Система помощи детям с ОВЗ в детском саду.
материал на тему

Бабкова Ольга Сергеевна

Родители часто проявляют беспокойство,  если узнают, что их детям необходимы занятия с логопедом или психологом. Многие стараются не замечать проблемы. Статья поможет родитедям детей с ОВЗ и специалистам ДОУ найти общий язык и организовать продуктивное сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx165.57 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество диктует высокие требования к образовательному процессу. Например, от первоклассника ,пришедшего в школу уже требуется не только знать буквы, но и читать, считать, иметь развитую моторику.

И в то же время растет число детей с теми или иными нарушениями, которые не позволяют им усваивать общеобразовательную программу детского сада.

Поэтому в нашем ДОУ разработана и осуществляется система коррекционной помощи воспитанникам.

1.Кому нужна такая помощь.

Слово «Коррекция» звучит страшновато. Родители ни в коем случае не хотят услышать от педагога «Ваш ребенок нуждается в коррекционной помощи». На самом деле такая помощь, в виде дополнительных занятий может потребоваться малышу, который с трудом адаптируется к условиям детского сада. Или ребенку 5 лет, который никак не научиться выговаривать звук Р.

2.Группы детей ,которым нужна коррекционная помощь, делятся на

-дети с ОВЗ

-дети с трудностями в развитии

-дети-инвалиды

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

·        дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);

·        дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

·        дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

·        дети с ДЦП;

Дети с ОВЗ-это дети с особыми возможностями здоровья.Такой статус им определяет Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации для педагогов. Большинство детей с ОВЗ в ДОУ- это дети с нарушениями речи.

Каждый год весной у нас в саду проходит выездное заседание ТПМПК, где набираются дети для занятий с логопедом на следующий учебный год. Общее количество детей-25 человек. Преимущественно на логопункт зачисляются дети подготовительных групп, если есть места-старших с наиболее тяжелыми нарушениями речи.  Чтобы представить ребенка на такую комиссию, мы оформляем согласие родителей на обследование, согласие на обработку персональных данных, доверенность учителю-логопеду представлять Вашего ребенка на комиссии .Так же родители предоставляют справку из поликлиники и ксерокопии паспорта и свидетельства о рождении ребенка. После обследования Вы получаете бланк, на котором указан образовательный маршрут ребенка. (Например ФФН и рекомендации-занятия с логопедом по программе для детей с ФФН) .  

  В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5  до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

   В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

  Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

 Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

 Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 5 детей или микрогруппы 2-3 ребёнка.

   Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут.

Кроме логопункта в нашем ДОУ функционирует кружок  по развитию речи «Умный язычок».Программа кружка рассчитана на детей 4-7 лет.

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-7 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование правильного звукопроизношения.

6. Расширение словарного запаса.

7. Формирование связной речи.

8. Воспитание культуры речевого общения; умение слушать рассказы и высказывания других детей; воспитывать у детей выразительность речи.

Посещать кружок могут дети ,которые по возрасту не попали на логопункт. В игровой форме на групповых занятиях мы готовим артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков, развиваем связную речь, мелкую моторику.

Дети, которые посещают догопункт, могут дополнительно заниматься в кружке ,автоматизируя уже поставленные звуки. Ведь не секрет, что многим родителям некогда ежедневно повторять задания логопеда, отрабатывая правильное произношение. Кроме того занятия кружка решают проблему адаптации ребенка с речевыми нарушениями в детском коллективе . В прошлом учебном году дети участвовали в конкурсе стихов «Берегите природу».В этом учебном году в апреле мы запланировали театрализацию по мотивам русского народного творчества.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

 - личный контакт;

 - участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации          коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней работы.

Я рассказал о работе с детьми с нарушениями речи, которые имеют статус –дети с ОВЗ. Но часто так бывает ,что на комиссию ребенок не попадает по возрасту, или у него наблюдаются не речевые, а, скажем поведенческие нарушения:

-трудности в усвоении программы из-за отсутствия внимания

-трудная адаптация к ДОУ

-гиперактивность

-дети с повышенным интеллектуальным потенциалом

-нарушение памяти, мышления, восприятия

-излишняя тревожность, словом Все, что мешает ребенку успешно развиваться.

Для коррекционной работы с этой группой детей в нашем ДОУ создан ПМПк.

. Целью ПМПк дошкольного учреждения является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

. Задачами ПМПк МБДОУ являются:

  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностика отклонений в развитии
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов воспитанников МБДОУ;
  • выявление резервных возможностей развития обучающегося;
  • определения содержания, форм и методов специальной (коррекционной) помощи в соответствии с особенностями физического и психического развития воспитанников в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;
  • разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ; 

динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ; 

  • моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий; 
  • изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ;
  • изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.; 
  • выявление среди основного контингента воспитанников детей с особыми образовательными потребностями, не проходивших обследование в ПМПК, но нуждающихся в психолого-педагогической поддержке; 
  • мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников инклюзивных групп; 
  • координация взаимодействия всех специалистов ДОУ по организации инклюзивной практики; 
  • при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля; 
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния и готовности к школьному обучению;
  • организация взаимодействия между участниками образовательного процесса и специалистами, участвующими в деятельности консилиума МБДОУ.

В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, старшая медсестра .

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Педагог-психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления личности и формированию навыков общения.

Учитель-логопед работает не только над постановкой звуков, но и, совместно с воспитателями, способствует созданию речевой среды в ДОУ.

Медицинский работник следит за общим состоянием здоровья воспитанников.

Инструктор по физвоспитанию развивает и укрепляет общую моторику.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательное пространство детского сада качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы .

Перечень коррекционных мероприятий:

O обследование воспитанников;

O изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;

O заполнение речевых карт и карт обследования;

O анкетирование родителей;

O диагностика детей;

O выбор образовательного маршрута;

O подгрупповая и индивидуальная НОД;

O консультирование родителей, индивидуальные беседы;

O консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;

O заседание коррекционной службы ДОУ;

O заседание ПМПк;

O обобщение передового опыта.

 

Родители сами могут изьявить желание представить своего ребенка на заседании консилиума ДОУ,  если он видит ту или иную проблему .Или обратиться за консультационной помощью к специалистам ДОУ. Иногда, с согласия родителей , представить ребенка на консилиум ДОУ может воспитатель группы. Важно, чтобы родители понимали- это необходимо для правильного развития вашего ребенка. Как правило, для решения проблемы необходимо всего несколько дополнительных занятий с логопедом или психологом .Чаще всего сопровождение длиться в течении 1 учебного года, по окончании которого на заседании ПМПк решается, продолжить или прекратить пмпк- сопровождение.

Только в очень тяжелых случаях специалисты ПМПк ДОУ могут порекомендовать родителям представить ребенка на расширенное заседание территориальной ПМПК, готовят необходимые характеристики и документы. Родителям в любом случае надо помнить- без их согласия ни на одну из комиссий их ребенок направлен быть не может.И в то же время необходимо понимать: от ваших действий зависит дальнейшая судьба и успешность вашего ребенка. Ведь в дошкольном детстве практически большинство проблем в развитии можно корректировать без каких- либо последствий.И только вы, совместно с педагогами и специалистами ДОУ способны это сделать.

http://dou-teremok.kup.edu54.ru/images/risunok1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...

«Центр игровой поддержки ребёнка- помощь родителям и детям в адаптации к детскому саду»

Цель : Создать благоприятные условия социальной адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего его развития....

Помощь детям в адаптации к детскому саду

Помощь детям в адаптации к детскому саду...

Самостоятельная работа №10 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада».

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов об...

Помощь детям в адаптации к детскому саду.

Помощь детям в адаптации к детскому саду....