физическая культура дошкольника
опыты и эксперименты по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Кантышева Татьяна Анатольевна

«Представление опыта работы со способными детьми в рамках кружка спортивная гимнастика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическая культура дошкольника»

«Представление опыта работы со способными детьми в рамках кружка спортивная гимнастика»

Т.А.Кантышева, МС России по спортивной гимнастике, инструктор по физической культуре,    1кв. категория    МБДОУ Детский сад №145    г. Чебоксары

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, спорт.

           Всегда физическому воспитанию уделялось большое значение. Еще Гиппократ говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».   В настоящее время государственная политика направлена на воспитание здоровой нации. В.Путин подчеркивает: «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех».

        В России действует Программа Общероссийского Народного Фронта «Здоровая нация». Ее задача состоит не только в обеспечении качественного медицинского обслуживания, но и в создании условий для здорового образа жизни, развитие культурного активного долголетия.

Актуальность темы очевидна. Дошкольный возраст играет в жизни человека огромную, ни с чем не сравнимую роль. В первые годы закладываются основы всего: физического и психического здоровья, интеллекта, общей культуры. Все упущения, просчеты, могут стать впоследствии, невосполнимы…

А как увлечь малыша? Как заставить заниматься и в тоже время не отбить навсегда охоту к спорту? На мой взгляд, знакомство со спортом лучше всего начинать с гимнастических упражнений. Гимнастика – это самый массовый, самый доступный вид спорта. Гимнастика – одно из самых красивых направлений в спорте. Она позволяет давать ребенку разнообразные упражнения на все группы мышц, развивает не только силу, но и гибкость, координацию движений. Гимнастика учит детей элементарным навыкам безопасности. Очень важно, чтобы каждый ребенок нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие. Очень важно заметить, что, занимаясь гимнастикой, ребенок в дальнейшем сможет реализовать себя, как спортсмен, в любом другом виде спорта и достигнуть высоких результатов.

       Если мы хотим, чтобы ребенок вырос не просто крепким и здоровым, а стал, как минимум, чемпионом мира, то работу необходимо начинать с детских садов. Профессиональным спортсменом может стать каждый, для этого нужно время, терпение и трудолюбие.

В нашем детском саду организован кружок спортивной гимнастики. Мне данное направление работы очень близко, так как, имею звание Мастера спорта России по спортивной гимнастике, 12 лет жизни отдала этому виду спорта. В настоящее время стараюсь передать  накопленный опыт молодому поколению.

Как руководитель кружка спортивной гимнастики, передо мной поставлена цель: создать такую методику работы по спортивной гимнастике  в детском саду, которая позволяла бы каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями продвигаться в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум. Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развития устойчивого интереса к занятиям физической культурой.  В процессе работы с детьми решаются следующие задачи:

  1. Формировать интерес и любовь к спорту. Привить  необходимую потребность в целенаправленной двигательной деятельности;
  2. Добиться совершенства двигательных действий;
  3. Формировать правильную осанку и разностороннее гармоничное развитие личности;
  4. Воспитывать морально-волевые, эстетические и физические качества, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
  5. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, осознанное отношение двигательным действиям, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

          Решаются и другие задачи, привлечение наибольшего количества детей, для дальнейшего отбора наиболее перспективных и зачисление их в учебно-тренировочные группы СДЮСШОР.

Занятия  посещают 12 девочек. Отбор происходит  по следующим критериям, была проведена   диагностика физического развития, по результатам диагностики  были отобраны более сильные, гибкие, смелые девочки. С родителями этих детей была проведена беседа, родители дали  разрешение на занятие спортивной гимнастикой.

Для работы кружка  специально была  разработана и написана рабочая программа. В помощь к написанию была использована программа «Старт» и личный опыт.

Занятия строятся следующим образом. Данное занятие рассчитано на детей 5-7 лет, по 10-12 человек в группе. Продолжительность занятия  от 20 до 40 минут. Если ребенку тяжело выдержать положенное время, даем ему отдохнуть. По данной методике заниматься могут и мальчики и девочки. Занятия проводятся два раза в неделю в спортивном зале, занятие состоит из 3-х частей. Все упражнения разработаны с учетом потребностей и возможностей детей. Они способствуют полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка.

Для проведения занятий созданы благоприятные условия. В своей работе мы используем разное физкультурное оборудование: гимнастические маты, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка,  тренажеры, эспандеры, диски «Здоровья», батуты, гимнастические мячи.  

Каждое занятие начинается с приветствия, для создания у детей бодрого настроения, желания заниматься физкультурой.

Затем приступаем к разминке. Разминка -  важная часть учебного занятия, которой нельзя пренебрегать. Разминка решает ряд специальных задач, основными из которых являются:

- создание организующего начала;

- подготовка к основной части занятия;

- общее разогревание и активизация опорно-двигательного аппарата;

- профилактика травматизма;

- координационная настройка;

- выработка правильной осанки.

Разминку  начинаем с разновидностей ходьбы и бега (на носках, пятках, носками наружу, носками вовнутрь, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием  и т.д.), с разным положением рук. К комплексу общеразвивающих упражнений., входящих в общую разминку, предъявляются специальные требования:

- охватывать все группы мышц, связок и сухожилий, активно работающих при выполнении упражнений;

- проводится в основном поточным методом (без остановки);

- выполняться всеми членами группы одновременно;

- проводится как без предметов, так и с предметами;

- оставаться стабильным на протяжении длительного времени.

 Чтобы не было скучно и монотонно обязательно используется  музыкальное сопровождение, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, дети непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно.

Основная часть занятия самая продолжительная и насыщенная и именно в ней решаются самые главные задачи. Обучение новому и более трудному материалу провожу в первой половине основной части занятия.  Предлагаю детям специально физические упражнения, предусмотренные программой соответствующего возраста,  для развития определенных физических качеств (силы, ловкости, прыгучести и т.д.). Большое внимание уделяется разучиванию простейших акробатических элементов: «березка», «мост», «колечко», перекаты, кувырки. От простого – к сложному. Например, научился ребенок крепко стоять на мостике – пусть поднимет одну ногу вверх. И так по нарастающей. Самые способные через год могут делать стойку на голове, садится на шпагаты, выполнять простые упражнения на перекладине, скамейке. В занятия также включаются танцевальные элементы. Иногда большая часть занятия отводится на выработку пластики и координации движений. Для решения данных задач наиболее эффективна танцевальная деятельность.

Заключительная часть занятия направлена на то, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние после интенсивной нагрузки в основной части. Сюда  включаются малоподвижные игры или же проводятся упражнения на снятие напряжения и усталости.

         И конечно роль семьи здесь трудно переоценить, ведь родители активные участники всех мероприятий. Многие понимают, что успех детей во многом зависит от их личного участия. Поэтому стараются дома закреплять полученные на занятиях умения и навыки, помогают детям готовиться к творческой части занятия.  А мы в свою очередь, ищем все новые формы  сотрудничества с ними. В детском саду для родителей проводятся:

- индивидуальное консультирование

- семинары – практикумы

- дни открытых дверей

- семейные праздники, конкурсы

Нужно доказать родителям, что только при наличии тесного контакта мы сможем осуществить правильное физическое воспитание детей и достичь хороших результатов.

Как с родителями, так и с воспитателями налажена тесная взаимосвязь, так как без их помощи трудно добиться высоких качественных показателей.  Они помогают организовать детей, следят за спортивной формой, отслеживают состояние детей до и после занятий. Один раз в неделю проводятся с воспитателями консультация по индивидуальной работе с детьми. Задаются  домашние задания, передается через воспитателей информация для родителей. Воспитатели всецело принимают участие в тренировочном процессе.

Ежегодно подводится результат работы. Диагностика показывает, что нам удалось воспитать в ребенке потребность в оздоровлении своего организма, стремление быть здоровым Наши воспитанники имеют устойчивые навыки по физическому воспитанию и  отличаются следующими качествами: они активны, любознательны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармоничного развития.

Наши дети всегда в  центре всех мероприятий детского сада и города. Наши звездочки являются победителями многих городских и республиканских конкурсов.

         Физическое воспитание ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. А. В. Луначарский

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

По данным научных исследова­ний, сегодня физическим воспи­танием детей интересуется не более 20% родителей. При этом абсолютное большинство пап и мам хотят, чтобы их дети  вырос­ли здоровыми, пол...

Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка.   Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физическог...

Инновации в физической культуре дошкольников

В статье рассматриваются вопросы современного подхода к определению " инновации", раскрывается структура инновационных подходов в формате "физическая культура"...

Формирование физической культуры дошкольников

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры в...

Физическая культура дошкольников

Физическая культура дошкольников — очень важный момент в развитии здорового, крепкого организма ребёнка. Ежедневные занятия физкультурой укрепляют организм, повышают сопротивляемость к различного рода...

, Физическая культура дошкольников

,                 Физическая культура дошкольников...

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии....