Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Корман Жанна Юрьевна

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

                                                                   Корман Жанна Юрьевна

                                            Инструктор по физической культуре  ГБДОУ № 58

                                                               Колпинского района Санкт-Петербурга.

Аннотация:

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте. Как отмечает автор, занятия фитбол-гимнастикой оказывают положительную динамику на состояние здоровья и физическую подготовленность детей, увеличивают интерес к занятиям физической культуры.

Проведенное исследование подтверждает: открытие перед детьми «горизонта возможностей», позволяет освоить необходимые компетенции, определенные ФГОС.

Ключевые слова: двигательная активность, ФГОС дошкольного образования, гимнастика, фитбол, средство развития.

Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является  физическое воспитание.

В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т. д.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества и т. д.). Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, выдержка и т. д.); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Особое место в системе физического воспитания занимают упражнения с предметами. Данные  упражнения служат прекрасным средством развития физических качеств детей, таких как ловкость, равновесие и др.

В настоящее время в детских садах появилось много нового, нестандартного оборудования, которое позволяет руководителям по физическому воспитанию значительно разнообразить занятия по физической культуре, сделать занятия более интересными и эффективными. К такому оборудованию можно отнести мячи-фитболы (надувные гимнастические мячи).

Мяч-фитбол изобретён медиком — швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн-Фогельбах в 50-х годах XX века — специально для лечения больных детским церебральным параличом. А уже в 80-х ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать «швейцарский» мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях

Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

- для расслабления и релаксации

 Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа групп  мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. При посадке на мяч угол между бедром и голенью ребёнка должен быть равен 90̊.

 Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют развитию правильной осанки, а так же являются прекрасным средством развития такого физического качества, как ловкость.

В нашем дошкольном учреждении разработана система занятий по физической культуре, которая включает в себя комплексы упражнений по фитбол – гимнастике направленных на развитие ловкости.

Комплексы физических упражнений по фитбол-гимнастике, разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня сформированности двигательных навыков, т.е. ориентированы на детей  5-ти – 6-ти лет.

Комплексы предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники уже способны выполнять сложные действия с мячом, могут  контролировать своё самочувствие. Во время проведения занятий мы старались поддерживать высокий уровень двигательной активности, а физические возможности детей направить на развитие ловкости.

В разработке комплексов упражнений мы опиралась на классификацию упражнений предложенной А.А Потапчук и Т.С.Овчинниковой.

В комплексы мы включили упражнения:

  • с использованием различных  исходных положений детей на фитбол мячах;
  • с изменением скорости и темпа движения;
  • с использованием различных способов выполнения упражнений;
  • с использованием согласованных движений в парах и группе (вдвоем, в группе, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки.

Для удобства экспериментальной работы разработано перспективное планирование. Перспективное планирование содержит в себе комплексы  упражнений в соответствии представленной выше классификации для обеспечения целенаправленной работы по развитию ловкости. Данное планирование  рассчитано на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает нужную физическую нагрузку, тренировочный эффект. Упражнения, включённые в планирование, отвечают методическим требованиям развития ловкости.

А именно в планирование включены комплексы, содержащие  различные виды упражнений:

-упражнения со сменой исходных положений;

-упражнения, требующие согласованных действий;

-упражнения, направленные на развитие координации;

-упражнения со сменой темпа и характера движений.

Всего разработано 9 комплексов упражнений по фитбол-гимнастике, рассчитанных на 18 недель экспериментальной работы, направленной на развитие ловкости.

Для оценки эффективности комплексов была проведена диагностика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста до и после экспериментальной работы. Диагностика проводилась на основе тестов представленных в  пособии «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Н. А. Ноткиной.

По итогам педагогической диагностики мы выяснили, что комплексы упражнений по фитбол-гимнастике  действительно являются эффективным средством развития ловкости.

Диаграмма 1

Сравнительная диаграмма результатов  развития ловкости детей до и после проведения   комплекса по развитию ловкости

.

Из сравнительной диаграммы видно, что на начало года:

 80% детей имело низкий уровень развития ловкости;

10% средний,

10% высокий;

 в конце года:

70% детей перешли на высокий уровень развития ловкости;

 20% на средний;

 10%  остались на низком уровне.

На низком уровне остались дети часто и длительно болеющие и не посещающие детский сад.

Список литературы

  1.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  2.  Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников: Учебное пособие / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2009. – 166 с.
  3. Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
  4.  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  5. Парфенова Ю.А. Профилактика и укрепление осанки у дошкольников через использование фитбол-гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://julja1984.blogspot.com/p/blog-page_91.html (дата обращения: 05.10.2016).

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

Презентации к дипломной работе выполненная на тему «Подвижных игр как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста».

Данная презентация включает 11 слайдов,на которых кратко показано содержание моей дипломной работы....

План по самообразованию «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»2019-2020гг.

Работа над темой включает в себя работу по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и педагогами, что способствует формированию углубленных  знаний о мяче и совершенствованию умений и ком...

«Развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста через игры с мячом»

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенко...

План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»    Планпрофессионального самообразования воспита...