Физическое воспитание детей раннего возраста
учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа) на тему

Мутыгулина Флера Раисовна

Физическому воспитанию важно уделять внимание с самого раннего возраста. Для того, чтобы наше молодое будущее поколение было здоровым и крепким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskoe.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание детей раннего возраста

1. Введение

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты): развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности: воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных, нравственных, моральных и волевых черт личности.            

           Исследования в области физиологии и теории физического воспитания детей в возрасте от 1 до 3 лет установили определяющую роль целенаправленной двигательной деятельности в физическом и умственном развитии ребенка. Вместе с тем существующие подходы к организации занятий физическими упражнениями детей данной возрастной группы сводятся к решению задач развития у них физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с этими задачами и применяются средства и методы физического воспитания.

           Ранний возраст – важнейший период в создании не только фундамента для освоения основных движений, но и культуры, т.к. в это время начинают формироваться индивидуальные стили выполнения тех или иных двигательных действий, базирующихся на следующих механизмах:

  1. Постуральные механизмы – реакции выпрямления и равновесия, обеспечивающие правильный контроль положения головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей.
  2. Механизмы предметно – манипулятивной деятельности и функции руки.
  3. Механизмы зрительно – моторной координации.

Базовыми механизмами развития основных движений у детей являются механизмы равновесия. Поддержание устойчивой позы зависит от функционирования и взаимодействия между собой.

            В физическом воспитании детей должен соблюдаться строгий и дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается; возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка. Особенно, важное, значение играет развитие движения, с этой целью проводятся; утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам. Вовремя занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки которые необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже – навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании, в прыжках.

2. Приоритетность физического воспитания в раннем возрасте.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, вот наша задача. С  этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а так же предусматривать физиологические и педагогически необходимую и оправданную  нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции которые активизируют ребенка, кроме того заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить; забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их умственное развитие, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание, именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста условно физкультурные занятия можно разделить на три части: (вводно – подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенные содержания.

  1. Вводно – подготовительная часть физкультурного занятие имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, подготовка опорно – двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Упражнения должны выполняться в форме простых игр (ходьба и различные ее виды построение, перестроение, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей). Физическая нагрузка увеличивается постепенно.
  2. Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а так же воспитание физических качеств. Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них. Для детей, более старшего возраста упражнения – упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую, подвижную игру. В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и д.р.
  3. Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью проведения организма относительно спокойного состояния, сохранив при этом, бодрое настроение ребенка. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятия заканчиваются упражнениями, для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемам массажа; для более старших спокойной ходьбой или игрой малой подвижности.

                Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включением организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в тоже время продолжительность каждой части, содержание ее изменяется в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.

3.Заключение

             Наше государство уделяет большое внимание физическому воспитанию детей всех возрастов.  В программе поставлена одна из важнейших задач – физическое воспитание крепкого молодого поколения, начиная с самого раннего возраста, поэтому следует уделять развитию детей с раннего возраста и начинать физическое воспитание и лечебную гимнастику с раннего детства, вводя все это в норму. Первые три года жизни развитие ребенка проходит очень быстро. Ни в один из последующих периодов он не приобретает так много, как в первые годы. Необходимо стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостей преодоления некоторых посильных для него трудностей, если ребенок не слишком подвижен, нужно использовать физкультурные занятие, как приятное время препровождения. Все это позволит развеселить ребенка  и приведет к правильному его развитию. На протяжении первых трех лет жизни решающее значение для развития ребенка имеет непосредственное влияние взрослых. Формы этого влияния различны, особенно внимательным должен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструю утомляемость, легкую возбудимость, нужно обязательно чередовать лечебную гимнастику и физкультуру с паузами отдыха. Именно в раннем детстве, особенно важно, создать основу для последующего всестороннего укрепления здоровья и развития ребенка.  

             Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей важно:

  • Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться, создавать доброжелательную атмосферу, эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей.
  • Использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития, с удовольствием (бегать, лазать, прыгать).

Конспект игрового физкультурного занятия

Тема: «Осенние листочки»

Цель: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.

2. Развивать двигательные реакции в упражнениях общеразвивающего характера.

3. Учить детей выполнять основные движения.

4. Подвижная игра: «Мишка по лесу гулял». Цель игры: учить детей бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого, вызвать удовольствие от совместных действий.

Материал: игровой персонаж «Мишка», листья, корзинка, дорожка (ширина 25 см), палка, дуга, мешочки с песком.

Методический прием: игровой момент, сюрпризный момент (Что нам мишка принес в корзинке?), объяснительный показ.

Ход занятия.

Воспитатель вносит игрушку «Мишка» с корзинкой в руках. Воспитатель: «Ребята, мы поиграли с мишкой, а теперь мишка спешит в гости к другим деткам. Проводим мишку и скажем ему «до свидания». Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел мишка, Мишка приветствует Вас, говорит Вам «Здравствуйте, дети». Мишка принес нам в корзинке листочки и каждый листочек очень рад видеть Вас и, конечно, листочки хотят с детками поиграть, Возьмите у мишки из корзиночки по одному листику, рассмотрите его, понюхайте, погладьте, возьмите в руки и пойдем с листочками играть, а мишка посидит на стульчике и посмотрит на нас. Все готовы, все листики держат в руках. Начинаем с листиками чудеса вытворять.

1. «Листик на ладошке». Возьмем листочек, положим на ладошку правой руки, смотрим на него , идем по кругу друг за другом, затем перекладываем его на левую ладошку и снова идем с листочком по кругу ( 30 – 40сек)

2. «Листочек вдоль туловища».

 Исходное положение – основную стойку примем. Руки вдоль туловища опустим. Поднимем одну руку с листочком вперед, и опустим  (4- 5раз), тоже выполняем другой рукой.

   « Листочек с ветерком играет»

Возьмите в руки листочек и помашите им перед собой. Послушайте, кА листочек с ветерком играет и что-то волшебное ему напевает.

   «Листочек бросаем и ловим».

Ручку с листочком вверх поднимаем, бросаем, смотрим, как он летит, ловим его (8-12раз).

             Ребята, мы поиграли с листочками, листочки в корзинку положим.

   Основные упражнения:

3.а) ходьба по дорожке (ширина 25см), лежащей на полу в одном направлении.

   б) перешагивание  через палку, лежащую  на полу.

   в)метание (мешочки с песком) в корзинку.

4. Подвижная игра «Мишка по лесу гулял». Ход игры:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Мишка по лесу гулял                  

                          Мишка шишки собирал.            

                          Долго Мишка наш гулял,          

                          Сел Мишутка, задремал».          

Воспитатель и дети  подходят тихонько.

Воспитатель: Стали детки подходить.      

                         Стали  мишеньку будить:

                          «Мишка, мишенька вставай

                          И ребяток догоняй»

Медведь рычит и это служит сигналом для детей. Все убегают на свои места, а мишка их догоняет.

5.Ходьба стайкой.

Воспитатель: «Ребята, мы поиграли с мишкой, а теперь мишка спешит в гости к другим деткам. Проводим мишку и скажем ему «до свидания».

Конспект физкультурного занятия.

Тема "В гости к кукле Кате".

Цель:  Формировать умение прыгать на двух ногах. Упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, перешагивать через мешочки с песком ("камушки"); ползать на четвереньках, подползать под дугу; упражнять в умении взойти на ящик и сойти с него; Развивать умение ориентироваться в пространстве. Помочь вызвать эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.

Материал и оборудование:  кукла, маленький стульчик, "камушки" (мешочки с песком размером 20 на 12 см), ковровая дорожка шириной 20 см, дуга, ящик высотой 15 см, таз с водой комнатной температуры, вертикальные ёлочки высотой 50 см, грибочки маленькие деревянные, корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите! К нам в гости пришла кукла Катя! Вон там она сидит! Пойдёмте к ней по дорожке. Перешагивайте через "камушки" (если кто-то из детей не идёт, воспитатель зовёт их по имени). Вот какая красивая кукла Катя!

Катя  (воспитатель берёт её в руки, говорит от её имени):

Я на стульчике сидела,

И на вас, на всех глядела!

Ах, как быстро вы шагали!

Не споткнулись, не упали!

И за это покажу вам гимнастику свою!

(Дети становятся врассыпную, кукла располагается недалеко от детей).

Воспитатель:         

У катюши в гостях два

Два цыплёнка в лаптях,         

И. П.: О. С. В: Поочерёдное поднимание ног.

Петушок в сапожках,         

И. П.: То же, В: на счёт 1-2 наклонились в "сапожках", 3-4 вернулись в И. П. (повторить 4-5 раз).

Курочка в серёжках,         

И. П.: свободное, В: На счёт 1-2 руки подняли, потянулись, 3-4 вернулись в И. П. (повторить 3 раза).

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,         

И. П.: руки на поясе. Повороты туловища в разные стороны (повторить 3-4 раза).

А корова в юбке,

В теплом полушубке.         

Прыжки детей на двух ногах.

Всех вместе собрали,

Бегать дружно стали.         

Бег в разных направлениях. Спокойная ходьба.

Воспитатель:  Вот какие молодцы! Катя любит гулять и нас зовёт! (воспитатель берёт куклу в руки и говорит от её лица):

Вы скорей, скорей ползите

Да с дороги не сверните!

Основные упражнения.

ползание, подлезание под дугу, доползти до ящика, встать на ящик, сойти с него (2-3 раза).

И. П. : Дети держат палку хватом сверху. Воспитатель, повернувшись к ним, держит палку за середину и вместе с детьми выполняет упражнение.

По окончании основных движений убираются атрибуты и выставляются ёлочки, под ним - грибочки.

Воспитатель:

Вместе с Катей в лес пришли,

В лесу ёлочки росли.

А под ними-то грибы!

Надо все грибы сорвать

Да в корзиночку собрать.

(Дети собирают грибы по одному в корзинку).

Воспитатель : Вот сколько грибов! Полная корзинка! Ой, а ладошки-то испачкались. Пойдёмте, в ручейке ополоснём ладошки!

(Дети подходят к тазу с водой; в нём на дне вода. Звучит фонограмма спокойной музыки).

Воспитатель читает потешку "Водичка"

Водичка, водичка,         

Дети моют в воде ручки.

Умой моё личико.         

Умывают лицо (имитируют).

Чтобы глазки блестели,         

Моют глазки.

Чтобы щёчки краснели,         

Моют щёки.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.         

Прыгают на двух ногах и улыбаются.

Воспитатель:  А теперь высушим ладошки: наберём в рот воздух, и подуем на ладошки. А теперь потрясём ручками и снова дунем на ладошки. Высушили? Молодцы! Ой, ребятки, ветер сильный налетел, прячьте скорее ладошки, а то замёрзнут! (Дети прячут руки за спину, воспитатель дует сильно. Повтор два раза). Молодцы! Все мы дружно наигрались и домой идти собрались! (спокойная ходьба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физического воспитания детей раннего возраста в семье

Описаны особенности двигательного поведения детей раннего возраста и подвижные игры с детьми...

Особенности физического воспитания детей раннего возраста

Особенности физического воспитания детей раннего возрастаЧтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельн...

Консультация «Физическое воспитание детей раннего возраста»

В нашей стране забота о детях – дело поистине всенародное....

Физическое воспитание детей раннего возраста

Лекция для воспитателей групп раннего возраста "Физическое воспитание детей раннего возраста"....

Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста

К большому сожалению наши малыши стали чаше болеть , а происходит это потому что они мало двигаются. Родители из- за педагогической безграмотности и занятности на работе не уделяют должного внимания р...

Физическое воспитание детей раннего возраста

Наиболее важным разделом работы с детьми дошкольного возраста является правильная организация физического воспитания.Общие задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:-...