Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Корман Жанна Юрьевна

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

                                                                   Корман Жанна Юрьевна

                                            Инструктор по физической культуре  ГБДОУ № 58

                                                               Колпинского района Санкт-Петербурга.

Аннотация:

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте. Как отмечает автор, занятия фитбол-гимнастикой оказывают положительную динамику на состояние здоровья и физическую подготовленность детей, увеличивают интерес к занятиям физической культуры.

Проведенное исследование подтверждает: открытие перед детьми «горизонта возможностей», позволяет освоить необходимые компетенции, определенные ФГОС.

Ключевые слова: двигательная активность, ФГОС дошкольного образования, гимнастика, фитбол, средство развития.

Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является  физическое воспитание.

В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т. д.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества и т. д.). Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, выдержка и т. д.); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Особое место в системе физического воспитания занимают упражнения с предметами. Данные  упражнения служат прекрасным средством развития физических качеств детей, таких как ловкость, равновесие и др.

В настоящее время в детских садах появилось много нового, нестандартного оборудования, которое позволяет руководителям по физическому воспитанию значительно разнообразить занятия по физической культуре, сделать занятия более интересными и эффективными. К такому оборудованию можно отнести мячи-фитболы (надувные гимнастические мячи).

Мяч-фитбол изобретён медиком — швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн-Фогельбах в 50-х годах XX века — специально для лечения больных детским церебральным параличом. А уже в 80-х ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать «швейцарский» мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях

Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

- для расслабления и релаксации

 Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа групп  мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. При посадке на мяч угол между бедром и голенью ребёнка должен быть равен 90̊.

 Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют развитию правильной осанки, а так же являются прекрасным средством развития такого физического качества, как ловкость.

В нашем дошкольном учреждении разработана система занятий по физической культуре, которая включает в себя комплексы упражнений по фитбол – гимнастике направленных на развитие ловкости.

Комплексы физических упражнений по фитбол-гимнастике, разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня сформированности двигательных навыков, т.е. ориентированы на детей  5-ти – 6-ти лет.

Комплексы предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники уже способны выполнять сложные действия с мячом, могут  контролировать своё самочувствие. Во время проведения занятий мы старались поддерживать высокий уровень двигательной активности, а физические возможности детей направить на развитие ловкости.

В разработке комплексов упражнений мы опиралась на классификацию упражнений предложенной А.А Потапчук и Т.С.Овчинниковой.

В комплексы мы включили упражнения:

  • с использованием различных  исходных положений детей на фитбол мячах;
  • с изменением скорости и темпа движения;
  • с использованием различных способов выполнения упражнений;
  • с использованием согласованных движений в парах и группе (вдвоем, в группе, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки.

Для удобства экспериментальной работы разработано перспективное планирование. Перспективное планирование содержит в себе комплексы  упражнений в соответствии представленной выше классификации для обеспечения целенаправленной работы по развитию ловкости. Данное планирование  рассчитано на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает нужную физическую нагрузку, тренировочный эффект. Упражнения, включённые в планирование, отвечают методическим требованиям развития ловкости.

А именно в планирование включены комплексы, содержащие  различные виды упражнений:

-упражнения со сменой исходных положений;

-упражнения, требующие согласованных действий;

-упражнения, направленные на развитие координации;

-упражнения со сменой темпа и характера движений.

Всего разработано 9 комплексов упражнений по фитбол-гимнастике, рассчитанных на 18 недель экспериментальной работы, направленной на развитие ловкости.

Для оценки эффективности комплексов была проведена диагностика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста до и после экспериментальной работы. Диагностика проводилась на основе тестов представленных в  пособии «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Н. А. Ноткиной.

По итогам педагогической диагностики мы выяснили, что комплексы упражнений по фитбол-гимнастике  действительно являются эффективным средством развития ловкости.

Диаграмма 1

Сравнительная диаграмма результатов  развития ловкости детей до и после проведения   комплекса по развитию ловкости

.

Из сравнительной диаграммы видно, что на начало года:

 80% детей имело низкий уровень развития ловкости;

10% средний,

10% высокий;

 в конце года:

70% детей перешли на высокий уровень развития ловкости;

 20% на средний;

 10%  остались на низком уровне.

На низком уровне остались дети часто и длительно болеющие и не посещающие детский сад.

Список литературы

  1.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  2.  Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников: Учебное пособие / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2009. – 166 с.
  3. Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
  4.  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  5. Парфенова Ю.А. Профилактика и укрепление осанки у дошкольников через использование фитбол-гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://julja1984.blogspot.com/p/blog-page_91.html (дата обращения: 05.10.2016).