения

        1. “Часы идут”. и. n.: ноги слегка, расставлены, руки внизу.

Раскачивание рук вперед-назад (рис. 15). Повторить 4 раза.

        2. “Проверим часы”. и. n.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза.

        3. “Часы звенят”. И. n.: то же. Присесть, постучать по коленям, сказать “динь-динь”, встать. Повторить 4 раза.

        Ходьба на носках. Ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

 С погремушкой.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построиться в круг.

        Общеразвивающие упражнения с погремушкой.

1. “Потряси погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. “Погреми” - поднять погремушку вверх, потрясти ее, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в другую руку и выполнить то же упражнение.

2. “Постучи погремушкой”. И. n.: то же. Нагнуться, постучать погремушкой по коленям, сказать “динь-динь”, выпрямиться. Повторить 3 раза. То же выполнить левой рукой, предварительно переложив погремушку.

3. “Положи погремушку”. И. n.: то же. Присесть, положить по гремушку на пол, выпрямиться, присесть, взять погремушку, выпрямиться. Повторить 2 раза. Переложить погремушку и выполнить то же упражнение.

Бег и ходьба друг за другом.

Март  

1 – 2 неделя

 Птички

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения.

1. “Птички машут крыльями”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.

2. “Птички пьют воду”. И. n.: тоже. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза.

“Птички клюют зерна”. И. n. то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз.

Бег и ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

 С флажком.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие уnражнения с флажком

1. “Покажите флажок”. И. n.: ноги слегка расставлены, флажок, внизу в правой руке. Поднять флажок, помахать им, посмотреть, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку и выполнить  то же упражнение.

2. “Постучи флажком”. И. n.: то же. Наклониться, постучать, палочкой флажка по правому колену; выпрямиться. Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку, выполнить такие же движения, но постучать флажком по левому колену.

 3. “Положи флажок”. И. n.: то же. Присесть, положить флажок, выпрямиться, присесть, взять  флажок, встать. Повторить 2 раза.

Бег друг за другом. Спокойная ходьба друг за другом.

Апрель

1 – 2 неделя

Барабан.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Большой барабан”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять прямые руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.        

2. “Поиграем - на барабане”. И. n.: ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Нагнуться, постучать по коленям, сказать “бум-бум”, выпрямиться.

3. “Постучи ногами”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. По

стучать ногами по полу, сказать “тук-тук”. Повторить 4 раза.

Непродолжительный бег и ходьба  друг за другом.

3 – 4 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза.        .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

“Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Май

1 – 2 неделя

Поезд

Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Ходьба на носках.

Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Поезд”. И. n.: ноги слегка расставлены; руки согнуты в локтях (у пояса), пальцы сжаты в кулаки. Выпрямить руки вперед, согнуть, произнести “чу-чу” (рис. 19). Повторить 4 раза.

2. “Починим колеса”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. “Проверим колеса”. И. n.: то же. Присесть, положить руки на колени, встать. Повторить 4 раза.        

Перестроение из круга. Бег друг за другом - “ поезд быстро едет ”. Ходьба.

3 – 4 неделя

С погремушкой.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение         в круг.

Общеразвивающие упражнения с погремушкой.

1. “Посмотрим на погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. Поднять погремушку вверх, потрясти, посмотреть на нее, опустить, повторить 4 раза. Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения.

2. “Постучи погремушкой”. И. n.: ноги на ширине плеч, погремушка внизу в правой руке. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать “тук-тук”, выпрямиться. Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения.

3. “Положи погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, погремушка внизу в правой руке. Присесть, положить погремушку, выпрямиться, присесть, взять по гремушку, встать. Повторить 3 раза.        

Перестроение из круга. Бег друг за другом. Спокойная ходьба.

Июнь  

1 – 2 неделя

Бабочки.

Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Бабочки летают”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 5 раз.

2. “Бабочки пьют”. И.n.: ,то же. Нагнуться, руки отвести назад, выпрямиться (рис. 20). Повторить 4 раза.

3. “Бабочки сели”. И. n.: то же. Присесть, руки на колени,

выпрямиться. Повторить 5 раз.

Перестроение из круга. Бег и ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

С флажком.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Перестроение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Помаши флажком”. И. n.: ноги слегка расставлены, флажок внизу в правой руке. Поднять флажок вверх, помахать им, опустить. П6вторить 3 раза. Переложить флажок левую руку и выполнить те же движения.

2. “Постучи флажок”. И. n.: то же. Наклониться, постучать по коленям, сказать “тук-тук”, выпрямиться. Повторить3 раза. Переложить флажок в левую руку и выполнить те же движения.

3. “Положи флажок”. И. n.:то же. Присесть, положить флажок, встать, присесть, взять флажок, встать. Переложить флажок в левую руку и повторить упражнение.        

Бег друг за другом. Спокойная ходьба.

Примерная последовательность проведения

в течение года комплексов утренней гимнастики

в группе раннего возраста.

Месяц

1 – 2 неделя

2 – 3 неделя

Сентябрь:

Где же наши руки?

Большие и маленькие.

Октябрь:

Птички.

Пузырь.

Ноябрь:

Барабан.

Деревья.

Декабрь:

Прятки.

Покажите руки.

Январь:

Пузырь.

Прятки (перед общеразвивающими упражнениями проводится ходьба и бег друг за другом, после упражнений дается ходьба на носках и ходьба друг за другом).

Февраль:

Часы.

(С погремушкой.)

Март:

Птички.

(С флажком.)

Апрель:

Барабан.

Прятки (в начале и конце утренней гимнастики дается ходьба и бег друг за другом).

Май:

Поезд.

(С погремушкой.)

Июнь:

Бабочки.

(С флажком.)

Июль:

Поезд.

(С погремушкой.)

Август:

Бабочки.

(С флажком.)

Приложение №6.

Игровой самомассаж.

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  2. Обучать элементам массажа.
  3. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей
  4. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям
  5. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  6. Развивать интеллектуальные функции.
  7. Развивать двигательную память.
  8. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  9. Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие

ИГРОВОЙ МАССА

карточка №1

«Лошадка»- мл.гр.

(массаж спины, в парах)

муз.Е.Д.Макшанцевой

Но, лошадка! Но, лошадка!

Но, лошадка! Поспеши!

Едут, едут на лошадке,

Едут наши малыши.

Дети встают парами, «лошадка стоит впереди, отведя руку назад, ладонями вверх, ездок берет ее за руки. Напевают песенку, идут по кругу.

Я люблю свою лошаку, гладят спинку 

Причешу ей хвостик гладко.

Я лошаку люблю,         легко похлопывают спинку

Спинку ей похлопаю.

(затем меняются местами)

«У жирафа»  - мл.гр

музЕ.Попляновой «Игры с музыкой» и сл. Е.Железновой «У жирафа»

(массаж активных точек носа и ушей)

«У жирафа....» - похлопывают  себя ладонями

«У слона...» - щипают

«У котят...» - гладят

«У зебры...» - массаж ребром ладони

«На ушах»  - потягивают за мочки ушей

«На носу» - массируют точки у крыльев носа

«И на лобике» - массируют точку между бровей

                           (или «козырек» - ребром ладони)

«И на бороде» - массируют середину бороды

                          круговыми движениям

 «Огуречики, помидорчики»

(в парах)

Огуречики, гладят спину

Помидорчики

Чашки, стучат кулачками

Ложки,

Поварешки

Перевертыши прыжком отворачиваются

«Таря - Маря»

(дети стоят парами по кругу)

Движения: «дождики» - пальчики

                              «крабы»-«месим тесто»

                              «рельсы» - «пилим» ладонями

Таря-Маря              Кулачками стучат по спине

В лес ходила

Шишки ела                           «Крабы»

Нам велела

А мы шишек не едим          «Рельсы»

Таре-Маре отдадим             Отворачиваютс

 «Согревалочка»

(кассета «Игры с пением» Т.Лобановой)

1.Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,    

 хлопки

Хлоп-хлоп-хлоп (2 раза)  

  тройные хлопки

Мы ногами топ-топ-топ,  

 притопы

Топ-топ-топ (2 раза)    

 тройные притопы

Головою круть-круть-круть,

Круть-круть-круть (2 раза)  

 покачиваем головой к плечам

Постучим себя мы в грудь    

Очень хорошо.                  

стучим кулачками

2.Пяточками гоп- гоп-гоп,  

   Гоп-гоп-гоп (2 раза)

ногу на пятку

По коленкам шлеп-шлеп-шлеп,

Шлеп-шлеп-шлеп (2 раза)

 хлопки по коленям

Погладили животики

Вот-так, вот-так

круговые движения ладошкой по животу

Улыбнулись ротики

Очень хорошо!

 «Массаж ног»

(выполняем сидя)

Кую, кую, ножки.         Стучим по ступням ног

Поедем по дорожке 2 раза  попеременно

Дорожка кривая,          руки под собой,

Кобылка хромая          качаемся телом

Грязь по колено          хлопают по ногам

Дров ни полена           снизу вверх

Завтра рано поедем до пана     топают ногами

Ехали, ехали,                      падают на пол или

И куда приехали                идут высоким шагом

     «Ладошки»

(На мелодию русс нард. песни

«Ах, вы, сени»)

Вот у нас игра какая - хлопают в ладоши

Хлоп, ладошка, хлоп другая.

Правой, правою ладошкой -

Мы пошлепаем немножко

Шлепки по левой руке от плеча к кисти

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

Хлопки по правой руке.

А потом, потом, потом,

Даже щечки мы побьем.

Легкое похлопывание по щекам

Хлоп ладошки! Хлоп! Хлоп!

Хлопки над головой

По коленка шлеп, шлеп!

Хлопки по коленям.

По плечам теперь похлопай -

Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай -

Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной -

Шлепки по спине.

Хлопаем перед собой 

Шлепки по груди

Справа можем, слева можем.

Поколачивание по груди справа, слева.

И крест  накрест руки сложим!

И погладим мы себя.  

 «Белый мельник»

(профилактика простудных заболеваний)

Белый, белый мельник

Сел на облака

Провести пальцами полбу от середины к вискам.

Из мешка посыпалась

Белая мука

Легко постучать пальцами по щекам

Радуются дети,

Лепят колобки.

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа.

Заплясали сани, лыжи и коньки.

Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать точки перед собой и за ушами.

 «Утка и кот»

(массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний)

Утка крякает зовет всех утят с собою,

Поглаживать шею ладонями сверху вниз

А за ними кот идет, словно к водопою.

Указательными пальцами растирать крылья носа

У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам

Не смотри ты на утят - не умеешь плавать.

Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.

 «Дождик»

Массаж спины ( выполняется по кругу«паровозиком»).

Дождик бегает по крыше

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

По весёлой, звонкой крыше

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Дома, дома посидите

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Никуда не выходите

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Почитайте, поиграйте

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

А уйду -тогда гуляйте

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Дождик бегает по крыше

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

По весёлой, звонкой крыше

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Похлопывание по спине

 ладошками.

Постукивание по спин

 кулачками.

Поглаживание по спине

ладошками.

Похлопывание по спине

ладошками.

 «Лягушки под дождем»

(МАССАЖ В ПАРЕ)

Гром, гром, как из пушек

Постукивают кулачками по спине друг другу

Нынче праздник у лягушек.

Похлопывают ладонями, растопырив пальцы

Дождь, дождь, надо нам

Стучат кончиками пальцев

Расходиться по домам.

Шагают большим и указательным пальцами

Град, град, сыплет град,

Все под крышею сидят.

Постукивают кулачками по спине друг другу

Только мой братишка в луже

«Рисуют лужи» - круговые движения ладонями

Ловит рыбу нам на ужин

Пощипывают спину.

 «Вышел зайчик погулять» КартушинаМ.Ю

(массаж биологически активных точек для профилактике простудных заболеваний)

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел зайчик погулять.

шагают указат. и сред. пальцам

по носу ко лбу

Вдруг охотник выбегает,

ладонь - «козырек» растирает лоб

Прямо в зайчика стреляет

кулачками массируют крылья носа.

Но охотник не попал

Серей зайчик убежал

пощипывают уши пальчиками

«Умывание» Картушина М.Ю

(массаж пальцев)

Знаем, знаем,                хлопки по коленям

Да, да, да.                      хлопки в ладоши

Где ты прячешься, вода! растираем ладони

Выходи водица,

Мы пришли умыться!     Поочередно массируем

Лейся на ладошку           каждый палец

По-нем-нож-ку -

Нет, не понемножку -      энергично застираем

Посмелей!                          ладони

Будем умываться веселей

 «Улитка»

(массаж  носа - повышает иммунитет к заболеваниям верхних дыхательных путей)

От крылечка до калитки    

Три часа ползли улитки,

Три часа ползли подружки,

На себе таща избушки.

Трут указательные пальцы, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх.

 «Свинки»

(массаж спины)

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Все постукивают,

Все похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка,  на повторение потешки поворачиваются на 180о

«Барабан» Картушина М.Ю.

(массаж спины)

-Бам! Бам! Что за гам?    

Так шуметь не стыдно вам!

Постукивают кулачками

-Дядя Барабан, мы так стучали,

Что перебудили целый свет. 

Похлопывают ладошками

Где-то пять копеек потеряли

Не купить теперь конфет!

Поколачивают пальчиками

-Бам! Бам! Стыд и срам!

Я конфет вам не дам!

Поглаживают ладонью

Самомассаж (Картушина М.Ю)

Раз и два! Раз и два!   Трут ладони друг о друга

Начинается игра!

Красим крылья и живот,    Поглаживают            

Красим грудочку и хвост,   ладонями руки

Красим спинку,                     живот, грудь,

Красим ножки,                  поясницу, ноги, голову.

Гребешок покрась немножко.

Вот какой стал петушок,     Ставят руки на пояс,

Ярко-красный гребешок.     Горделиво

Вот какой стал петушок      выпрямляются и

Ярко красный гребешок.     Делают несколько

                           полуоборотов

№17

«Солнышко» Картушина М.Ю.

(Массаж биологически активных зон)

Солнце утром рано встало,   поднимают

Всех делишек приласкало.  руки вверх

                             (А.Савина)

Гладит грудку,                

     массируют «дорожку» вдоль передне - среднегео меридиана по спирали снизу вверх

Гладит шейку,

поглаживают шею большими пальцами рук сверху вниз

Гладит носик,

кулачками растирают крылья носа

Гладит лоб,

проводят пальцами по лбу от середины к вискам

Гладит ушки,

Гладит ручки.

Ладонями растирают уши, ладошки

 Загорают дети. Вот!

Поднимают руки вверх

Массаж уха «Муха»

Картушина М.Ю

Муха - горюха  

Села на ухо.

Загибают вперед всеми пальцами ушные раковины, прижимают, отпускают, ощущая в ушах хлопок.

Сидела, сидела,

Никуда не летела.

Кончиками большого и указательного пальца тянут вниз мочки ушей 4 раза.

Жужжала, жужжала,

Ухо чесала.

Захватывают большими и указательными пальцами козелок. Сдавливают, поворачивают его во все стороны.

Песню пела: «За-за-за!» -

И по уху поползла.

Посидела, посидела,

Дальше полетела.

Всеми пальцами массируют ушную раковину. Массируют ушную раковину ,зажав ее между указательным средним пальцами.

Н-н-н-н-...

Кладут ладонь на голову и закрывают глаза.

 « Паровоз» Картушина М.Ю.

(массаж спины парами)

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу    

Стоять на месте не хочу.

Похлопывание по спине ладонями

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу

Стоять на месте не хочу.

Поколачивание по спине кулачками

Колесиками стучу, стучу

Колесиками стучу, стучу

постукивание пальцами

Колесиками стучу, стучу

поглаживание ладонями

Садитесь скорее, прокачу!

Чу-чу-чу!

Легкое поглаживание пальцами вдоль спины

 «Муха»

(массаж грудной клетки с целью выведения мокроты из легких)

Муха - горюха села на спину

Сидела, сидела,

Никуда не летела.

Жужжала, жужжала,

Спину чесала.

Песню пела: «За-за-за!»

 И по спинке поползла.

Посидела, посидеоа,

Дальше полетела.

  Ребенок хлестко бьет себя по спине встречными движениями рук, при этом делая негромкий резкий выдох ртом. Удары производятся в различных отделах спины

«Мой мишка»

(самомассаж)

Я рубашку сшила мишке    хлопки по рукам

Я сошью ему штанишки.    Хлопки по ногам

Надо к ним карман пришить  поглаживание

                                                 живота

И конфетку положить.          Похлопывание по           

                                       грудной клетке

«Улитка» Картушина М.Ю.

(массаж активных зон для профилактики простудных заболеваний)

Улитка, улитка

Поглаживание лба от середины к вискам

Закрыта калитка

Указательными пальцами растираем крылья носа

Приоткрой немножко

Покажи нам рожки

похлопывание по щекам

Сходи за ручей

 расчесывание пальцами от виска к середине головы

Водицы попей

«вилочкой» массажируем уши.

 «Поиграем с носиком»

(игровой массаж)

Подойди ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.  

Носик ты скорей найди,     показ указат. пальцем

И мне носик покажи.          носа

Надо носик очищать,          массаж крыльев носа

Чтобы носиком дышать,     указат. пальцами

Чтоб ребяткам не болеть,

Чтобы песни петь.

Вот он - носик баловник   постукивают пальчиками

Он шалить у нас привык    по крыльям носа

Тише, тише, не спеши,    Вдох-выдох через правую н Ароматом подыши          закрывая их указательным    

                                           пальцем

Надо носик нам погреть,  растирание носа указат.

Его немного потереть.      пальцами от переносицы

Нагулялся носик мой,      к крыльям и наоборот

Возвращается домой.

 «Снежный кролик»

(самомассаж)

Мы слепили снежный ком.

Хлопки в ладоши

Ушки сделали потом

Разминаем ушную раковину

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Поглаживаем лоб

Кролик вышел как живой!

Похлопывание рук

Он с хвостом и головой!

Шлепок по ягодицам и щекам

За усы не тяни-

Из соломинок они

Растирание крыльев носа

указательными пальцами

Длинные, блестящие

Точно настоящие!

Шлепки по щекам

(О. Высоцкая )

 «Сидит белочка в тележке»

(самомассаж)

Сидит белочка в тележке 

похлопывание по надутым  щекам

Продает она орешки.

Растирание крыльев носа

Лисичке-сестричке,

 похлопывание по рукам

Воробью, синичке,

 похлопывание по грудной клетки

Мишке косолапому, 

поглаживание живота

Заиньке усатому.

Кому в платок,

 хлопки в ладоши

Кому в рожок,

 делаем дудочку

Кому в лапочку.

 пощипывание ладошки

Приложение №7.

 Режим использования  кварцевой лампы ОБР – 15

Ответственные: Воспитатели: ДрюкинаА.Ф., Светлова Е.А.

Ежедневно

Время работы лампы

Время проветривание

14.00 – 14.35

14.35 – 15.05



Предварительный просмотр:

Справка – анализ по анкетированию родителей

на тему: Анкета для родителей: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости».

В рамках  педагогического проекта родителям была предложена анкета», с целью проанализировать работу детского сада и семьи по укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости.

В анкетировании из 14 человек приняло участие 13 человек что составляет:

1.

2.

3.

4.

     

5.

6.

7.

8.

Вывод: Проведя анкетирование можно сделать вывод, что 36 % детей болеет часто , 29% нет, 29 иногда; из них 36% ссылаются на наследственность и предрасположенность, по 7 % недостаточное физическое воспитание в саду и 7% дома, а так же 43% воздерживаются. 36% родителей моей группы частично не знают по каким физическим показателям можно следить за развитие ребенка. Отвечая на вопрос №4 родители единогласно соглашаются со всеми пунктами анкеты, что не может не радовать, но при этом отвечая на вопрос №5 сами того не подозревая противоречат сами себе - Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

-облегченная одежда в группе 71.42%

-обливание ног водой контрастной t  7.14%

- хождение босиком 14.28 %

-прогулка в любую погоду 7.14%

 -полоскание горла водой комнатной t 7.14%

- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной t 57.14%

-систематическое проветривание группы  71.42%.

Родители плохо понимают  что закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом 64.28% родителей знают как укрепить здоровье ребенка, а 28.57% - частично. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Именно поэтому мной был задан вопрос «Нужна ли вам помощь?»

-да 64.28

-нет 7.14%

-частично 21.57%

Для меня как для воспитателя очень важно как родители относятся к проведению физкультурно – оздоровительных мероприятий, и результат  положительно  92.85%, отрицательно 0%, воздержались 7.14%.

Общий вывод:  таким образом,  мы видим что, большинство родителей не равнодушны к вопросам здоровья своих детей, занимаются вопросами здоровья в семье, но для этого им нужна помощь детского сада. Наиболее приемлемой процедурой закаливания систематическое проветривание группы и прогулка в любую погоду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закаливающие процедуры в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: солевые дорожки

Слайд 2

Закаливание детского организма - необходимое условие их полноценного физического развития. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома. Основные задачи закаливания – укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Организация и методы использования факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей каждого коллектива, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в этих вопросах персонала дошкольного учреждения (медицинского и педагогического) и родителей. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма , основывается на тренировке – систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

Слайд 3

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет. Необходимо соблюдать следующие условия: Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания; Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур; Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора; Систематичность закаливания – оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды; Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Слайд 4

«Рижский» метод закаливания

Слайд 5

История возникновения «Рижского» метода Метод закаливания с 1983 года применяется в дошкольных учреждениях Риги и других городов Латвии. Было замечено: вода в Рижском заливе почти всегда прохладная, но ребята, которые в летние дни гуляют вдоль побережья по щиколотку в воде, обычно меньше болеют. Объясняется это тем, что раздражение рецепторов кожи стоп прохладной морской водой оказывает тренирующее воздействие на кровеносные сосуды, нервную систему ребенка, повышает холодоустойчивость организма.

Слайд 6

Методика Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды или 100 гр. с оли на 1 литр воды) комнатной t . Другая в чистой воде такой же t . Третья дорожка остается сухой . Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая. Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза.

Слайд 7

Сочетание Р.М. с «дорожкой Здоровья» "Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легко-стирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки , плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Слайд 8

Результаты метода помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки в целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Слайд 9

Как это было

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2015-2016 гг. учебный год в соответствии с ФГОС для второй младшей группы

I. Пояснительная запискаРабочая  программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной  общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией ...

"Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год!

программа для работы в группеираннего возраста...

Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год

В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, рас...

Комплексно-тематическое планирование реализации образовательной программы в средней группе на 2015 – 2016 учебный год

Комплексно-тематическое планирование  реализации образовательной программы в средней группе  на 2015 – 2016 учебный год...