Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности по шахматам
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме

Сулейманова Гульнар Жеделеевна

         Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmatnoe_korolevstvo.docx54.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

На  педагогическом

совете №  МБДОУ

 № 79 «Садко»

Протокол №_____

от «___» ____________ 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

№ 79 «Садко»

 ___________  Л.В. Савчук

Приказ № ____

от «___» ____________ 2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКОГО САДА № 79 «САДКО»

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ  ПЕРИОД

                                                  Срок реализации программы: 2 года.

                      Возраст детей: 5 – 6 лет, 6-7лет.

   Количество детей в подгруппах: от 8 до 14 детей

                                    Количествозанятий:5 – 6 лет-36 занятий

                                                                        6-7лет-72 занятия.

                                             Составитель программы: Сулейманова Г. Ж.,

                                 педагог дополнительного образования

г.Сургут

ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

МБДОУ №79 «Садко»

Название дополнительной общеразвивающей программы (ДОПр)

«Шахматное королевство»

Направление образовательной деятельности по ДОПр

Физкультурно-оздоровительная направленность

Реквизиты локального акта об утверждении ДОПр

Приказ № 57 от 15.06.2016г.

Цель, задачи ДОПр

Цель программы:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи программы:

Образовательные:

-Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.

-Учить ориентироваться на плоскости.

-Тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

Воспитательные:

-Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Развивающие:

- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

-Развивать все  сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;  -Способствовать активизации  мыслительной деятельности дошкольника;  

-Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

-Формировать мотивацию к познанию и творчеству.

Возраст детей, подлежащих обучению по ДОПр

Воспитанники от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

Сроки реализации ДОПр

Учебный период (сентябрь-май)

Форма образовательной деятельности по ДОПр

Подгрупповая

Общее количество часов образовательной нагрузки по ДОПр – количество занятий с детьми (по возрастам), час.

5-6 лет (1 группа) – 36занятия

6-7 лет (2 группы) –72 занятия

Продолжительность занятий по ДОПр (по возрастам), мин.

5-6 лет – 25минут;

6-7 лет – 30минут;

Наличие условий для реализации ДОПр:

Спортивный зал

- кадровые условия

Сулейманова Г. Ж. воспитатель

-развивающая предметно-пространственная среда - специально оборудованное помещение (учебная зона в помещении)

Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала оборудована в соответствии с требованиями. В спортивном  зале имеются: дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;настольные шахматы разных видов;шахматные столы;шахматные часы; мультимедийное оборудование, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.

- учебно-методический комплект

Программа  "Шахматы, первый год"  И. Г. Сухина;Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000;  Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992;  Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Пояснительная записка.

Программа «Шахматное королевство» разработана  на основе   программы  "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.

Данная программа реализуется в МБДОУ №79 «Садко» с детьми дошкольного возраста, посещающими дошкольное учреждение по  заявкам родителей (законных представителей).

Актуальность программы

         В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

         Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

       В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана

на 2016 - 2017 учебный год

Учебно-тематический план (далее — УТП) составлен в соответствии с программой "Шахматы, первый год"  И. Г. Сухина,  разработанной Сулеймановой Г. Ж.. в 20016 году.

Направленность дополнительной общеобразовательнойпрограммы - спортивно -оздоровительная

Вид образовательной деятельности – познавательный

Цель:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

  1. Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

  1. Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

  1.  Развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. Развивать все  сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;  Способствовать активизации  мыслительной деятельности дошкольника;  Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Формировать мотивацию к познанию и творчеству.

Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2016 -2017 учебном году:

Общий срок реализацииисходной программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй)

Первый год 5-6 лет, второй 6-7 лет

Возраст воспитанников

 5-7 лет.

Количество воспитанников в текущем учебном году

25детей

Количество часов в неделю

5-6 лет – 0,5.час; 6-7 лет – 2 час.

Общее количество часов в год

5-6 лет – 38 час.; 6-7 лет – 152 час.

Ожидаемые результаты на текущий учебный год.

Воспитанники должны:

-иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

-различать и называть шахматные фигуры;

-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

-иметь представление об элементарных правилах игры;

-играть малым числом фигур;

-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

-владеть основными шахматными терминами;

-правильно применять элементарные правила игры;

-иметь представление о некоторых тактических приемах.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

- практических занятий совместно с родителями ;

-  проведение шахматный турнир.

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы

1 год обучения

Тема

Количество занятий

В том числе практических занятий

1

Легенда о Радже и мудреце

1

2

В стране шахматных чудес

1

3

Мудрец

1

4-9

Шахматная доска

6

5

10-11

Шахматные фигуры

2

1

12-13

Начальное положение.

2

2

14

Так много их, но мы уже их знаем

1

15-16

 Ладья

2

2

17-18

Слон

2

2

19-20

Ладья против слона

2

2

21-22

Ферзь

2

2

23-24

Ферзь против ладьи и слона

2

2

25-26

Конь

2

2

27-28

Конь против ферзя, ладьи, слона

2

2

29-30

Пешка

2

2

31-32

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

2

2

33-34

Король

2

2

35

Интеллектуальный турнир

1

1

36

Педагогический мониторинг

1

1

Итого в год

36

30

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы

                                                2 год обучения

Тема

Количество занятий

В том числе практических занятий

1-2

Шах

2

2

3-4

Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах

2

2

5-6

Мат

2

2

7-10

Мат в один ход

4

4

11-12

Что такое связка

2

2

13-14

Ничья

2

2

15-18

Рокировка

4

4

19-20

Непобедимый

2

2

21-22

Волшебный мир комбинаций

2

2

23-24

Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу

2

2

25-26

Итальянская партия

2

2

27-28

Сицилианская защита

2

2

29-30

Принятый ферзевый гамбит

2

2

31-32

Педагогический мониторинг

2

1

33-34

Подготовка к интеллектуальному турниру

2

2

35-36

Интеллектуальный турнир

2

2

37-38

Короткие партии

2

2

39-40

Здоровые телом – сильные духом

2

1

41-42

В гостях хорошо, а дома лучше

2

1

43-44

Великие гроссмейстеры

2

1

45-46

Показательная партия «Морфии-консультанты

2

1

47-50

Решение шахматных задач и этюдов

4

4

51-54

И король жаждет боя

4

3

55-56

Это интересно

2

57-66

Повторение пройденного

10

10

67-68

Шахматный турнир

2

2

69-70

Шахматный праздник

2

1

71-72

Педагогический мониторинг

2

1

Итого в год

72

62

Расписание непосредственно образовательной деятельности

дополнительного образования кружка «Шахматное королевство»

на 2016 – 2017 учебный год

Группы

Дни недели

Старшие группы

 5 – 6 лет

I подгруппа

6 - 7 лет

II подгруппа

6 - 7 лет

вторник

15.45-16.10

16.15-16.45

четверг

15.55-16.25

16.15-16.45

пятница

15.55-16.25

Календарно-тематическое планирование

для группы 1 года обучения детей старших групп 5 – 6 лет

№ п/ п

Наименование

раздела пporpaммы

Тема занятий

Количество академ.

часов

Дата проведения занятия

(план)

Дата проведения занятия

(факт)

1.

сентябрь

1.1.

Легенда о Радже и мудреце

1

06.

1.2.

В стране шахматных чудес

1

13.

1.3.

Мудрец

1

20.

1.4.

Шахматная доска

1

27.

2.

 октябрь

2.1.

Шахматная доска

1

04.

2.2.

Шахматная доска

1

11.

2.3.

Шахматная доска

1

18.

2.4.

Шахматная доска

1

25.

3.

ноябрь

3.1.

Шахматная доска

1

01.

3.2.

Шахматные фигуры

1

08.

3.3.

Шахматные фигуры

1

15.

3.4.

Начальное положение.

1

22.

3.5

Начальное положение.

1

29.

4.

декабрь

4.1.

Так много их, но мы уже их знаем

1

06.

4.2.

 Ладья

1

13.

4.3.

 Ладья

1

20.

4.4

 Слон

1

27.

5.

   январь

5.1.

Слон

1

10.

5.2.

Ладья против слона

1

17.

5.3.

Ладья против слона

1

24.

5.4

Ферзь

31.

6.

Февраль

6.1.

Ферзь

1

07.

6.2.

Ферзь против ладьи и слона

1

14.

6.3.

Ферзь против ладьи и слона

1

21.

6.4.

Конь

1

28.

7.

март

7.1.

Конь

1

07.

7.2.

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

14.

7.3.

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

21.

7.4.

Пешка

1

28.

8.

     апрель

8.1.

Пешка

1

04.

8.2.

 Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

1

11.

8.3.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

1

18.

8.4.

Король

1

25.

9.

Май

9.1.

Король

1

02.

9.2.

Интеллектуальный турнир

1

16.

9.3.

Педагогический мониторинг

1

23.

9.4.

Педагогический мониторинг

1

30.

Календарно-тематическое планирование

для группы 1 года обучения детей старших групп 6 – 7 лет

(IиII подгруппы)

I  подгруппа –группа старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

II подгруппа – группа старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

№ п/ п

Наименование

разделапporpaммы

Тема занятий

Количество академ.

часов

Дата проведения занятия

(план)

Дата проведения занятия

(факт)

1.

сентябрь

1.1.

Шах

2

06- 08 Iпод.

08 –09 IIпод.

1.2.

Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах

2

13 – 15 Iпод.

15 –16 IIпод.

1.3.

Мат

2

20 – 22 Iпод.

22 –23 IIпод.

1.4.

Мат в один ход

2

27 – 29 Iпод.

29 –30IIпод.

2.

 октябрь

2.1.

Мат в один ход

2

04 - 06  Iпод.

06 –07 IIпод.

2.2.

Что такое связка

2

11 – 13 Iпод.

13 –14 IIпод.

2.3.

Ничья

2

18 – 20 Iпод.

20 –21 IIпод.

2.4.

Рокировка

2

25 – 27 Iпод.

27 –28 IIпод.

3.

Ноябрь

3.1.

Рокировка

2

01- 03 Iпод.

03 –04 IIпод.

3.2.

Непобедимый

2

08 – 10 Iпод.

10 –11 IIпод.

3.3.

Волшебный мир комбинаций

2

15 – 17 Iпод.

17 –18 IIпод.

3.4.

Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу

2

22 – 24 Iпод.

24 –25 IIпод.

4.

декабрь

4.1.

Итальянская партия

2

29- 01  Iпод.

01 –02IIпод.

4.2.

Сицилианская защита

2

06 – 08 Iпод.

08-–09 IIпод.

4.3.

Принятый ферзевый гамбит

2

13 – 15 Iпод.

15 –16 IIпод.

4.4

Педагогический мониторинг

2

20– 22 Iпод.

22- 23 IIпод.

5.

  январь

5.1.

Подготовка к интеллектуальному турниру

2

10 – 12 Iпод.

12 –13 IIпод.

5.2.

Интеллектуальный турнир

2

17 – 19 Iпод.

19 –20 IIпод.

5.3.

Короткие партии

2

24 – 26 Iпод.

26 –27 IIпод.

6.

февраль

2

6.1.

Здоровые телом – сильные духом

2

31 - 02 Iпод.

02 – 03IIпод.

6.2.

В гостях хорошо, а дома лучше

2

07 – 09 Iпод.

09 –10 IIпод.

6.3.

Великие гроссмейстеры

2

14 – 16 Iпод.

16 –17 IIпод.

6.4.

Показательная партия «Морфии-консультанты

2

21 – 23 Iпод.

23 –24 IIпод.

7.

март

7.1.

Решение шахматных задач и этюдов

2

28- 02 Iпод.

02– 03IIпод.

7.2.

Решение шахматных задач и этюдов

2

07 – 09 Iпод.

09 –10 IIпод.

7.3.

И король жаждет боя

2

14 – 16 Iпод.

16 –17 IIпод.

7.4.

И  король жаждет боя

2

21 – 23 Iпод.

23 –24 IIпод.

8.

 апрель

8.1.

Это интересно

2

28- 30 Iпод.

30 –31IIпод.

8.2.

Повторение пройденного

2

04 – 06 Iпод.

06 –07 IIпод.

8.3.

Повторение пройденного

2

11 – 13 Iпод.

13 –14 IIпод.

8.4.

Повторение пройденного

2

18 – 20 Iпод.

20 –21 IIпод.

9.

май

9.1.

Повторение пройденного

2

25- 27 Iпод.

27–28IIпод.

9.2.

Повторение пройденного

2

04 – 11 Iпод.

11 –12 IIпод.

9.3.

Шахматный праздник

2

16 – 18 Iпод.

18–19 IIпод.

9.4.

Педагогический мониторинг

2

23 – 25 Iпод.

25 –26 IIпод.

Реализация  программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности в начале (сентябре)  и конце (апреле) года.

Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений детскогоразвития), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Возрастная категория воспитанников: 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Организация занятий для детей: подгрупповая.

Контроль над реализацией программы: тематический, предупредительный,  осуществляет: заведующий, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель.

Мероприятия контроля

сроки

ответственные

1.

Контроль качества предоставления дополнительных образовательных платных услуг

Ноябрь (2 неделя)

Март (2 неделя)

Заместитель заведующего по УВР.

2.

Контроль над созданием условий для проведения праздников в ДОУ

сентябрь

Заведующий,

Зам.заведующего по УВР.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной платной услуги проводится в форме организации:

  • фотовыставок,
  • слайдовыхпрезентацийдетских праздников,
  • присутствия родителей (законных представителей) в непосредственно образовательной деятельности и на праздниках;
  • создания «методической копилки» конспектов и сценариев для детей старшего дошкольного возраста;
  • мониторинга детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии и карты программных требований.

Предполагаемый результат:

- Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,              самостоятельности.  

-  Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.  -  Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

  - Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.  

Список литературы:

 1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984

4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006

9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

13. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

14. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

15. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

16. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль 1998

17. ТарабаринаТ.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».

Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5-6 лет) "Скандинавская ходьба"...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба»....

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности "Зумба Кидс"

Дополнительная общеразвивающая  программа «Зумба Кидс» физкультурно-оздоровтельной направленности, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возр...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба»....