"Физическое развитие дошкольника через игру"
статья по физкультуре по теме

Екатерина Фокина

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie_doshkolnika_cherez_igru.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое развитие дошкольника через игру»

Любое выполнение движения, по мнению Н.А.Бернштейна, есть индивидуализированное «повторение без повторения». Каждое движение ребенка — своеобразно. Оно несет в себе реализацию всё новых и новых потенциальных двигательных возможностей детей, отражая вместе с тем и новый уровень их приспособительных реакций. «Диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т.е. не повторяет его...».

Отсюда вытекает практическая постановка вопроса: «Как учить детей правильному движению, если метод многократного повторения упражнений здесь неприемлем?» Ответ на этот вопрос мы находим в трудах Н.А.Бернштейна,  который полагал, что суть овладения навыками состоит не в «повторении и не в повторении движения», а в совершенствовании многоуровневой системы построения движений. «Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства».

На формирование гибкого навыка значительное влияние оказывают естественные условия его выполнения детьми в повседневной деятельности, в организованных формах двигательной активности. При этом условия выполнения движения никогда не бывают одинаковыми, так же как и сам процесс решения двигательных задач. Различно и функциональное, нервно-психическое состояние ребенка в каждый момент выполнения движения.

Формирование двигательного навыка представляет собой процесс создания динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значением второй сигнальной нервной системы. Образование двигательных навыков у ребенка имеет огромное значение. Они предоставляют ему возможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффектом, обеспечивают рациональное использование его двигательных способностей.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа».

 По мнению П.Ф.Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

 Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М.Александер, В.Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями. Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Неоспоримо, что роль физического развития в дошкольном детстве переоценить невозможно: оно не только оказывает огромное влияние на здоровье ребёнка, но и в значительной степени способствует его всестороннему развитию, ускоряя динамику изменений в контексте содержания других образовательных областей, обозначенных во ФГОС. В частности, этому способствует использование игрового метода двигательного восприятия движений, который обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании.

Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие «игровой метод» гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести все занятие под девизом: «Мы готовимся в полет», не использовав при этом ни одной подвижной игры. Изучение, предположим, способов переноски грузов можно организовать в виде игры «Строим дом» и т.д.

Игровая деятельность, как форма и метод обучения, является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Ребенка особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Дошкольники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Дети дошкольного возраста, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития всех физических качеств.

Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.

Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Упражнения, выполняемые в игровой форме отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач. Ничто не мотивирует ребёнка к деятельности больше, чем игра – именно играя, ребёнок может незаметно для себя «сдвинуть горы»!

Играя – оздоравливаем,

играя – воспитываем,

играя – развиваем,

играя – обучаем!

Используемая литература.

Филипова С.О., Каминский О.А., Лукина Г.Г. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования. Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.

Степаненкова Э.Я «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

Ливерова Е.В. «Игровой и соревновательный методы физического воспитания»: газета «Спорт в школе». Издательский дом «Первое сентября», 2003. — №7 (324).

Ефименко Н.Н. «Физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве»: методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Диалог». Издательство «Дрофа», 2014.  288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства....

Физическое развитие дошкольников через интеграцию образовательных областей.

В презентации кратко описаны практические возможности педагогов по внедрению физического развития в образовательный процесс в течении дня....

Статья «Физическое развитие дошкольников, через внедрение элементов ГТО»

Проблема физического развития подрастающего поколения одна из самых актуальных в современном обществе. В последние годы в Российской Федерации отмечается положительная тенденция в развитии физической ...

Проект «Физическое развитие дошкольников через театрализованную деятельность посредством сказки»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные пробл...

"Музыкальное развитие дошкольников через игру. Музыкальные игры с предметами на каждый день"

Презентация  для воспитателей  разных возрастных групп и педагогов....

Физическое развитие дошкольников через проектную деятельность

Здесь представлена презентация по физическому развитию. Любая деятельность детей   выражается, прежде всего, в движениях. С раннего возраста ребенок стремится овладеть собственным тело...