«Система поощрения детей на физкультурных занятиях в детском саду»
статья по физкультуре на тему

Иванова Алла Владимировна

При правильном выборе системы поощрений можно вызвать у ребенка наибольший интерес к занятиям физкультурой, и в целом способствовать формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_sistema_pooshchreniy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система поощрения детей на физкультурных занятиях
в детском саду»

Иванова Алла Владимировна,

инструктор по физическому воспитанию, ГБДОУ №50

Кировского района Санкт-Петербурга

В последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья детей. Всероссийская диспансеризация 2002г. выявила, что 51,7% детей имеют функциональные отклонения 16, 2% - хронические заболевания различных органов и систем. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушениями осанки – 80%, с плоскостопием – 40%, с избыточной массой тела -12%. Кроме того, мышечная нагрузка детей уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих малышей( компьютерные игры, посещение различных кружков). Поэтому-то и возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей, где в процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания. Именно физические упражнения при правильном психолого -  педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, для повышение эмоционального тонуса. Именно во время физкультурных занятий у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. А это во многом способствует эффективному решению других педагогических задач. Но как найти правильный подход? Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, познавательными?

При правильном выборе системы поощрений можно вызвать у ребенка наибольший интерес к занятиям физкультурой, и в целом способствовать формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Это является основной идеей данной работы, и отсюда вытекают следующие задачи:

1.Анализ существующих методик, направленных на активизацию и систематизацию двигательных процессов дошкольника, а так же на повышение интереса детей к физической культуре.

2.Представление собственного опыта в данной сфере деятельности. Разработка и представление собственных методик, а так же реализация их в педагогическом процессе.

Для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков. Движения необходимы ребёнку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.

Чем раньше и прочнее усвоит ребенок азбуку физической культуры и научится заботиться о своем здоровье, тем реже и позднее придется ему сталкиваться в будущем с врачами. Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, взрослым надо много знать и уметь. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.  В настоящее время в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия, это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы. Но все же основная нагрузка в плане физического воспитания ложится на физкультурные занятия.  К сожалению, традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна, как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает педагогов к поиску новых форм и методов проведения физкультурных занятий. И поиск мотивационных рычагов является неотъемлемой частью работы с детьми любого возраста, а в особенности с дошкольниками. Ведь дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Но , вместе с тем именно этот возраст характеризуется наибольшей беззащитностью, эмоциональной незрелостью. ранимостью. Поэтому с детьми – дошкольниками основным мотивационным методом должно быть поощрение.

Поощрение – это выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы и поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение  повышает веру детей в свои силы, развивает чувство успеха, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны. Но и здесь нельзя перегибать палку. Применяя поощрения необходимо соблюдать меру. При частом их использовании дети привыкают к ним, как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрения снижается.

Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой. Учить детей не останавливаться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, педагога и стремление оправдать его. Нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма.

Данные методические разработки призваны помочь педагогу в поиске оптимальных методов и способов поощрения детей, как на физкультурных занятиях, так и в других сферах деятельности.

Как известно дошколятам очень трудно объяснить пользу от физкультурных занятий. Вообще понятия «ЗОЖ» для них является очень абстрактным и малопонятным. Поэтому с раннего детства нужно детей мотивировать на занятия физкультурой. Мотивация может быть разной и задача педагога найти подход к каждому ребенку. А, как известно, все дети любят получать подарки, и игрушка является лучшим из них. Так и появилась идея использовать игрушки от киндер-сюрпризов в качестве поощрений на физкультурных занятиях.

Нужно сразу отметить, что данный вид поощрений не имеет никакого отношения ни к подкупу детей, ни к созданию легкой популярности педагога. Это серьезная и систематическая работа, итогом которой является, как физическое развитие детей, так и регулирование психических процессов.

Сразу возникает множество вопросов:

-где брать?

-кому и когда вручать?

-за какие заслуги ит.д.

Прежде всего, нужно найти игрушки. И в данном случае можно просто обратиться с просьбой к друзьям и знакомым, у которых есть дети. А также выступить на родительском собрании в вашем детском саду и рассказать о вашей инициативе. Многие родители с радостью откликаются на различные эксперименты, идут на встречу, и становятся непосредственными участниками педагогического  процесса. Озвучивая свою просьбу, нужно четко сформулировать цель и средства. Объяснить, что игрушки нужны не новые, а те, которыми их дети по тем или иным причинам уже не играют (единственное условие – они не должны быть сломанными). Еще важно объяснить родителям, что эти призы дети будут получать не на каждом занятии, а приблизительно раз в месяц. Таким образом, исключаются различные негативные моменты.

Сразу нужно отметить, что в данном эксперименте участвуют дети только старшего дошкольного возраста. Это обуславливается тем, что в этом возрасте ребята уже могут объективно оценить свои заслуги, и самое главное соизмерять свои усилия с полученным результатом. Это очень важно, т.к. данный вид поощрения выступает в качестве мотивации для занятий физкультурой. Как уже отмечалось ранее, работа эта систематическая, и дети должны знать о ваших намерениях с самого начала. Поэтому с первых занятий нужно им объявить, что вы планируете проводить «Призовые занятия». Тогда же нужно четко сформулировать правила, которые дети должны соблюдать в этом виде деятельности. Целесообразно в эти правила включить дисциплинарные  ограничения. Так, например, ребенок, получивший 3 дисциплинарных замечания (желтые карточки) в течение данного занятия – лишается возможности заработать приз. Это способствует тому, что дети более осознанно и внимательно относятся к данной форме работы.

Второй этап – планирование, в котором будут определены данные занятия, как основной вид деятельности. Опираясь  на педагогический опыт наиболее целесообразным является проведение в течение года цикла тренировочных занятий, в качестве атрибутики на которых, используется только один предмет спортивного инвентаря – мяч, скакалка, обруч. Называться они могут соответственно: «Школа мяча», «Школа попрыгунчика», «Школа обруча». В течение определенного времени на физкультурных занятиях наряду с другими заданиями и упражнениями детям обязательно предлагаются задания из выбранной «Школы». Например, в течение целого месяца дети учатся владеть мячом: на одном занятии отбивают мяч, стоя на месте, на втором – продвигаясь вперед, на третьем – забрасывают мяч в кольцо и т.д. В конце месяца все полученные навыки объединяются в одно занятие, которое называется «Итогово – призовое». На этом занятии дети выполняют задания (не более двух) и, как итог, – приз.

Третий этап самый сложный. Учитывая психические особенности детей дошкольного возраста, нужно максимально объективно подойти к вопросу поощрения, при этом избежать негативной реакции ребенка, выраженной в слезах и обидах. Важно, чтобы на этих занятиях ребята смогли сами объективно оценить, как свои результаты, так и результаты товарищей, чтобы получение приза не превратилось в банальную раздачу игрушек. Бывает, что дети, в силу каких-либо физических особенностей не могут справиться с теми или иными упражнениями. В таких случаях целесообразно упростить задание, или даже полностью его заменить для данного ребенка. Если даже упрощенный вариант ребенок не смог выполнить, но при этом очень старался, ему можно вручить поощрительный приз «За стремление к победе». Случается, что именно авансированное поощрение способствует  стремлению ребенка к достижению результата, к победе над своими страхами и неуверенностью. В конечном итоге, самое лучшее «призовое занятие» то, на котором все дети смогли получить приз. Но, как уже отмечалось ранее, дети обязательно должны сделать самоанализ и понять, что у них получается лучше всего, а  над чем нужно поработать.

Возвращаясь к планированию, можно предложить еще один вид занятий, на котором поощрение в виде киндер-сюрприза будет очень целесообразно. Это тематические игровые занятия. В данном случае игрушки нужно подбирать тематические. Можно включить в план 4 тематических занятия (1 раз в квартал). Например:

1. «Осенняя прогулка в лес» (в качестве призов используются игрушки, изображающие лесных животных);

2. «Зимние забавы» (используются игрушки с новогодней символикой, или изображающие зимние виды   спорта – коньки, лыжи, санки);

 3. «Веселые старты» (используются игрушки, изображающие любые виды спорта);

4. «Веселый светофор» - занятие на закрепление правил дорожного движения (используются игрушки изображающие виды транспорта).

Нужно отметить, что на этих занятиях призы должны получить все дети. И здесь важна роль педагога, чтобы он смог оценить и проконтролировать участие каждого ребенка в игровом процессе. Не каждый дошкольник может победить в подвижной игре, и это может серьезно понизить его самооценку. Таким детям можно предложить рассказать считалку или стих, а также поучаствовать в малоподвижной игре, в которой он сможет себя проявить – игры на внимание («Запретное движение), на воображение («Море волнуется раз…») и т.д. И вручая приз такому ребенку необходимо непременно перед всеми отметить его заслуги.

Таким образом, система поощрения на занятиях физической культурой позволяет наиболее эффективно решать следующие педагогические задачи: приобщение ребенка к физкультуре и спорту, приобретение навыка самоконтроля (формирование объективной оценки своих возможностей и способностей), развитие чувства сопереживания, повышение чувства успешности детей. Разработанная методика является универсальной и может использоваться в различных сферах дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Система помощи детям с ОВЗ в детском саду.

Родители часто проявляют беспокойство,  если узнают, что их детям необходимы занятия с логопедом или психологом. Многие стараются не замечать проблемы. Статья поможет родитедям детей с ОВЗ и спец...

Самостоятельная работа №10 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада».

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов об...

Система взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложиться, в первую очередь, на педагогов и воспита...

Консультация для родителей "Система поощрений детей с расстройством аутистического спектра"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании поощрений в работе с детьми с РАС. Здесь вы найдете рекомендации как правильно выбра...