"Физкультурно-оздоровительная работа"
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Наталья Викторовна Белова

"Физкультурно-оздоровительная работа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБДОУ

        В условиях реализации  Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо пересмотреть всю систему оздоровительно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

        Для детей дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Потребность в движении – это одна из наиболее важных биологических особенностей детского организма. У старших дошкольников двигательная активность становится всё более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов. Детям лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но силе и выносливости необходимо развитие.

        Особое внимание требуется уделить обеспечению режима двигательной активности. На каждую возрастную группу, с учетом климатических и природных условий должна быть разработана модель двигательного режима, предусматривающая рациональное сочетание разных видов и форм физической деятельности, интеграцию с другими видами детской деятельности, насыщенной интересными, занимательными делами.

        Оптимизация двигательной активности может быть достигнута за счет организации совместной  образовательной двигательной деятельности при наличии инструктора по физической культуре или качественно подготовленных воспитателей.

Основными целями данной деятельности являются:

  • Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий для гармоничного развития детей на основе их творческой активности;
  • Воспитание интереса к систематическим занятиям физкультурой как основы здорового образа жизни;
  • Любовь к физическим и эмоциональным ощущениям мышц.

Основными элементами для включения детей в двигательную деятельность выступают компоненты игровой деятельности и творческого самовыражения ребенка. Эффективной физкультурной деятельности способствуют и принципы двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки с превалированием положительных эмоциональных впечатлений. Здесь педагог решает следующие задачи:

  • Формирует потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • Учит соблюдать правильную осанку и вырабатывает умения осознанно и творчески выполнять движения;
  • Способствует развитию культуры движений и телесной рефлексии;
  • Обогащает и совершенствует техники основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения;
  • Создает условия для развития умения быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе;
  • Уделяет внимание развитию психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • Постоянно упражняет в статическом и динамическом равновесии, развитие координации движений и ориентировке в пространстве;
  • Закрепляет навыки выполнения спортивных упражнений;
  • Обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка с использованием содержания других образовательных областей («Познание», «Музыка», «Безопасность», «Коммуникация» и др.);
  • Учит овладению элементами спортивных игр, игр с элементами соревнования, играми-эстафетами;
  • Поддерживает интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

При отсутствии инструктора по физической культуре  воспитатель обеспечивает оптимальный режим двигательной активности, включающий разнообразные виды физической деятельности: физминутки и физпаузы, прогулку, самостоятельную двигательную деятельность. Успешной организации всех видов физической деятельности способствует творческое использование педагогом игровых приемов и наличие разнообразного инвентаря и оборудования, что повышает интерес к выполнению движений, улучшает качество выполнения.

        Физминутки и физпаузы (двигательные разминки) – это форма активного отдыха, снимающая утомление, восстанавливающая эмоционально-положительное состояние психики дошкольника. Обязательным условием при их проведении является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). Эти формы двигательной активности дошкольников могут иметь одинаковое содержание, но отличаться длительностью, временем и местом проведения.

        Физпаузы (двигательные разминки) проводятся во время перерыва между занятиями, после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут у старших детей и 5-6 минут у малышей).  Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое и свободное помещение – групповая комната, спальня, коридор; в летнее время – на воздухе.

        Физминутки применяются  на занятиях, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на стабильном уровне. Проводятся по мере необходимости, во второй половине занятия, в тот момент, когда у детей снижается внимание и длятся от 2 до 5 минут. Дети могут сидеть, стоять за столами или выйти на свободное место. Начинать физминутку целесообразно с упражнения для мышц рук плечевого пояса, затем продолжить упражнениями для мышц туловища и ног.

Предлагается:

  • Различные виды гимнастики: пальчиковая; психогимнастика; «гимнастика мозга» (для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.); артикуляционная; восстановительная («Энергетический зевок», «Слон», «Глубокий наклон» и др.); ритмическая; зрительная («Рисуем глазами», «Сова», «Солнышко и тучки» и др.);
  • Физические упражнения: на развитие различных групп мышц; танцевально-ритмические (аэробика, танцы, хороводы); логоритмические; на релаксацию;
  • Подвижные игры: имитационные («Представьте себе», «Доктор Айболит» и др.); малой подвижности («Море волнуется», «Ручеек», «Делай наоборот», «Семафор» и др.); музыкальные («Лодочка», «Кто это, что это?» и др..

Рекомендуемые упражнения составляются в виде игр, сказок, сюжетно-тематических комплексов. Педагог варьирует содержание с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей, отражает тематику учебных занятий. Физминутки и физпаузы игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают память и внимание, улучшают психологическое самочувствие в процессе подготовки к школьному обучению.

Прогулка  - это один из видов организации двигательной деятельности, во время которой дети могут реализовать свои двигательные потребности. На прогулке необходимо широко использовать подвижные игры и игровые упражнения разной интенсивности. При подборе и организации игр и физических упражнений необходимо:

- учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;

- заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состоянию погоды;

- предлагать варианты усложнения, использовать разные способы организации детей; стремиться к созданию дружеской атмосферы.

Для организации двигательной деятельности групп в дошкольных учреждениях важным моментом является использование атрибутов полосы препятствий и спортивной площадки, где значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам («Перетягивание каната», «Велогонки», «Парная эстафета», «Кто быстрей», «Переправа»). Детей знакомят со спортивными играми: футбол, баскетбол, городки, бадминтон, хоккей. Ценность подвижных игр в том, что от ребенка требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений, четкого выполнения правил, а также взаимодействие играющих, что востребовано при подготовке к школе.

Помимо организованных видов физической деятельности в режиме работы с детьми необходимо выделить время для их самостоятельной двигательной активности. Здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых педагогами. Самостоятельная деятельность организуется между занятиями и во время прогулки. При планировании необходимо позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование спортивных атрибутов). Педагог должен влиять на выбор соответствующих упражнений и игр, предоставляя в распоряжение детей необходимо инвентарь, пособия, поясняя способы движений.

Физкультурные развлечения  и досуги также являются эффективной формой активного отдыха детей, которая не требует специальной подготовки. В течение года с детьми можно провести 2-3 спортивных развлечения на воздухе, длительностью не более 30-50 минут. Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга: могут состоять из одних спортивных игр; построены на упражнениях в основных видах движений (бег, прыжки, метание, лазание); на играх – эстафетах («Веселые старты»); с музыкальным сопровождением; с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами). Успех таких мероприятий зависит от творчества педагогов и созданных условий.

Успешности всей оздоровительной работы с детьми будет способствовать совместная работа с родителями, входящих в состав участников педагогического процесса.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.

Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти  (формируется  верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...