"В поисках здоровья"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Шульгина Татьяна Николаевна

Дошкольный период - важнейший этап в в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интелектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_tropinke_zdorovya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 38 «УЛЫБКА»

Методическая разработка

непосредственной образовательной деятельности

по физическому развитию

детей 6 - 7 лет «В поисках здоровья»

Шульгина Татьяна Николаевна,

Воспитатель по физическому развитию

Котлас, 2023

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье

 - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                     В. Сухомлинский

Актуальность методической разработки

Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширились возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни. 

Понятие «здоровый образ жизни» — включает в себя жизненную позицию, поведение или деятельность человека, направленную на укрепление своего здоровья. 

В дошкольном возрасте закладываются основы  физического и психического здоровья детей. Поэтому важно на этом этапе сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода к формированию валеологической культуры дошкольников и воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Практическая значимость данной методической разработки заключается в возможности применения ее в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Авторская новизна состоит в разработке материала по  внедрению комплексного подхода, обеспечивающего вариативность видов детской деятельности и создание условий для выбора способов выполнения заданий детьми.

        Методическая разработка занятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей 6-7 лет составляет 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.


Проект занятия

Воспитатель по физической культуре: Шульгина Татьяна Николаевна (МДОУ «Детский сад комбинированого вида №38 «Улыбка»)

Предмет: НОД «Физическое развитие».

Группа: подготовительная.

Тема НОД: «В поисках здоровья».

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности человека через организацию комплексного подхода в условиях ДОУ

Задачи:

Образовательная (обучающая)

- Познакомить с понятием «здоровое питание»

- Закрепить знания о составляющих частях здоровья, о продуктах питания и их значения для человека

- Способствовать формированию предпосылок здорового образа жизни

Развивающая

- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

- Развивать интеллектуальные способности детей путем связи физкультуры с другими предметами.

Оздоровительная

- Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, вариативности и выразительности их выполнения; (прыжки на скакалке, отбивание мяча, вращение обруча).

Воспитательные

- Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребности в занятиях спортом;

- Воспитывать потребность детей в активном и здоровом образе жизни;

- Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников;

- Формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, помогать друг другу

Социализация

- Учить детей оказывать помощь другим, находить пути для достижения поставленной цели

Индивидуализация

-  Учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата

Оборудование: 

Сундук со свитками, скакалки, обручи, мячи (на общее количество детей), картинки со спортивными снарядами и бумажки, свёрнутые в трубочку для жеребьёвки, картотека загадок, мольберт (3 шт.), 3 набора картинок-моделей с режимными моментами, корзинка с набором продуктов полезных и бесполезных, пазлы с буквами «ЗДОРОВЬЕ», набор картинок для рефлексии (солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком, тучку с молнией) и плакат голубого цвета.

- ТСО: музыкальная колонка

Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 70 % детей хорошо развиты физические навыки, 30 % испытывают затруднения в выполнении основных движений; 80 % детей самостоятельны в применении культурно-гигиенических навыков и имеют представление о гигиенической культуре.

Результат усвоения материала (20 - 24 человека):        

- справились самостоятельно со всеми заданиями – 21 - 23 человек

- справились с заданием с небольшой помощью – 1-3 человека

Предполагаемые риски:

- снижение интереса детей к НОД

- знаний по теме у детей может оказаться недостаточно

- нерациональное размещение оборудования пространственной среды зала для удовлетворения потребности детей в двигательной активности

Примечание:

Приложения выделены синим цветом – работает гиперссылка.

Структурные этапы

Содержание учебного материала

Дидактические задания

Действия педагога

Действия воспитанников

Результат

Создание эмоционального фона, соответствующего теме занятия

1. Беседа о слове «здравствуйте»

2. Рассказывание легенды-загадки  о богах Олимпа

(Приложение 1)

1. Что означает слово «здравствуйте»

2. Прослушать легенду, высказать предположения

1. Беседует с детьми, задает вопросы

2. Рассказывает легенду, задаёт вопросы

1. Отвечают на вопросы, настраиваются на занятие

2. Слушают легенду, отвечают на вопросы

1. Дети эмоционально настроились

2. Дети, высказав свои предположения, отправляются «на поиски того, что спрятали боги»

Экспонат «Сундук со свитками внутри»

На свитках написаны составляющие здоровья

(Приложение 2)

Поочерёдно доставать свитки

Задает вопросы, беседует с детьми, активизирует детей на выполнение заданий

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Закрепили знания о ЗОЖ

1-ый свиток

«СИЛА»

Приготовлено спортивное оборудование (скакалки, мячи и обручи)

(Приложение 3)

Выполнить упражнения со спортивными снарядами

Активизирует детей на выполнение заданий, предлагает выбрать картинку для занятий со спортивным оборудованием, помогает преодолеть   возникшие  трудности, привлекает для показа других детей

Дети выбирают картинку и занимаются с выбранным снарядом

Самостоятельно ориентируются  в пространстве (в зале),  выполняют задание легко и  выразительно.

Усвоили, что одной из составляющих здоровья является «сила»

2-ой свиток

«УМ»

- Как человек может стать умным?

- А как тренировать ум?

Вопросы, беседа, загадки о спорте

(Приложение 4)

Организует детей на беседу,  ведет диалог с ними, задает вопросы, ориентирует детей на оказание помощи товарищам при возникновении затруднений

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки

Отгадали загадки

Подвижная игра  «Ровным кругом».

(Приложение 5)

- по показу отгадать и изобразить действием вид спорта

Организует детей на игру, ведёт диалог с детьми, помогает в выборе воображаемого вида спорта, задает наводящие вопросы

Играют в игру

Приняли участие в подвижной игре

Усвоили, что одной из составляющих здоровья является «ум»

3- й СВИТОК

«ЗДОРОВЬЕ»

(Приложение 6)

1.Описание здорового и больного человека;

2. Модели «Режим дня»

3. Беседа о чистоте и гигиене

1. Беседа о здоровом и болеющем человеке;

2. Беседа о режиме дня, работа с моделями

 3. Диалог

Ведёт диалог, Активизирует детей на рассуждения, полное раскрытие своей точки зрения на поставленный вопрос.  Организует игру, предлагет на выбор модели «утро», «день», «вечер».

Дети отвечают на вопросы, ведут диалог с воспитателем. Дети выбирают модели, играют в игру «Составь режим дня» (работают с моделями в командах), участвуют в эстафете

Осознали важность режима дня для здоровья человека

Закрепили знания о личной гигиене и чистоте.

4. Беседа и игра по теме «Полезная и бесполезная еда»

4. Беседа «О пользе витаминов в продуктах питания»

Эстафета «Поход в магазин»

(Приложение 7)

Ведет беседу, дает понятие «здоровое питание»

Организует детей на эстафету, привлекает детей к оказанию помощи сверстникам при выборе продуктов в ходе эстафеты.

Принимают участие в беседе, называют витамины, находящиеся в продуктах питания

Участвуют в эстафете, из набора продуктов питания выбирают полезные, укладывают их в корзинку для покупок.

Познакомились с понятием «здоровое питание».

Приняли участие в эстафете.

ПАЗЛЫ

на дне сундука

(Приложение 8)

Диалог: «Что мы будем делать с пазлами?»

Чтение окончания легенды

Составление слова из пазлов.

Чтение окончания легенды

Подведение итогов «путешествия»

Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Помогает проверить знания детей.

Собирают пазлы, прочитывают слово, по возможности читают окончание легенды.

Узнали окончание легенды «С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти и уберечь свое здоровье».

Рефлексия

«СОЛНЫШКО»

(Приложение 9)

Моё настроение после занятия похоже на:

* солнышко;

* солнышко с тучкой;

* тучку;

* тучку с дождиком;

* тучку с молнией.

Выбор картинки с соответствующим картинке настроением

Организует условия для выполнения задания

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Дают оценку своему эмоциональному состоянию и возвращаются в группу.


Библиография 

  1. Аронова Е.Ю. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. Режим, Закаливание. Игры и упражнения. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 64 с.
  2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: панорама; Москва, 2007 – 112с.
  3. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко, Т.А.Кардаильская, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
  4. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с
  5. И. В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400с.
  6. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В поисках здоровья"

Знакомство с состовляющими  здоровья  каждого человека...

Конспект физкультурного досуга "В поисках здоровья"

Конспект физкультурного досуга "В поисках здоровья"...

Развлечение в подготовительной группе с родителями «В поисках здоровья»

Цель: Формировать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками и родителями.Закрепить знания об основных составляющих здоровья, вызват...

«В поисках Здоровья»

Цель: Расширять знания о роли воды и воздуха в жизни человека, дать представления об основных источниках загрязнения воды и воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения; Уточн...

Проект «В поисках здоровья» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

Содержание №НаименованиеСтр. Паспорт проекта3 Актуальность проекта4 Этапы реализации проекта6 Список литературы9 Приложение 110 Приложение 214 Приложение 317...

Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках здоровья»

Цель: Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни.Задачи:Образовательные:- расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каж...