"Школа мяча"
учебно-методический материал (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

"Школа мяча"

Направление деятельности:  физкультурно-оздоровительное.

Возраст детей:  программа составлена для детей старшего  дошкольного возраста.

Форма обучения: 

  • специально организованные занятия;

  • игровые упражнения,

  • групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

Цель программы «Школа мяча»

Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства мяча».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_myacha_kruzhkovaya_rabota.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 26                                                                                                                                                                                             (ул. Кирова, 5)

Кружок

МБДОУ ДС № 26                                                                                                                                                                                             (УЛ. КИРОВА, 5)

Кружок

«Школа мяча»

http://zabava.caduk.ru/images/p68_e1bb5cb80c649333d0bd5d2c83ee0086.jpg

Руководитель:                                                                                                                              Мухина Татьяна Витальевна,                                                                                      воспитатель

г. Озерск

Июнь, 2016 год

Пояснительная записка

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем человечества является состояние здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы состояние здоровья дошкольников заметно ухудшилось.

Уже в дошкольных учреждениях отмечается мизерный процент детей, имеющих 1 группу здоровья. Так в нашем детском саду, на конец 2015 – 2016 учебного  года только 2 ребёнка имеют 1 группу здоровья, 32 ребенка  – 2 группу, 1 ребёнка  – 4  группу здоровья.

Это вызвано рядом факторов: ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки  в продукты питания, возрастающее  электронно-лучевое, «метало звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка по телевидению и радио). На психическом здоровье детей сказывается и социальная напряженность в обществе.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие. Важное место в системе физического воспитания дошкольников занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение; они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=635x10000:format=png/path/s548f00b584dca76f/image/id3623282c3c28200/version/1432383930/image.png

Направление деятельности:  физкультурно-оздоровительное.

Возраст детей:  программа составлена для детей старшего  дошкольного возраста.

Форма обучения: 

  • специально организованные занятия;
  • игровые упражнения,
  • групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

Руководитель кружка: Мухина Татьяна Витальевна, воспитатель

Количество занятий:  2 занятие в неделю, 8 занятий в месяц, 24 занятия в период ЛОК (с 1-ой недели июня  по август).

Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Цель программы «Школа мяча»

Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства мяча».

Задачи:

Оздоровительные:

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

-способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей

Образовательные:

-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол;

-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом

-познакомить родителей с умениями детей в играх с мячом.

Развивающие:

-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;

-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации;

-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.

Воспитательные:

-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели

-воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.

-поддерживать интерес к физической культуре и спорту.

Принципы и подходы:

-реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации дошкольного образования;
-принцип гармоничности образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество с семьёй;                   
-возрастная адекватность дошкольного образования; 
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и особенностям развития);
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Направления работы:

1.         Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.

2.         Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.

Содержание программы

1. Теоретические беседы:  проводятся в виде 5-10 минутных бесед, до начала занятий.

Тематика теоретических бесед:

Физическая культура и спорт в России.

История развития волейбола и пионербола.

Краткие сведения о строении и функциях организма.

Влияния физических упражнений на организм человека.

Предупреждения травм и оказание первой помощи.

Основы техники и тактики игры.

Правила игры.

Разбор проведенных игр.

 

2. Практические занятия:

  • Изучение техники и тактики ведения мяча.
  • Совершенствование физической подготовки детей.

В содержание практических занятий также входят: строевые упражнения, упражнения для различных групп мышц, с предметами и без, акробатические упражнения, специальные упражнения для развития быстроты, прыгучести, и ориентировки; элементы легкой атлетики, спортивных  и подвижных игр.

 

3. Технико-тактическая подготовка

  • Стойка, разного рода перемещения,
  • передачи мяча двумя руками,
  • передачи одной рукой с выпадом и в падении,
  • ловля мяча, отскочившего от сетки,
  • подача мяча,
  • страховка,
  • расстановка игроков по площадке.

Занятия проводятся по подгруппам фронтально и индивидуально.

 

4. К концу ЛОК дети должны научиться:

Старшая группа

  • действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
  • играть с мячом, не мешая другим;
  • согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в

командных видах (эстафета или поточный метод);

  • бросать и ловить мяч:

двумя руками снизу вверх;

двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;

  • передача в парах двумя руками снизу;
  • передача в парах двумя руками из-за головы;
  • передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
  • передача в парах двумя руками от груди;
  • передача мяча через сетку;
  • выбрасывание мяча ногой вперед.
  • метать мяч:

в баскетбольный щит с места;

в баскетбольный щит с ведением;

  • метать набивной мяч;

с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)

  • отбивать мяч:

на месте правой, левой рукой;

на месте правой с передачей из правой руки в левую;

правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;

  • ловить мяч ногой.

Подготовительная группа

  • вести мяч:

с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;

приставным шагом;

с поворотом, бегом;

правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;

с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;

ногой в движении;

с передачей напарнику;

с дополнительными заданиями.

  • бросать мяч в кольцо:

двумя руками из-за головы;

двумя руками от груди;

забрасывание с трех шагов;

после ведения (с фиксацией остановки);

одной рукой от плеча;

  • бросать мяч в ворота:

с ударом по неподвижному мячу;

с ударом по движущемуся мячу.

  • вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);
  • перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
  • перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
  • передача мяча в парах с помощью ног;

Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:

  • показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и

включением в них детей;

  • пояснение и показ упражнений;
  • повторение упражнения;
  • использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений;
  • творческие задания;
  • игровые и соревновательные задания.

Материально – техническое обеспечение программы

Спортивный инвентарь:

  • Мячи
  • Мелкие предметы для развития кисти руки:
  • Баскетбольные корзины
  • Напольные корзины
  • Шнур для натягивания
  • Футбольные ворота
  • Обручи
  • Кубики
  • Кегли
  • Гимнастические скамейки
  • Мишени

Методическое обеспечение программы:

Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983.

Алексанрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград, 2007.

Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.

Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.

Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.

Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006.

Николаева Н.И. Школа мяча. М., 2008.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2008

 Филлипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб., 2005

 Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011.

Сетка работы кружка «Школа мяча»

на летний период 2016 года

Группы

Понедельник

Среда

Четверг

Пятница

Старшая группа №1 «Лучики»

11.00 - 11.30

 

11.00 - 11.30 

 

Подготовительная

№ 2  «Радуга»

 

11.10 - 11.40

 

11.10 - 11.40 

Кружок проводится  на группах старшего дошкольного возраста;

2 раза в неделю, 8 раз в месяц;

Продолжительность - 25 мин на старшей группе,

30 минут на подготовительной группе.

Содержание программы

Старшая группа

Месяц

Тема занятия

Задачи

Содержание

июнь

История возникновения мяча

Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.

Познакомить с историей возникновения мяча.

Развивать ориентировку в

Знакомство с историей возникновения мяча.

Р/н/и «Свечки», «Одноручье».  Беседа «Спортивные игры с мячом».

 Д/и «Что это за мяч?»

П/и «Пятнашки с мячом»

Броски мяча

Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд. Закреплять умение самостоятельно принимать и.п.

Воспитывать самостоятельность.

Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд. Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных и.п. между предметами (ширина 90-40см., длина 3-4м.)

Прокатывание мяча ногами по прямой

П/и «Ловкий стрелок»

Подбрасывание мяча

Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками.

 Упражнять в перебрасывании мяча.

Воспитывать ловкость

Подбрасывание мяча вверх с хлопками

Перебрасывание мяча друг другу из разных и.п.

 П/и «Ловишка с мячом»

Броски мяча

Отрабатывать броски мяча вверх в движении.

Развивать глазомер, координации движений.

 Отрабатывать бросок мяча ногой в цель.

Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд)

Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд)

П/и «Ловишка с мячом»

Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10)

Броски мяча

Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд.

 Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.

Воспитывать настойчивость.

Учить передавать друг другу мяч ногами

Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 10 раз)

Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя  

Передача мяча друг другу в парах

П/и «Мяч в воздухе»

Перебрасывание мяча

Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами.

 Развивать ловкость, внимание, глазомер.

Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками)

Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) с помощью ног

П/и «Мяч в воздухе»

Перекатывание набивного мяча

Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу.

Развивать координацию движений, внимание.

Забрасывание мяча в корзину

 Перекатывание набивного мяча друг другу

Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч

П/и «Кого назвали, тот и ловит»

Перебрасывание мяча

Учить перебрасывать мяч через сетку.

Совершенствовать метание набивного мяча.

Воспитывать выдержку.

 Перебрасывание мяча через сетку.

Метание набивного мяча из-за головы

 П/и «Гонка мячей по шеренгам»

июль

Перебрасывание мяча

Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку.

Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным.

Перебрасывание мяча через сетку

Прокатывание в ворота набивного мяча головой

П/и «Мяч – капитану»

Броски мяча

Упражнять в быстрой смене движений.

Закреплять умение работать в парах.

 Развивать внимание.

Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза

Перебрасывание мяча через сетку в парах

Передача мяча друг другу парами с помощью ног

П/и «Вышибалы»

Отбивание мяча

Учить отбивать мяч одной рукой на месте.

Учить останавливать мяч ногой.

 Упражнять в быстрой смене движений.

Развивать ловкость

Отбивание мяча правой и левой рукой на месте

Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза

Остановка мяча ногой

П/и «Пятнашки на улиточках

Отбивание мяча

Учить отбивать мяч в движении.

Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину.

Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (5 – 6 м.)

 Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо

Забрасывание мяча в ворота

 П/и «Лови – не лови»

Забрасывание мяча

Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину.

Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком.

Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо

Подбрасывание мяча с хлопками в движении

Прыжки на мячах

Забрасывание мяча в ворота

П/и «Ловкий стрелок»

Перебрасывание мяча

Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами.

Развивать силу броска, точность движений, глазомер.

Перебрасывание мяча через сетку в парах

Перебрасывание мяча одной рукой через сетку, ловля 2 руками

П/и «Мельница»

Перебрасывание мяча

Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях.

Развивать чувство ритма, точности.

Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли  

Перебрасывание мяча из одной руки в другую

 Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками

П/и «Ловишка с мячом»

Забрасывание мяча

Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов.

Продолжать учить принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель.

Учить забрасывать мяч в ворота.

Совершенствовать прыжки на мячах-

Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов)

Метание мяча в вертикальную цель (с 3 – 4 м.)

Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног

Прыжки на мячах – хоппах

 П/и «Гонка мячей по шеренгам»

август

Броски мяча

Учить определять направление и скорость мяча.

Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой.

Развивать быстроту, выносливость.

Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком)

Отбивание мяча одной рукой змейкой

Броски мяча вверх, ловля мяча сидя

 П/и «Не урони мяч»

Перебрасывание мяча

Учить правильно, ловить и бросать мяч, регулировать силу броска.

Учить передавать мяч ногами друг другу.

Развивать координацию движений, глазомер, внимание

Перебрасывании мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в парах)

Перебрасывание мяча с одной руки в другую

Передача мяча друг другу ногами

П/и «Охотники и куропатки»

Отбивание мяча

Учить правильно, ловить мяч, удерживать кистями рук.

отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места.

Учить останавливать мяч ногой.

Развивать ловкость, мышление

Отбивание мяча правой, левой рукой в движении

Перебрасывание мяча друг другу в парах из разных и.п.

 Броски мяча вверх, дотронуться носков ног, поймать мяч

Остановка мяча ногой

П/и «Мельница»

Перебрасывание мяча

Продолжать учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук.

Упражнять в непроизвольном действии с мячами. Развивать координацию

Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу

Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч

Прыжки на мячах – хоппах

П/и «Лови – не лови»

Перебрасывание мяча

 Отрабатывать умение быстро и точно передавать мяч через сетку.

Продолжать учить гасить скорость летящего мяча.

Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу.

Совершенствовать прыжки.

Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из - за головы

Передача мяча друг другу ногой  

Прыжки

П/и «Мяч в воздухе»

Перебрасывание мяча

Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру.

Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком.

Упражнять в прыжках

Перебрасывание мяча через сетку (в парах)

Броски мяча вверх с хлопками за спиной

Прыжки на мячах

Передача мяча в парах, тройках с помощью ног

 П/и «Попади мячом в цель»

Отбивание мяча

Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе.

Отрабатывать плавные движения при ведении мяча змейкой.

Воспитывать уверенность.

Балансировка (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны)

Отбивание мяча змейкой

П/и «Догони мяч»

Школа мяча

Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину.

Закреплять умение занимать правильное и.п. при метании на дальность

Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов)

Метание набивного мяча на дальность

Перебрасывание набивного мяча друг другу

П/и «Вышибалы»

Работа с родителями:

Достичь высокого физического развития детей, возможно, только при взаимодействии детского сада и семьи.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем.

Педагоги поддерживают контакт с семьей, знают особенности, привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  • Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
  • Организация фотовыставки «Школа мяча».
  • Наглядная информация для родителей:
  1. Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
  2. Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
  3. Папка «Физкультура - это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
  4. Пополнение картотек «Игры на улице»

Составила: Мухина Татьяна Витальевна, воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и  уп...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"

Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...