« Формирование сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровью и физическому развитию в процессе обучения плаванию с использованием игрового метода.»
статья по физкультуре на тему

Сутормина Нина Васильевна

Формирование сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровью и физическому развитию в процессе обучения плаванию с использованием игрового метода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Формирование сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровью и физическому развитию в процессе обучения плаванию с использованием игрового метода.»

Подготовил: инструктор по физической

культуре Сутормина Н.В

МБДОУ № 123

Проверил:……………………………..

Нижний Новгород

Содержание

Введение

ГЛАВА I. Теоретические и методические  подходы при обучении

детей старшего дошкольного возраста плаванию……………………….3

  1. Игровой метод – обязательное методическое требование

физического воспитания…………………………………………………..3

1.2.Требования к подбору и проведению игр……………………………5

1.3. Подготовка к проведению, организация участников

и объяснение игры…………………………………………………………6

1.4. Методические указания к проведению игр

в обучении плаванию………………………………………………………7

ГЛАВА II. Применение игрового  метода при обучении дошкольников плаванию.

 2.1 Этапы обучения……………………………………………………….10

 2.2  Формы работы………………………………………………………..10

 2.3 Технология использования игровых приемов………………………10

 2.4 Организация дидактического пространства………………………...10

 2.5 Технология…………………………………………………………….11

 2.6 Условия эффективности………………………………………………12

 2.7 Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении...12

Заключение………………………………………………………………….15

Приложение: игры для освоения с водой…………………………………16

Список использованной литературы………………………………………25

ГЛАВА I. Теоретические и методические подходы при обучении детей старшего дошкольного возраста плаванию.

1.1. Игровой метод –

обязательное методическое требование физического воспитания

Применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Этот метод характеризуется:

  • эмоциональностью и соперничеством, проявляемых в рамках правил игры;
  • вариативным применением полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;
  • умением проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
  • комплексным совершенствованием физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

Игра – важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых занятий.

Однако есть и недостатки игрового метода. Во-первых, занимающиеся, увлекшись игрой, не следят за правильным выполнением плавательных движений, допускают ошибки, которые со временем становятся привычными; во-вторых, трудно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Поэтому при проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

  • в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;
  • игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности детей, оказывать положительное эмоциональное воздействие;
  • игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;
  • инструктор обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения детей на группы (команды)) и групповым методом (с разделением на группы (команды)). Классификация игр следующая:

  • игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;
  • игры с сюжетом;
  • командные игры.

Задачи:

           - Укрепление здоровья, содействие гармоничному психофизическому развитию

   -   Формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием

           -   Развитие двигательных умений в воде, как основы дальнейшего обучения плаванию

           - Обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в воде

           -  Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игры

           - Воспитание интегративных качеств

В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

  • освоение воды;
  • освоение различных элементов техники плавания;
  • повышение физической подготовленности занимающихся;
  • освоение элементов прикладного плавания;
  • освоение простых прыжков в воду;
  • игры и развлечения на воде.

1.2.Требования к подбору и проведению игр

Подбирая игру, нужно четко представить, какие педагогические задачи нужно решить. В методике обучения и проведения подвижных игр необходимо руководствоваться следующими педагогическими целями: осознанное восприятие нового материала, активное участие в учебном процессе, проявление инициативы и творчества. Весь процесс участия в игровой деятельности должен носить воспитательный характер. Последовательность применения игр и подбор игрового материала определяют многие факторы. Прежде всего, это соответствие поставленным педагогическим задачам: обучение, тренировка, воспитание.

Необходимо хорошо знать физическую и плавательную подготовленность группы и четко представлять, что занимающиеся могут сделать, а что им не под силу. При этом необходимо четко дифференцировать соответствие выбранной игры возрасту ее участников, однородности группы, количеству играющих. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности. Легкие игры, не требующие проявления усилий, неинтересны, как и слишком трудные. А также, выбор во многом определяется местом и условиями для игры: открытый водоем, бассейн, температура воды, воздуха, меры безопасности.

Самая важная роль в организации игры принадлежит руководителю. Он обязан до малейших деталей продумать весь ход игры, особенно в тех случаях, когда игра проводится впервые и трудно предвидеть все ситуации, возникающие в ее ходе. Руководитель обязан подготовить место проведения, инвентарь. От того, насколько быстро и четко будут организованы играющие, во многом зависят успех проведения и конечный результат игры.

1.3. Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры

В начале игры выбирают водящего или разделяют участников на команды. Водящего может назначить руководитель или выбрать члены команды (с помощью «считалки», по жребию). Если участников нужно разделить на команды, можно воспользоваться такими способами:

  • расчет в строю. Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа команд;
  • на усмотрение руководителя (если он хорошо знает силы участников);
  • капитаны по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из строя;
  • по назначению преподавателя, который формирует команды, выступающие в любых играх постоянным составом.

Формируя команды, нужно стремиться к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники.

Объяснение игры нужно проводить в исходном игровом построении. Этому правилу изменять нельзя. Чтобы у играющих не возникло лишних вопросов, объяснение надо сопровождать показом. Если вода в бассейне или водоеме прохладная, рассказать об условиях проведения игры можно на суше. Объяснять игру надо предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде. Целесообразнее всего придерживаться следующего плана изложения:

  • название игры;
  • роль играющих и их расположение;
  • ход игры;
  • цель игры;
  • правила игры.

Руководитель должен начать игру, разумно ее дозировать, своевременно  закончить. В зависимости от подготовки играющих он может упростить или усложнить отдельные правила. Особенно нужно следить за правилами выполнения технического приема, для изучения или закрепления которого применяется игра. В игре нельзя допускать пререканий, грубостей. Давать сигнал к окончанию лучше всего тогда, когда дети получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий». Успешному проведению игр в воде помогает непосредственное участие педагога. Это позволяет быстрее организовать детей, вовлечь их в игру. Если преподаватель не участвует в игре, то он должен выбрать для себя такое место, чтобы хорошо видеть, как идет игра. Как видим, у руководителя подвижных игр много прав. Однако он должен уметь ими пользоваться, предоставляя играющим максимум инициативы, оставаться объективным и беспристрастным  судьей.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Руководитель должен охарактеризовать игру в целом и дать оценку действиям отдельных игроков. Необходимо указать на нарушения правил и ошибки, которые были допущены, отметить лучших игроков.

К оценке игры следует привлекать и участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке, критическому мышлению повышает сознательную дисциплину, способствует развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде, усиливает интерес к дальнейшим занятиям плаванием и в итоге способствует лучшему усвоению и закреплению материала.

1.4. Методические указания к проведению игр в обучении плаванию

Игры на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на занятиях учебным материалом.

Успешно решить задачу при обучении плаванию игровым методом помогут методические указания:

  1. Участники должны понимать содержание и задачи игры.

2.   Преподаватель обязан:

  • правильно определить место выбранной игры среди других упражнений;
  • учитывать длительность игры;
  • использовать игры, распределенные по степени  трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся;
  • распределять играющих на команды, равные по силам;
  • соблюдать объективное и беспристрастное судейство;
  • обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки следует чередовать с отдыхом;
  • четко и кратко объяснять правила игры;
  • отмечать и оценивать успехи участников игры;
  • проводить анализ игровой деятельности;
  • привлекать занимающихся к анализу своих действий;
  • поручать организацию уже знакомых игр самим занимающимся;
  • при определении результатов игры надо  учитывать не только    конечный результат, но и качество выполнения двигательного действия.
  1. Между играми и другими упражнениями, включенными в занятие, должна быть тесная организационно-методическая взаимосвязь.
  2. Необходимо включать в игры только те элементы техники плавания или упражнения, которые достаточно хорошо освоены детьми.
  3. Нецелесообразно совмещать на одном и том же занятии изучение новых упражнений с разучиванием новой игры. Использование игры в целях содействия обучению плавания должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств. Например, для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры. Необходимо ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами, коллективных и индивидуальных действий.

Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненной дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояний на скорость (5 – 10 м). Выносливость формируют игры с непрерывной двигательной деятельностью средней интенсивности продолжительностью до 8 – 12 минут.  

ГЛАВА II .  Игровой метод обучения дошкольников плаванию.

 2.1 Этапы обучения

  1. Учить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
  2. Формировать интерес к плаванию.
  3. Совершенствовать основные плавательные навыки и умения.
  4. Учить плавать удобным для детей способом
  5. Учить плавать стилем кроль и брасс.
  6. Заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.

2.2  Формы работы

  1. Игровые упражнения и игровые проблемные ситуации

  2. Развивающая игра с включением разных форм двигательной активности

  3. Физкультурно-музыкальный досуг

  4. Подвижные дидактические игры

  5. Фестивали подвижных игр

  6. Физкультурный праздник

  7. Игры-соревнования

  8. Подвижные игры с правилами

2.3 Технология использования игровых приемов

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

2.4 Организация дидактического пространства

1. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг -- необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть - научить вставать, боится захлебнуться - научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - научить нырять, пытается сделать вдох - научить дышать во время плавания и т.д.

2. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру .

3. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.

4. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора - вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных!) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.

5. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

6. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

7. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.

2.5 Технология:

1. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).

2. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.

3. Педагог-инструктор, наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагает им новые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».

4. Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способ его выполнения.

5. Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.

6. Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.

7. К выполнению данного упражнения могут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержания интереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводит элемент соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).

8. Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.

2.6 Условия эффективности:

- наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);

-умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;

- умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям);

- умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.

2.7 Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении

Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу.

Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).

Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха.

Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).

Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.

Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.

Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз. Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «В глубокий колодец - из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой. Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.

Прием «Прыжок тигра в горящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр». Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально для каждого ребенка.

Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения я использую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой:

- Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища).

- Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? - Весла! -А какие: прямые или сломанные? - Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага»).

- Что нужно лодке, кроме весел? - Мотор! - Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками).

- Что еще может понадобиться в пути? - Бензин! (Набираем побольше воздуха).

В дальнейшем, заметив ошибку, инструктор возвращает детей к образу лодки, и его краткие замечания (типа: «Весла сломались!») или жесты понятны ребенку, их достаточно, чтобы тот скорректировал свои действия.

Заключение

Научить человека плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. На этапах начального обучения плаванию на занимающихся действует множество факторов, которые не встречаются им при наземном передвижении. Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной  среде земля-воздух, адаптация с новым способом опоры о воду и передвижение в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания, замена вертикального положения на горизонтальное. Занимающиеся не в состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих факторов. И в связи с этой проблемой применение игрового метода на занятиях весьма важно, так как применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.

Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствует созданию у занимающихся динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры очень рекомендуются при обучении плаванию. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.

Однако есть и недостатки игрового метода. Во-первых, занимающиеся, увлекшись игрой, не следят за правильным выполнением плавательных движений, допускают ошибки, которые со временем становятся привычными; во-вторых, трудно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Поэтому при проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

  • в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;
  • игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности детей, оказывать положительное эмоциональное воздействие;
  • игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;
  • инструктор обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Приложение

Игры для освоения с водой

Игры этой группы помогут детям освоиться с водной средой, почувствовать ее плотность, т.е. убедиться в том, что вода «держит», преодолеть чувство страха, неуверенность в своих силах, активируют познавательную деятельность, способствуют повышению интереса к занятиям плаванием.

«Море волнуется»

Задачи игры: освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.

Описание игры: играющие становятся в шеренгу по одному у бортика. По  сигналу «Море волнуется»  дети расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению по дну в воде.

Правила игры: по команде «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение. Тот кто опоздал, не может продолжать игру и получает штрафное очко.

«Кто выше?»

Задачи игры: освоение с водой, ознакомление со специфическими свойствами воды, овладение умением принимать наиболее обтекаемое положение тела.

Описание игры: дети становятся лицом к тренеру. По его команде все приседают, а затем выпрыгивают как можно выше из воды, оттолкнувшись ногами от дна, а руками – от воды.

Правила игры: после каждого прыжка объявляется победитель и два призера.

Методические указания: следует объяснить причину успеха победителей (умение напрягать мышцы тела и вытягиваться, принимая наиболее обтекаемое положение тела).

«Переправа»

Задача игры: формирование навыка опоры о воду ладонью и предплечьем руки.

Описание игры: играющие строятся в шеренгу и по сигналу идут по дну, помогая себе гребками рук.

Методические указания: гребки выполняются в сторону от туловища согнутыми в локтевых суставах руками, одновременно обеими руками и поочередно каждой.

«Рыбы и сеть»

Задачи игры: освоение с водой, воспитание чувства коллективности.

Описание игры: все участники игры – «рыбы», разбегаются по бассейну. Водящие, держась за руки, стараются их в сети. Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая сеть. Игра заканчивается, когда все «рыбы» переловлены.

Методические указания: «рыбам» запрещается разрывать сеть силой, выбегать. «Рыба» считается пойманной, если она попала в сеть, т.е. круг, образованный водящими. Выигрывают те участники, которые к концу игры не попали в сеть.

«Караси и карпы»

Задачи игры: ознакомление с плотностью воды.

Описание игры: игроки становятся спиной друг к другу в шеренги на расстоянии 1 – 2 шага на середине бассейна. Игроки одной шеренги – «караси», другой – «карпы». Как только ведущий произносит: «Караси», - шеренга «карасей» как можно быстрее стремится достичь условного места (бортик), а «карпы», повернувшись, стараются догнать «карасей» и дотронуться рукой и наоборот. Подсчет пойманных «карасей» и «карпов» ведется до конца игры.

Методические указания: к концу игры обе команды должны быть названы одинаковое число раз. Шеренги должны стоять боком к ведущему.

«Кто быстрее спрячется под воду?»

Задачи игры: освоение с водой, ознакомление с ее выталкивающей силой.

Описание игры: по сигналу ведущего игроки должны быстро присесть под воду, пытаясь удержаться на дне.

Методические указания: перед погружением в воду необходимо выполнить глубокий вдох, задержать дыхание на выдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.

«Водолазы»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.

Описание игры: игроки («водолазы») достают со дна предметы: камешки, ракушки, шайбы. Игра может быть и командной. Выигрывает команда, игроки которой собрали все предметы раньше, чем другая команда.

Методические указания: число брошенных на дно предметов должно соответствовать  количеству «водолазов».

«Поезд в тоннель»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой.

Описание игры: участники игры выстраиваются в колонну по одному («поезд»). Двое игроков стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»). Чтобы «поезд» прошел в «тоннель», играющие поочередно подныривают. Вариант – «поезд» может пройти через обруч, который держит тренер. Можно усложнить задачу, разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга.

Методические указания: во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.

«Пятнашки с поплавком»

Задачи игры: совершенствование навыка всплывания и лежания на воде.

Описание игры: водящий старается догнать кого-нибудь из игроков и дотронуться до него. Спасаясь от «пятнашки», этот игрок принимает положение «поплавка». В зависимости от подготовленности игроков вместо «Поплавка» можно выполнить «Медузу».

«Качели»

Задачи игры: освоение с водой, совершенствование навыка выдоха в воду.

Описание игры: разделившись на пары, участники становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Поочередно приседая, игроки выполняют выдох в воду.

Методические указания: необходимо напомнить детям, что перед погружением в воду обязательно нужно выполнить глубокий вдох.

«Дельфины»

Задачи игры: совершенствование техники ныряния и скольжения.

Описание игры: участники становятся в шеренгу, И.П. – стоя, руки вверх. По первому сигналу нужно присесть под воду. По второму сигналу выпрыгнуть вперед и вверх и проскользить по воде.

Методические указания: во время погружения, выпрыгивания и скольжения тело участника должно продвигаться по волнообразной траектории. Побеждает участник, преодолевший заданный участок за меньшее количество прыжков. Второй вариант игры: прыжки можно выполнять через обручи, лежащие на воде и соединенные между собой в цепочку.

Игры для обучения различным элементам техники плавания

Навыки, сложившиеся на основе применения широкого круга упражнений и игр, оказываются значительно более пластичными, легче переносятся в новые измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженой, ограниченной выборке средств и условий задач.

В настоящее время известно, что в обучении плаванию детей и взрослых наиболее продолжительной и трудоемкой работой преподавателя-тренера является формирование двигательного навыка спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Это связано, прежде всего, с некоторыми особенностями любого циклического вида спорта: необходимостью выполнения однообразных движений, неоднократно повторяемых в течение всего занятия. Причем в плавании эти движения выполняются в специфических условиях водной среды, т.е. в относительно большей изоляции от преподавателя, обучаемого коллектива, поэтому на этой стадии у детей часто снижается интерес к разучиваемому упражнению. Упражнения перестают привлекать новизной, а кропотливая работа, направленная на изучение техники, не всегда достаточно привлекательна для  занимающихся.

Весьма важно, чтобы и в этот период обучения игры с выполнением элементов техники плавания обязательно использовались на занятиях. Неоднократное повторение отдельных технических элементов в игровых условиях содействуют скорейшему развитию у занимающихся способностей наиболее целесообразно выполнять изучаемые движения в изменяющихся условиях.

Условия, в которых выполняются в игре заученные ранее действия, разнообразны. Участвуя в игре, дети приобретают способность совершенно точно выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих (внутренних и внешних) раздражителей.

«Фонтан»

Задачи игры: обучение и совершенствование техники работы ногами способом кроль на спине.

Описание игры: играющие берутся за руки, образуя круг. По сигналу, не отпуская рук, ложатся на спину, вытягивая ноги к центру круга, и начинают одновременно работать ногами, стараясь поднять как можно больше брызг.

Методические указания: ноги в коленях не сгибать, движение – от бедра.

«Ромашка»

Задачи игры: обучение и закрепление техники работы ногами способом кроль на спине.

Описание игры: игроки берутся за руки, образуя круг. Затем рассчитываются на первый-второй. Первые номера занимают И.П.: лежа на спине, ноги направлены в центр круга, работают способом кроль. Вторые номера держат первых за руки и двигаются по кругу. Через 30 сек. Игроки меняются местами. Победителем признается тот, кто дольше удержался в горизонтальном положении и лучше работал ногами.

«Плавающие стрелы»

Задачи игры: постановка обтекаемого положения тела, умения тянуться вперед, сохраняя равновесие; обучение технике работы ногами способом кроль на груди.

Описание игры: дети выстраиваются в шеренгу и по сигналу тренера выполняют упражнение – скольжение сначала без помощи ног, затем с движениями ногами, как в кроле. Выигрывает тот, кто проскользит дальше.

Методические указания: скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками; движение ног – от бедра. Упражнение выполняется и лежа на спине.

«Водяная мельница»

Задачи игры: обучение технике движений руками способом кроль на груди и на спине.

Описание игры: игроки выстраиваются в шеренгу. Затем по сигналу тренера отталкиваются от бортика и выполняют скольжение кролем, стараясь быстрее доплыть до определенного места. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние. Сначала скольжение выполняется лежа на груди, затем – на спине.

Методические указания: при движении руками ноги прямые, но не напряженные – «отдыхают». При плавании на спине дыхание произвольное, на груди – с задержкой.

«Тяни-толкай»

Задачи игры: обучение и совершенствование техники плавания способом кроль на груди.

Описание игры: первый участник плывет на груди, выполняя движения руками. Второй держится за его вытянутые ноги и плывет, выполняя движения ногами.

Методические указания: необходимо следить за техникой движений; можно провести соревнования между несколькими парами.

«Гонки с досками»

Задачи игры: закрепить технику движений ногами способами кроль и брасс.

Описание игры: играют две команды. По сигналу первые игроки плывут с доской в руках, работая только ногами.

Методические указания: участники плывут сначала кролем, а развернувшись назад – брассом. Если игрок помогает себе руками, он дисквалифицируется.

Игры и развлечения на воде

Игры на воде могут быть использованы и для активного отдыха. Переключение на другой вид деятельности вызывает интерес и не утомляет. Интересные игры хорошо снимают утомление после напряженных занятий в бассейне и на суше.

Игры и развлечения на воде проводят в конце основной и в заключительной частях занятия, их продолжительность 5 – 20 минут, а иногда и больше. Рекомендуется завершать игры веселыми награждениями.

Если спокойное плавание способствует снятию общего напряжения после выполнения тяжелой работы и успокаивает сердечно-сосудистую систему, то игры снимают психическое напряжение.

Для проведения игр и развлечений необходимо приобрести простейший инвентарь: надувные игрушки и круги, резиновые мячи разного диаметра, обручи, яркие тонущие предметы, для доставания их со дна.

«Гонки на кругах»

  1. Игроки садятся на резиновые надувные круги и по команде плывут наперегонки любым способом.
  2. Соревнуются  2 –3 пары. Один ребенок садится на круг, а другой тянет его и бежит до обозначенного места. Там игроки меняются местами. Выигрывает та пара, которая раньше других вернется на линию старта.

«Водный волейбол»

Игроки становятся в круг и ударами передают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе.

«Морской бой»

Игроки делятся на две команды и встают шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 2- 3 шагов. По сигналу тренера начинают руками брызгать водой

в противника. Проигравшей командой считается та, в которой большее количество игроков отвернулись от воды или отошли от условной линии.

«С донесением вплавь»

Игроки плывут любым способом на определенное расстояние. Они держат в руке сухую шапочку или другой предмет – «донесение». Выигрывает участник, не замочивший «донесение» и приплывший первым.

«Чехарда»

  1. Игроки, немного наклонившись, выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне перепрыгивает через каждого стоящего впереди.
  2. Стоящий последним в колонне перепрыгивает через впереди стоящего и ныряет под широко расставленные ноги другого.

«Удержись!»

Задачи игры: сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде.

Описание игры: в качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем  установленное время. Вариант: лечь на мяч и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.

«Буксир»

Дети делятся на пары. Первые в парах принимают безопорное положение на груди, а вторые, удерживая их за руки продвигаются спиной вперед – «буксируют». Выигрывает та пара, которая первой достигнет установленного места. Варианты: можно применять «буксировку» одним игроком двоих, двумя играющими одного.                              

                     Список использованной литературы

1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - М. 1977 стр. 8 - 16

2. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. М. 1973 стр. 45-80

3. Левин Г. Плавание для малышей. - М.1974 стр. 65 - 86

4. Макаренко Л.Т. Плавание - М.2002 стр. 25 - 56

5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985 стр. 104 -123

6. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка. Стр. 67 - 89

7. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л. стр. 45 - 67

8. Шебеко В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение - 2000 стр. 123 - 145

9. Плавание. Учебник для пединститутов. М. - 1994 стр. 56 - 98

10. 10. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. - Г. - 1992 стр. 234 - 243

11. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. С. - П. 2000 стр. 46 - 98

12. Набатников М.Я. Плавание. - М. 1962 стр. 68 - 201

13. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. С.- П. - стр. 56 - 86.

14. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 2001.

15. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра созвучна не только биологиче­ской природе ребенка, но и социальной, чрезвычайно рано возникаю­щей у него по...

Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению

В статье раскрыты  закономерности развития познавательной мотивации и позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к обучению....

Статья: «Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр»

Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр...

Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Картотека игр  на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным играм с мячом

В данном материале представлен комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей  у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения с...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Аннотация: в статье рассматриваются взгляды исследователей на понятие «функциональная грамотность». Авторы статьи выделяют компоненты функциональной грамотности в музыкальном и физическом ...