Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
методическая разработка по физкультуре

Бекина Оксана Дмитриевна

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                                                 «Детский сад № 47 «Лучик»

                             

                               Рабочая программа

           

             физкультурно-оздоровительного кружка

                            «Спортивные игры»

                             на 2016-2017 уч.год        

                                                           

                                                     Инструктор по физической культуре

                                                                                   Бекина О.Д.

                                                              Тамбов 2016

  Возрастная категория детей 5 – 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка:

- актуальность программы

- цель занятий

- задачи занятий

2. Место и время проведения занятий.

3. Методическое обеспечение реализации программы кружка спортивных игр.

4. Условия реализации программы кружка «Спортивные игры»:

- материально-технические

- педагогические

- методические

5. Тематическое планирование.

6. Ожидаемые результаты работы.

Пояснительная записка

Программа кружка «Спортивные игры» адресована детям старшего дошкольного возраста.

Количество занимающих в кружке: 12 – 15 человек. В состав кружка включаются дети старшей  и подготовительной к школе.

Актуальность программы:

Содержание программы, принцип построения, развитие и воспитание детей в системе может обеспечить комплексное физическое развитие, потребность в двигательной деятельности, приобщение к здоровому образу жизни, воспитание интереса к спортивным играм.

Цель занятий:

- формирование интереса и потребности дошкольников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация спортивных игр среди старших дошкольников;

- пропаганда ЗОЖ;

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- теоретическое и практическое обучение элементам спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, городки;

- обучение дошкольников жизненно-важным двигательным навыкам и умениям;

- приобретение необходимых физических и нравственно-волевых качеств: целеустремлённость, выдержка, настойчивость,

- развивать коммуникативные отношения: чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

Задача занятий:

- овладеть практическими приёмами выполнения элементов спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, городки;

- развивать у детей основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;

- воспитывать нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические силы;

- воспитывать волевые качества: смелость, решительность, настойчивость.

Место и время проведения занятий:

  Занятия кружка «Спортивные игры» проводятся в холодный период – в спортивном зале и в тёплый период – на свежем воздухе 1 раз в неделю, по 25-30 минут.

Методическое обеспечение реализации программы кружка спортивных игр:

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой.

2. Э. Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников».

3. Л.Д Глазырина «Физическая культура – дошкольникам».

4. А. И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду».

5. Н. С. Голицына «Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»

Условия реализации программы кружка «Спортивные игры».

Материально-технические условия:

- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, баскетболу, футбол, настольный теннис, бадминтон, городки; пополнение материальной базы инвентарём.

Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников в использовании форм, средств и способов реализации программы кружка «Спортивные игры»;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с детьми;

-создание условий для развития личности ребёнка и его способностей.

Методические условия:

- наличие необходимой документации;

- тематического планирования кружка «Спортивные игры».

Для проведения занятий в кружке имеется следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная - 1

2. Стойки баскетбольные - 2

3. Мячи волейбольные - 2

9. Мячи баскетбольные - 12

10. Мячи футбольные - 2

11. Ракетки для бадминтона - 6

для тенниса - 4

12. Городки - 2

13. Столы для настольного тенниса - 2

14. Кольцо баскетбольное - 2

Тематическое планирование кружка «Спортивные игры»:

Старшая группа

Сентябрь

Играем в городки. (Л. Д. Глазырина. С 47)

1) Познакомить с русской народной игрой «Городки», историей её возникновения, развивать умения различать и строить фигуру.

2) Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3) Развивать силу, координацию, глазомер.

Октябрь

Играем в футбол. (Л.Д. Глазырина. с 54)

1) Познакомить с игрой в футбол, историей её возникновения.

2) Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом (ведение, удар, передача, обводка).

3) Развивать равновесие, координацию, выносливость, быстроту, ловкость.

Ноябрь

Играем с мячом и ракеткой. (Л.Д. Глазырина. С. 156)

1) Познакомить детей с играми (настольный теннис и бадминтон, с историей их возникновения.

2) Формировать навыки действий с мячом и ракеткой: научить «чувствовать» мяч, регулировать силу удара, наклон ракетки.

3) Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Декабрь

Играем в баскетбол. (Л. Д. Глазырина. С. 66.)

1) Познакомить с игрой в баскетбол, историей её возникновения.

2) Формировать навыки ведения, ловли, передачи и забрасывания мяча в корзину.

3) Формировать умения хватать, удерживать и бросать предмет; рассчитывать направление броска.

4) Развивать физические качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила.

Январь

Игры с мячом и ракеткой.

1) Формирование навыков действовать с мячом и ракеткой.

2) Разучивание техники: стойки, перемещения, удара толчком, подачи мяча.

3) Развивать глазомер, ловкость, согласованность, быстроту движений.

4) Воспитывать выдержку, настойчивость, закалять волю и характер.

Февраль

Играем в футбол.( Л.Д. Глазырина. С.244)

1) Познакомить с правилами игры, игровым полем, его разметкой.

2) Закрепить способы действия с мячом, учить выполнять их во взаимодействии с другими игроками, ориентируясь в пространстве.

3) Формировать желание играть в футбол.

Март

Играем в баскетбол.(Л.Д. Глазырина. С. 188)

1) Закреплять умения действий с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой рукой с изменением направления, при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

2) Обучение технике спортивной игры: стойка баскетболиста, передвижение по площадке, остановки шагом, повороты.

3) Развивать глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений.

Апрель

Играем в волейбол. (Л.Д. Глазырина. С. 210)

1) Познакомить с игрой в волейбол, с историей её возникновения.

2) Формировать навыки перебрасывания мяча разного диаметра и медбола весом 1кг разными способами и с увеличением расстояния, а также передача мяча по кругу.

3) Формировать навыки перебрасывания мяча через сетку разными способами с постепенным удалением от неё и изменением высоты сетки.

4) Развивать силу броска, ловкость, глазомер, быстроту, координацию.

Май

Играем в городки. (Л.Д. Глазырина)

1) Закрепить знания о фигурах, площадке для игры в городки, познакомить с новыми фигурами, вызвать интерес к игре как к форме активного отдыха.

2) Учить играть по правилам, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

3) Формировать самостоятельность двигательной деятельности, умения сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

Играем в городки. (Л.Д. Глазырина)

1) Продолжать учить играть в русскую народную игру городки, совершенствовать умения различать и строить фигуру.

2) Упражнять в правильной стойке, действиях с битой, способах броска на дальность и в цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3) Развивать силу, координацию, глазомер.

Октябрь

Играем в футбол. (Л.Д. Глазырина)

1) Продолжать учить играть в футбол.

2) Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом (ведение, удар, передача, обводка, а также индивидуальную тактику.

3) Развивать равновесие, координацию, выносливость, быстроту, ловкость.

Ноябрь

Играем с мячом и ракеткой. (Л.Д. Глазырина)

1) Совершенствовать технику владения мячом и воланом, ориентацию на игровом поле.

2) Обучать игре на столе, упражнять в перебрасывании волана через сетку.

3) Развивать ловкость, быстроту, точность, расторопность.

4) Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Декабрь

Играем в баскетбол. (Л.Д. Глазырина)

1) Познакомить с простейшими правилами игры в баскетбол.

2) Совершенствовать технику ведения мяча, продвигаясь вперёд, ловли и передачи его, забрасывания мяча в корзину разными способами.

3) Продолжать обучать правильной стойке баскетболиста, ориентировке в пространстве.

4) Развивать ловкость, координацию движений, силу броска.

5) Воспитывать дружеские отношения, выдержку.

Январь

Игры с мячом и ракеткой.

1) Совершенствование техники действий с мячом и ракеткой.

2) Обучение игре на столе: стойка, перемещения, удар толчком, подача мяча.

3) Развивать глазомер, ловкость, согласованность, быстроту движений.

4) Воспитывать выдержку, настойчивость, закалять волю и характер.

Февраль

Играем в футбол. (Л.Д. Глазырина)

1) Закреплять способы действия с мячом, учить выполнять их во взаимодействии с другими игроками, ориентируясь в пространстве.

2) Учить играть в футбол по упрощённым правилам.

3) Формировать интерес к футболу и желание играть в него самостоятельно.

4) Развивать морально-волевые и физические качества.

Март

Играем в баскетбол. (Л.Д. Глазырина)

1) Закреплять умения действий с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления, при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

2) Продолжать обучать технике спортивной игры: стойка баскетболиста, передвижение по площадке, остановки шагом, повороты.

3) Продолжать формировать умения играть в баскетбол по упрощённым правилам.

4) Развивать двигательную реакцию и ориентировку в пространстве.

5) Воспитывать чувства взаимовыручки и товарищества.

Апрель

Играем в волейбол. (Л.Д. Глазырина)

1) Обучение стойке волейболиста, перемещению в стойке.

2) Совершенствовать технику передачи мяча.

3) Учить играть в волейбол по упрощённым правилам.

4) Развивать ловкость, координацию движений, силу броска.

5) Воспитывать дружеские отношения, выдержку.

Май

Играем в городки. (Л.Д. Глазырина)

1) Продолжать отрабатывать навыки строить фигуры, метания биты в цель, следить за правильной стойкой городошника, за последовательным выполнением прицела, замаха, броска.

2) Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

3) Формировать самостоятельность двигательной деятельности, умения сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Ожидаемые результаты работы:

1. Развитие физических данных детей, обогащение двигательного опыта дошкольников;

2. Овладение теоретическими и практическими основами элементов спортивных игр;

3. Участие в мини-соревнованиях ДОУ по упрощённым правилам спортивных игр.

4. Приобретение необходимых волевых, психологических качеств для успешности физического развития ребёнка.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в соревнованиях, использование полученных знаний и навыков в самостоятельной двигательной деятельности.



Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольной образовательное учреждение  

                                   «Детский сад № 47 «Лучик»

                     План по самообразованию

               на 2016- 2017 учебный год

 Тема: «Фитбол-гимнастика в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

                                                             Инструктор по физической культуре

                                                                                             Бекина О.Д.

                                                    Тамбов 2016

 Направление: физкультурно-оздоровительное.

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств у детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики  на развитие физических способностей детей дошкольного возраста, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

- подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

- разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми с использованием фитбол-гимнастики

- создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей

- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей

- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми

Ожидаемые результаты:

- накопление теоретического и практического методического материала по данной теме.

- положительная динамика показателей физического развития детей.

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому воспитанию ребенка. 

Содержание работы, мероприятия

Срок выполнения

Методическая работа.

1.

Составить планы занятий  с использованием фитболов для всех возрастных групп

Сентябрь - ноябрь

2.

Проработать методическую литературу.    

Сентябрь-май

«Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»: рекомендации, занятия, игры, упражнения. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова. - Волгоград: Учитель, 2011 г. -146 с.

Коррекционные упражнения правильной осанки и плоскостопия.

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2010.

Методика проведения игр

КазакевичН.В., Кузьмина С.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.

Роль упражнений на фитболах в развитии речи детей.

«Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ/ Авт.-сост. А.К. Сундукова  - М.: АРКТИ, 2010-104 с.

Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.РГПУ им А.И.Герцена,2010

Сайкина Е.Г.,Кузьмина С.В. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах».СПб.:РГПУ им А.И.Герцена, 2006

Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников»

О. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (практическое пособие), Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005 г

Задачи ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика в детском саду

В. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления» (программно-методическое пособие)

М, Линка-Пресс 2000  

Организация двигательно-оздоровительных моментов на не физкультурных занятиях дошкольников в группе.

Л.Н. Волошина и др., Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников,   Волгоград: Учитель, 2013

Современные модели игровой деятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности

А. А. Ошкина. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. СПБ., 2009.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС

3.

 Изучение интернет-ресурсов

Фитбол-гимнастика в ДОУ.

Упражнения на фитболах.

Физкультурно-спортивные игры, эстафеты.

4.

В целях самообразования изучить комплексы упражнений, системы занятий и игры с фитболами.

В течение года

Изучить и внедрить в работу с детьми программу по «Фитбол-гимнастике»

В течение года

5.

Провести диагностику физической подготовленности детей.

Сентябрь, май

6.

Обработать данные медосмотра, сделать списки детей с группами здоровья.

сентябрь

7

 Создать  презинтацию

«Фитбол для детей»

январь

 Физкультурно-оздоровительная работа.

Май

1.

Провести физкультурно-оздоровительные праздники, применяя игры  с фитболами

4 раза в год

2.

Физкультурные занятия на фитболах в старших группах

В течение года

Индивидуальная работа: обучение детей логопедической группы упражнениям на фитболах

В течение года

Подгрупповая работа: коррекционная фитбол-гимнастика с детьми, имеющими нарушение осанки.

В течение года

 Работа с воспитателями.

 

Февраль, 2016 год

1.

Консультация ««Двигательный игротренинг для дошкольников»

Октябрь

2.

Изучение памятки «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»

Ноябрь

3.

  презентация

«Фитбол для детей»

март

4

5.

Проводить индивидуальные беседы и давать  рекомендации.

в течение года

Проведение итогов по формированию физических качеств и навыков за учебный год.

Показы итоговых физкультурных занятий.

май

Работа с родителями.

Сентябрь

1.

«Информирование родителей о физическом развитии и физической подготовленности детей в течение года»

в течение года

2.

Выступления на групповых родительских собраниях

в течение года

3.

Консультация «Роль родителей  в укреплении и сохранении здоровья детей»

Октябрь.

4.

5.

Памятка «Упражнения на фитболах»

Декабрь

Составить  консультации, папки – передвижки, оформить стенд, выставки  

Ежемесячно в течение года

День открытых дверей

май

6.

Привлечь  родителей к участию в:

-физкультурно-оздоровительных праздниках и развлечениях в детском саду,

-организации выставок работ, фото - выставок.

Согласно плану детского сада

Методическое обеспечение:

1. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»: рекомендации, занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

     2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2010.

     3. КазакевичН.В., Кузьмина С.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.

    4. «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ/ Авт.-сост. А.К. Сундукова  - М.: АРКТИ, 2010

    5. «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ/ Авт.-сост. А.К. Сундукова  - М.: АРКТИ, 2010

    6. Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.РГПУ им А.И.Герцена,2010

     7. Сайкина Е.Г.,Кузьмина С.В. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах».СПб.:РГПУ им А.И.Герцена, 2006

     8. Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников»

     9. О. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (практическое пособие), Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005 г

  10. Л.Н. Волошина и др., Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников,   Волгоград: Учитель, 2013



Предварительный просмотр:

Методика проведения фитбол-гимнастики на физкультурных занятиях в ДОУ.

Автор: инструктор по физической культуре Бекина О.Д.

Программа «Двигательный игротренинг для дошкольников» на протяжении пяти лет была апробирована в детских садах г. Санкт–Петербурга,  которая показала отличные результаты в оздоровлении детей. Авторы разработали свою методику по проведению фитбол-гимнастики.

Занятия с детьми четвертого года жизни не имеют строго очерченной трехчастной формы. Это занятия-сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым содержанием).

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей в этом возрасте.

Внимание детей крайне неустойчивое, повышена эмоциональная возбудимость, почти нет волевых усилий при выполнении упражнений, поэтому все задания целесообразно выполнять по подражанию, а не по словесной инструкции.

Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от  того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия, так например, в основной части дать  комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры с мячом.

Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Малыши уже выполняют равномерные ритмичные движения и регулируют произвольно напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяя упражнения. Дети могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды ходьбы, шаг их становится более равномерным, но руки еще недостаточно энергичны, и выполнение ходьбы и бега с содружественными движениями вызывает множество трудностей. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих  упражнений и развития двигательной координации.

Дети шестого года жизни имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организованно и дисциплинированно. В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.

На седьмом году жизни происходит переход от  игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-гимнастики. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции.

После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта. Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

При проведении фитбол-гимнастики необходимо учитывать следующие рекомендации:

•        Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.

  • Начинать занятия с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным; так решаются задачи создания мышечного корсета и улучшения управления движениями.
  • Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло боли и не вызывало дискомфорта.
  • Исключить быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе и спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол ладони должны располагаться параллельно на уровне плечевых суставов.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки.
  • На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого настроения.
  • С целью формирования коммуникативных умений упражнения могут выполняться в парах или включаться в подвижные игры, командные соревнования.

Для детей старших групп с низким уровнем физической подготовленности можно организовать дополнительные занятия с целью развития у них двигательных и функциональных возможностей, профилактики нарушений осанки.

Кружковую работу необходимо вести в следующих направлениях:

1. Укрепление физического здоровья

•        Развитие функций организма, укрепление мышц, поддерживающих правильную осанку, и профилактика плоскостопия.

  • Удовлетворение потребности в движении путем повышения двигательной активности на занятиях по физической культуре, использования элементов фитбол-гимнастики и фитболов в подвижных играх.
  • Повышение уровня физической подготовленности детей.

2. Укрепление психологического здоровья

•        Снятие психологического и эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Структура занятия в кружке приближена к структуре физкультурного занятия в старшей группе. Вводная часть - постепенная подготовка организма к физической нагрузке. Включает упражнения в ходьбе и беге, игры средней подвижности, игровые упражнения, перестроения. Основная - развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, физических функций организма, профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Заключительная часть - постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной. Длительность занятия - 25 минут (раз в неделю).

Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом.

На первом этапе необходимо познакомить детей с фитболом, его свойствами, научить правильной посадке, базовым положениям при выполнении упражнений сидя, лёжа, в приседе.

На втором этапе следует научить детей сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры и равновесию при различных положениях на фитболе, а также расслаблению мышц и сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями.

На третьем этапе можно учить выполнению в едином для всей группы темпе комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола; учить выполнению упражнений на растягивание.

На четвертом этапе целесообразно совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

       Чтобы достичь высоких результатов, необходимо на каждом этапе закреплять пройденный материал в подвижных играх, проводить систематическую работу, построенную на знании физиологии и психологии детей дошкольного возраста, методики физического воспитания в целом и проведения фитбол-гимнастики в частности.

На занятиях необходимо обеспечить детям психо-логический комфорт, доступ свежего воздуха, терпимость к ошибкам, чередование работы и отдыха, удобную одежду.

Результаты диагностики уровня физической подготовленности детей, занимавшихся с фитболами, показали положительную динамику. Дети овладели навыком сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с показаниями на фитболе. Кроме того, они достаточно хорошо сохраняют равновесие при выполнении общеразвивающих упражнений из разных исходных сложений и научились расслаблять мышцы.



Предварительный просмотр:

                            Конспект ООД «Физическое развитие»

                               для детей старшей группы

Сюжетно-тематическое «В гостях у сказки «Колобок».

Цель: Воспитание потребности в занятиях физической культурой.

 Задачи:

Образовательные:

  • закрепить технику выполнения ходьбы разным способом, ползания по гим. скамейке; прыжки без остановки через препятствия, ползание по туннелю, прыжки из обруча в обруч на двух ногах;
  • учить согласовывать действия с поэтическим текстом;
  • соблюдать и выполнять правила игр.

Развивающие:

  • Развивать стремление детей в желании сохранять и укреплять своё здоровье
  • Развивать выносливость, смелость.
  • развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом,

Оздоровительные

  • Закрепить умение детей выполнять упражнения, укрепляющие свод стопы, формирующие навыки правильной осанки
  • Закреплять умение правильно выполнять дыхательные упражнения.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
  • воспитывать позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремлённость, эстетические потребности личности ребёнка.

Оборудование: канат, следы, пенечки, мячи средние, мяч большой, скамейка, туннель, обручи, игра «Сложи картинку», танграмм, счетные палочки, кубики Никитина «Сложи узор».

1 Вводная часть:

Построение в шеренгу.

Приветствие:

- Доброе утро, всем кто проснулся (руки вверх, потянулись)
– Доброе утро, кто улыбнулся
(руки развести вперёд)
– Глазки откройте и посмотрите
(глазки пальчиками)
– Мы всех вас любим, и вы нас любите
(обнять себя за плечи, руки вперёд.)

- Я предлагаю вам отправиться в одну очень нам знакомую сказку. На каком транспорте можно попасть в сказку?

 Предлагаю отправиться сегодня в путешествие на необычном транспорте – на ковре-самолете!

Предлагаю вам починить ковер самолет и тогда мы узнаем какая нас сказка ждет.

Игра «Собери картинку» (картинка из сказки «Колобок»).

-Займите места на ковре-самолете и в путь. Ребята, чтобы ковер-самолет быстрее летел нужно произнести волшебные слова: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу - в сказку очень я хочу.» (Хлопаем в ладоши) 

 (звучит песня Ковер-самолет) 

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

К домику бабки и деда пойдем.

Дорогой с пути никуда не свернём.

Ходьба обычная.

 Корригирующая ходьба на носках и пятках.

Перекатом с пятки на носок.

Ходьба по канату.

Ходьба «змейкой» между предметами.

Ходьба по пенечкам.

Ходьба по следам.

 Медленный бег.

 Подскоки

 Спокойная ходьба (восстановление дыхания)

-Вот мы на волшебной полянке, где стоит домик бабушки и дедушки, поможем им испечь колобок. Найдите свое место.

 Игра «Дополни узор»

2. Основная часть:

Возьмите из корзины мяч не маленький, не синий и не красный (в корзине лежат маленькие желтые мячи, средние красные, средние синие, средние желтые).

А) Ритмическая гимнастика мячами под песню «Колобок»

Жили-были дед и баба на поляне у реки.

И любили очень-очень на сметане колобки.

В) ОВД: фронтальный способ организации 2 раза

С колобком забот немало, скачет, глупый, где попало.

1. Ползание по скамейке.

2. Игра «Построй теремок для животных» (сложить домик из палочек)

    Игра «Сложи узор» (сложить елочку из кубиков)

3. Ползание через туннель.

4. Прыжки из обруча в обруч.

В) Подвижная игра «Колобок»

 С колобком забот немало, не лежится на боку. Может в лес он укатиться, может съесть его лисица.

По считалке выбирается ловишка – «лиса», - который становится в центр круга.

 Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь ты!

Лиса: Колобочек, Колобок,

Где ты был вчера дружок?

Дети: На окошке отдыхал,

С кошкой Муркой я играл.

Лиса: А сметану вы не ели?

Дети: Нет. Только носиком задели.

Лиса: Вас бы надо наказать.

Дети: Ну, попробуй – ка догнать.

Дети разбегаются, ловишка их ловит.

3. Заключительная часть:

Игра «Танграм» (картинка лисы)

Песня «Ковер-самолет».

Ча-ча-ча, чу-чу-чу - в садик я уже лечу!

 Вот мы в сказке побывали.

Много нового узнали.

 А теперь всей семьей

 Воротились мы домой!



Предварительный просмотр:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Бекина О.Д.-инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 47 «Лучик», г. Тамбов.

            Современная система дошкольного образования определяет приоритетные цели и задачи построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. [1]

Разрабатываются маршруты для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 Индивидуальные маршруты развития детей разрабатываются совместно всеми педагогами дошкольной образовательной организации и преследует цели всестороннего развития, коррекции с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребёнка в период дошкольного детства в условиях дошкольного учреждения, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

 Дошкольная организация осуществляет тесное сотрудничество с семьей ребенка при разработке индивидуального коррекционного плана развития и обучения.  Семья должна придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в дошкольной организации. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.

Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ мониторинги и коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. И включает в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком, а также формы работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога) в ходе воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, которая направлена на развитие общей и мелкой моторики, на развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков, на формирование деятельности ребенка (сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной), на развитие речи, на формирование представлений об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие мероприятия планируются с применением бесед, чтения художественной литературы, этюдов, направленных на знакомство с различными эмоциями и чувствами, тренингов, способствующих развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер, упражнений на развитие психических процессов. Эффективны приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия), релаксация, психогимнастика.

В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в свободной и специально организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень индивидуального развития ребенка. На основе полученной информации планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем образовательным областям на первое полугодие. Педагогами определяются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, формы работы, а также планируются различные мероприятия в работе с родителями. Реализация поставленных задач производится в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности. Для того, чтобы родители вникли в коррекционный процесс необходимо проводить с ними индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.

 В середине учебного года проводится мониторинг освоения ребенком образовательной программы. На основе предварительных и промежуточных данных об уровне развития детей, происходит корректировка индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития.

         В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Реализация всеми специалистами дошкольной организации маршрутов индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения программного материала по следующим образовательным областям: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие». В результате проведённой коррекционной работы повышается уровень познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой моторики, следовательно, повышается и уровень развития детей с ОВЗ.

Литература

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для     педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  2. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие.- Русское слово, 2014.
  3.   Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Карасева У.Г. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие.- Владос, 2014.
  5.  Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – Владос, 2001. - 125с.
  6. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006. - 78с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.

Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти  (формируется  верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...