«Движения и игры на воде для физического развития ребенка с ослабленным зрением»
методическая разработка по физкультуре на тему

Шилкина Елена Павловна

Обучать детей со зрительнай паталогией необходимо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Занятия плаванием является эффективным средством оздоровления, физического развития и закаливания детей. Водная среда и создаваемое его физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и  нервной систем.

      Помимо основной физической нагрузки, дети испытывают дополнительное воздействие на орган зрения. При попадании воды в глаза раздражается слизистая оболочка. Ребенок начинает часто моргать, вследствие чего происходит рефлекторное сокращение глазных мышц, что способствует улучшению кровообращения глазного яблока и благодаря чему повышается острота зрения и уменьшается угол косоглазия.

   Систематические занятия плаванием облегчают и ускоряют адаптацию организма ребёнка к специфическим условиям водной среды, позволяют снизить заболеваемость.                

 Наш детский сад посещают дети с нарушением зрения. Моя задача скорее носит профилактический характер.

 Основным психологическим фактором, тормозящим обучение плаванию таких воспитанников, является: снимание очков, плохая ориентация в воде, неприятные и болезненные ощущения, вызываемые попаданием воды на слизистую оболочку глаза, в уши, в нос и особенно в ротовую полость, страх перед водой, связанный с негативными и неверными представлениями, с неуверенностью в своих силах.

 Работа с такими детьми требует гораздо больших усилий.    

I Этап.  Ознакомления с водой.

- ознакомление со свойствами воды;

- преодоление водобоязни;

- приобретение навыка равновесия и устойчивости в воде, ориентировки в водном пространстве.

II этап. Основной.

 - освоение основных плавательных движений;

- приобретение навыка плавания.

 Цель методической разработки: овладение воспитанниками жизненно необходимым и здоровьесберегающим навыком плавания.

 Задачи:

  1. Научить воспитанника не бояться воды.
  2. Научить воспитанника держаться на воде.
  3. Научить воспитанника погружаться в воду с головой.
  4. Научить воспитанника движениям руками и ногами как при плавании способом кроль на груди и спине.
  5.  Научить   воспитанников ориентироваться в воде и под водой.
  6. Расширять знания детей о значении плавания.

Принципы и методические рекомендации коррекции отклонении у детей с ослабленным зрением.

 Обучать детей со зрительной патологией плаванию необходимо, с учетом специфических особенностей их психического и физического развития, обязательно соблюдать общепринятые дидактические принципы:

  •   Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
  •   Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений.
  •  Регулярность занятий.  
  • Длительность применения физических упражнений.  
  • Увеличение физической нагрузки в течение учебного года.  
  •  Разнообразие и новизна в подборе и применении плавательных упражнений.    
  •  Умеренность воздействия физических упражнений.  
  • Соблюдение цикличности.
  • Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правильному дыханию, релаксация).    
  • Учет возрастных особенностей специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью.

Гимнастика для глаз.

 Кошка                            

 Вот окошко распахнулось

 (разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз

(идут по кошачьи)

Посмотрела кошка вверх

 (поднимают глаза вверх)

 Посмотрела кошка вниз

(опускают глаза вниз)

 Вот налево повернулась

 (смотрят глазами влево)

 Проводила взглядом мух

 (проводят глазами слева направо)

Глаза вправо отвела

 Посмотрела на кота

 (смотрят глазами вправо

 

И потом взглянула прямо (смотрят прямо)

И закрыла их руками (закрывают их руками)

 

Стрекоза.

Вот какая стрекоза - как горошины глаза

 (пальцами делают очки)

Влево - вправо, назад – вперед

 (водят глазами вправо-влево)

Ну, совсем как вертолет

 (делают круговые движения глазами)

Мы летаем высоко

(смотрят вверх)

Мы летаем низко

 (смотрят вниз)

 Мы летаем далеко

(смотрят вперед)

 Мы летаем близко

 (смотрят вниз)
 

Игры в воде.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в воде.

Количество игроков -6 -8 человек.

Инвентарьколокольчик.

ИнструкцияПлощадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить)  колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Методические указания.

 - Играющим нельзя выходить за пределы обозначения.  

- Всем играющим  можно дать в руки погремушки.  

- Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Карасики и щука»

Цельразвитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в воде.

Количество игроков -6 -8 человек.

Инвентарьдва  озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

Инструкция: Из играющих  детей назначаются карасик и щука, все остальные-рыбки. Рыбки  становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Карасик становится первой, щука надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к карасику на расстоянии 1-2метра.

По сигналу взрослого щука старается обежать колонну игроков и поймать последнюю рыбку. Карасик   мешает щуке, преграждая ему путь. Последняя рыбка  считается пойманной, если щука   коснулась  её рукой. Независимо от того, удалось щуке  поймать рыбку или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются другие, карасик и щука.

Методические указания:

- «Рыбкам» нельзя отрывать руку от каната.

- По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

- «Карасик» не имеет права хватать «щуку» за руки.

- Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

-  Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игры на развитие сенсорных систем.

«На ощупь»

Цельразвитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков-5-10 человек.

Инвентарьмешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

ИнструкцияВ тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: н пробка от бутылки, напёрсток, катушка  без ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания:

-Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

-Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Чего не хватает?»

Цельразвитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков -6 - 8 человек.

Инвентарьплавающие игрушки, петушок, мишка, волк, рыбки.  

ИнструкцияНа воде разбрасываются игрушки. Дети запоминают их. По команде ребята отворачиваются, инструктор убирает одну из игрушек. Повернувшись, ребята должны определить, какой игрушки не хватает.

Методические указанияЭто игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

Игры-эстафеты «сухое плавание»

«Догони обруч»

Цельразвитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков-6-15 человек.

Инвентарьобручи по числу играющих детей.

Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой -  финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указанияПадение обруча считается ошибкой.

« Ногой по мячу»

Цельразвитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарьволейбольный мяч.

ИнструкцияВ шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, после поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее,  количество раз, попал по мячу.

Методические указания:  Мяч может быть резиновым.

Упражнения в воде.

В положении сидя на дне (глубина на уровне груди).

  1. Дотянуться и взять левой (правой) рукой, обеими руками плавающую игрушку; руки на поверхности воды, левой (правой) рукой «копаем ямку», кисть удерживать наклонно; то же обеими руками одновременно, попеременно; то же, но «копаем глубокую ямку». Движения левой (правой) рукой (кистью) — «Как рыба хвостом»; то же одновременно обеими руками, меняя темп и амплитуду движений.
  2. Руки на поверхности воды вперед - в стороны. Сведение и разведение рук, удерживая кисти -  «Сгребаем и разгребаем песок», «Сметаем крошки», горизонтальные «Восьмерки» левой (правой), обеими руками одновременно; то же, но сгибая и выпрямляя руки, увеличивая и уменьшая амплитуду и темп движений, стараясь приподняться; подгрести к себе плавающий предмет (игрушку): вертикальные «Восьмерки» левой (правой), обеими руками одновременно; наклонные «Восьмерки» левой (правой), обеими руками одновременно ; то же, уменьшая и увеличивая амплитуду и темп движений; движения обеими руками одновременно спереди назад («Гребцы», возвращаясь в исходное положение, руки проносятся над водой; движения руками «лепестком», стараясь сдвинуться с места, продвинуться вперед, — «Кто первый?».
  3. И. п. -  сидя на дне, упор сзади. Разведение и сведение ног, соединяя большие пальцы, пятки врозь - «Плавник»;  попеременные движения ногами - «Фонтан»; ноги прямые, развернуть одну стопу наружу («Клюшка») и растопырить пальцы; разведение и сведение ног.
  4. И. п. — сидя, упор сзади. Приподняться, выпрямляя руки; продвигаться вперед, а затем назад, отталкиваясь руками, — «Кто быстрее?»; приподняться на руках, подняв ноги к поверхности воды, туловище прямое; в том же положении движения ногами; руки в стороны на воде, повороты туловища налево, направо, ладони держать наклонно ; перевернуться на грудь в положение упора лежа; в том же положении продвигаться на руках; в том же положении движения ногами кролем.

Вначале упражнения данной серии выполняются каждое в отдельности, пока дети не научатся делать это свободно, легко, затем слитно, далее повторяются многократно и без остановок в указанной последовательности.

Ходьба

  1. Ходьба на четвереньках; то же с вползанием в обруч, подползанием под палочку, и т.д.
  2. Индивидуальная ходьба на месте, держась за руки педагога, за палочку, бортик, опору; то же в движении (вдоль бортика, с «двигающейся палкой» и т. п.)
  3. Ходьба в шеренгах, колоннах.
  4. Ходьба фигурная: по кругу, по диагонали,  змейкой»; ходьба широким шагом «Скороходы»; поднимая колени («Лошадки»); на носках («Ходули»), на пятках, стопы разведены в стороны, пальцы растопырены («Растопырка»).

Все эти передвижения выполняются обычными, приставными, шагами; левым (правым) боком вперед; лицом  в круг, к педагогу, к бортику; держась за руки, положив руки на плечи друг другу, с поддержкой и помощью педагога.

Бег.

  1. Бег в шеренгах, колоннах, по кругу и т. п.; обычным, приставными шагами; левым (правым) боком вперед.
  2. Бег наперегонки — «Кто самый быстрый?».
  3. Бег с одновременными и попеременными движениями руками.

Все передвижения шагом и бегом, когда дети освоят этот материал, целесообразно-выполнять в игровой форме. Например, дети образуют круг и продвигаются лицом в круг, положив руки на плечи друг другу (или взявшись за руки), скрестными шагами. В центре круга плавает мяч. По сигналу все устремляются к нему. Тот, кто первым возьмет мяч, станет победителем.    

Доставание предметов со дна и ныряния.

  1. Сидя, достать со дна один предмет; несколько предметов; выполнить упражнение 2, не погружая лицо в воду .
  2. Наклониться и достать один заданный («свой») предмет; продвигаясь, доставать предметы со дна, расположенные друг за другом по прямой («Подводная тропинка») , по кривой («Дуга»), по кругу («Обруч»), зигзагообразно («Змейка»).
  3. Нырнуть и достать со дна предмет; то же, но доставая заданный («свой») предмет, заранее показанный на суше.

Погружения в воду с головой (для детей, не освоивших ныряния)

Многие из предыдущих упражнений были связаны с погружением в воду с головой. Однако есть дети, для которых выполнение подобных упражнений представляет значительную трудность . Следующее   упражнения  рассчитаны на постепенное освоение погружений.

  1. Сидя на дне, плескать воду на голову, на плечи, на лицо; в том же положении «Умывание лица; стоя лицом к педагогу, приседания; то же, погружаясь в воду с головой; докатив «нудл» до условного места, погрузиться в воду с головой; то же, но повернувшись во время погружения в противоположную сторону. Все упражнения данной серии вначале выполняются с поддержкой и помощью инструктора.  
  2. И. п. — руки на поясе. Погружения в воду до уровня подбородка, рта, носа, глаз, с головой.
  3. И. п. — руки на поясе. Вдох — приседая, погрузиться в воду с головой; встать (лицо не вытирать) — выдох; то же повторить многократно; то же, но не выдыхая, попытаться сесть на дно; то же, но сделать выдох и сесть на дно; то же, поднять со дна игрушку.

Упражнения на дыхание.

  1. И. п. — стоя в наклоне. Выдох на воду — «Одуванчик», «Льдинка»; и. п. то же, но выдох в воду, погружая губы, — «Дудочка»; то же, приседая и погружаясь в воду с головой; то же повторить многократно; выполняя выдох («Гудок»).
  2. И. п. -  стоя в наклоне. Дуть на плавающую игрушку, стараясь продвинуть ее вперед и в правильном направлении; то же в положении упора лежа; то же, продвигаясь на руках; то же, но за минимальное количество выдохов продвинуть игрушку до ориентира -  «Кто справится?».
  3. И. п. -  упор лежа. Опустить лицо в воду, выдох - «Киты»; то же повторить многократно; то же, продвигаясь на руках, - «Киты поплыли».
  4. Приседая, выдох в воду, сесть на дно - «Гудок»; встать, широко открывая рот для вдоха, - «Бегемотик».
  5. И. п. - упор лежа. Выполнить выдох в воду и лечь на дно — «Подводная лодка».
  6. Попеременные приседания с выдохом в воду - «Насос»; многократные приседания без остановок, индивидуально выполняя выдох в воду .
  7. Выполнить упражнение «Киты» с выдохом в воду.  

Лежания на воде.

  1. И. п. - упор лежа. Приподнять ноги к поверхности воды, сделать глубокий вдох; опустить лицо в воду, задержать дыхание,   руки и ноги развести в стороны - тело должно лежать у поверхности воды, как «звездочка» ; то же на более глубоком месте из положения стоя: вдох, задержать дыхание; руки и ноги в стороны, наклониться и лечь на воду . Ноги могут опускаться, что естественно для многих ребят; удержать их у поверхности воды лучше всего за счет усилий мышц спины и брюшного пресса.
  2. В положении «Звездочка» одновременное сведение и разведение прямых рук и ног; то же, но фиксировать положение сведения рук и ног - «Стрелка»; то же, но изменяя положение стопы (на себя и в стороны) - «Клюшка»; в указанных положениях растопыривать пальцы -  «Растопырка»; оттягивать носки, удерживая их вместе и повернув стопы внутрь, - «Плавник».
  3. Из положения «Звездочка», делая паузы между движениями, переворот на спину, смотреть вверх — «Звездочка на спине»;   в положении «Звездочка на спине» ноги соединить и одновременно выполнить гребок руками, затем прижать руки к туловищу, смотреть вверх, лежать.  
  4. И. п. -  «Сижу на стуле». Выполнять горизонтальные или наклонные «Восьмерки» прямыми руками, сгибая и разгибая руки, увеличивая и уменьшая амплитуду движений.
  5. Из положения «Звездочка» выполнить «Поплавок», для чего плотно сгруппироваться, голову опустить на грудь, руками обхватить ноги, глаза не закрывать; из положения «Поплавок» выпрямиться в положение «Звездочка»;  

Скольжения.

  1. И. п. - стоя на дне, руки вверх - в стороны. Присесть - вдох, задержать дыхание, наклониться, опустить лицо в воду; положить руки на воду, соединить их и вытянуть вперед; оттолкнуться от дна и скользить на груди - «Стрелки поплыли». В положении упора лежа у бортика поставить согнутые ноги на стенку - глубокий вдох; опустить голову (лицом в воду) и задержать дыхание; быстро соединить и выпрямить руки вперед, оттолкнуться и скользить на груди, глаза не закрывать; то же, но, когда тело примет горизонтальное положение, выполнить гребок левой (правой) рукой, прижать ее к туловищу и в таком положении скользить; то же, но выполнить гребок двумя руками одновременно,  
  1. И. п - стоя, руки вверху, присесть, наклониться назад; когда тело потеряет опору и начнет падать, оттолкнуться обеими ногами одновременно назад; лечь на спину и скользить; то же, но стоя лицом к стенке и поставив на нее одну ногу.
  2. Выполнить упражнение, руки прижать к туловищу, затылок опустить на воду, оттолкнуться обеими ногами и в таком положении скользить на спине.
  3. Скольжение на груди, руки впереди. Выполнить гребок левой (правой), руку прижать к туловищу и продолжать скольжение; то же, но гребок обеими руками одновременно.
  4. Скольжение на спине, руки за головой.

Скольжение на груди с  движениями обеими руками одновременно.

  1. Прямые руки через стороны вниз до бедер, прижать к туловищу; скольжение продолжать, дыхание задержано.
  2. Прямые руки вниз - назад до бедер.
  3. Согнутые руки вниз - назад до бедер
  4. Гребок одной рукой до бедра, другая начинает движение по воздуху (пронос) и далее безостановочные попеременные движения - "Иду на руках"

Скольжения на груди с последующими движениями ногами.

  1. Движения кролем на груди, руки впереди, дыхание задержано.
  2. То же, но одна рука впереди, другая прижата к туловищу.
  3. То же, но обе руки прижаты к туловищу.

  структуре данного способа плавания.

В результате использования предложенных упражнений и игр у воспитанников прослеживается положительная динамика. Они без боязни посещают занятия в бассейне, лучше ориентируются в воде и под водой, с желанием учатся плавать. Пусть каждый ребёнок познает радость общения с водой!!

                                                        Библиография:

1. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений (в помощь учителям физической культуры и воспитателям дошкольных учреждений). М. -2011. - разработано заслуженным учителем Российской Федерации Анисимовым В.В.

2. Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. Лечебная физическая культура: Справочник //Лечебная физкультура в офтальмологии. М.-"Медицина", - 1998.

3. Земцова М.И. Учителю о  детях с нарушениями зрения. М., 2010.

4. Лях В.И. Развитие координационных способностей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на психическое и физическое развитие ребенка

Статья о значении игры в жизни ребенка....

Игры с водой в физическом развитии детей.

   Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроени...

Консультация для воспитателей «Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка»

Подвижные игра – важное средство  личностного развития  и физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому...

«Подвижная игра как основное средство физического развития ребенка»

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое в...

Консультация для воспитателей «Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка»

Консультация для воспитателей«Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка»...

Игры с водой в физическом развитии ребенка.

Игры с водой в физическом развитии ребенка....

Игры и приемы для физического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, сов...