Главные вкладки

    Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".
    проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

    Боронова Ирина Владимировна

    Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-ориентированной модели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon istoriya_myacha._1.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад» №27

    Мини-музей

    «Волшебные мячи»

    Участник районного смотра-конкурса

    на лучший мини-музей среди дошкольных учреждений

    Балахнинского муниципального района

    инструктор по физической культуре МБДОУ

    Боронова Ирина Владимировна

    г.Балахна

     2016 г.

    Введение

    От жизнерадостности, бодрости детей

    зависит их одухотворенная жизнь,

    мировоззрение, умственное развитие,

    прочность знаний, вера в свои силы.

    В.А. Сухомлинский.

    Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствует подписанное президентом России Путиным В.В. постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”.

    Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна.

    На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

    Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.

    Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.

    Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических, здоровьеформирующих технологий на их основе. Поэтому роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

    С целью создания предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в МБДОУ «Детский сад» №27  был создан мини-музей мяча.

    Цели и задачи мини - музея:

    1. Создание развивающей среды в ДОУ как средство активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры, развития двигательных способностей дошкольников.
    2. Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и их родителей к физической культуре и спорту.
    3. Используя в ходе экскурсий по музею теоретические сюжеты, знакомить детей с содержанием и правилами спортивных игр с мячом.

    Мини-музей расположен в спортивном зале ДОУ и работа в нём организуется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельных видах деятельности детей.

    Основные функции деятельности мини-музея

    1. Расширение кругозора и социализация дошкольников;
    2. Воспитание интереса к физической культуре и спорту;
    3. Осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни.

    Основные направления в развитии «Музея мяча»

    1. Эволюция мяча.
    2. Разновидность мячей.
    3. Мячи разных видов спорта.
    4. Исторические сведения о зарождении и развитии спортивных игр с мячом.
    5. Элементарное описание спортивных игр с мячом и их правил, разработанные специально для дошкольников.

    Предполагаемый результат:

    1. Дети должны получить знания, умения, опыт, развивающие их нравственно, эстетически, физически;

    2. Дети научатся создавать мини-музеи и бережно относится к экспонатам;

    3. У детей должно быть сформировано понимание того, что заботиться о своём здоровье - значит помогать Родине, потому что сильные, смелые, ловкие - это лучшие защитники Родины в будущем;

    4.  Должно быть воспитано чувство гордости и любви к спортивным достижениям спортсменов своей «малой Родины»;

    5. Должно быть обеспечено оздоровление и физическое развитие детей в соответствии с их возрастной физиологией.

    Экспозиции мини-музея «Мячи»

    Библиотека мини-музея «Мячи»

    Формы работы с детьми

    в мини-музее «Мячи»

    Формы работы с родителями

    в мини-музее «Мячи»

     

    1. Совместная  деятельность
    2. Совместные досуги
    3. Родительские собрания

         

     Совместная      деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь      помогают      достичь лучшего взаимопонимания между детьми и       родителями.  

    Педсовет

    Наглядно-просветительская деятельность

    в мини-музее «Мячи»

       Информационный  стенд для родителей стенд мобильный, информация на              нем   периодически меняется. На нем, например, могут быть представлены:

    1. Фотографии  мячей, рассказана  история  о каждом мяче,   в какие игры можно играть с ним;
    2. Материалы  о спортивных играх, их истории  в  современном развитии.    

    Практикум

    Методическое пособие по подвижным играм с мячом.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»

    для детей 3-4 года

     

    Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

    Колобок, Колобок,У тебя румяный бок.

    Ты по полу покатись

    И Катюше (ребятам) улыбнись!

    По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.

    Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы

    он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

    Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

    для детей 3-4 года

    Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

    Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

    Мы прокатим далеко             (смотрит, куда он покатился),

    А теперь его догоним.            (бежит за мячом, догоняет его.)

    Это сделать нам легко!          (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

    В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

    Правила: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

    Дозировка: 3-4 раза.

    ПОДВИЖНАЯ   ИГРА  «СБЕЙ КЕГЛЮ»

    для детей 3-5 лет

    Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

    Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

    Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

    Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:

    Посмотри, какие кегли.          (педагог указывает на кегли)

    Ровно-ровно в ряд стоят!

    К ним направим мяч умело  (толкает мяч двумя руками)

    И они уже лежат!                 (обращает внимание на сбитые кегли)

    Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками,  смотреть вперед -на кегли.

    Дозировка: 3-4 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «САЛЮТ»

     для детей 3-4 года

    Цель. Развивать  ловкость, зрительно – двигательную координацию.

    Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

    Это не хлопушки:

    Выстрелили пушки.

    Люди пляшут и поют.

    В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

    По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

    Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

    Дозировка: 3-4 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

    для детей 3 – 5 лет

     

    Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

    Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются  на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

    Раскатились все мячи, покатились.  Дети бросают мячи из-за  головы    и бегут за ними.

    Вот распрыгались мячи, разыгрались  Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

    Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

    В уголок бегут мячи, убегают.                   Дети бегут на исходную линию.

    Там попрятались мячи, отдыхают.              Присаживаются на корточки.

    Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

    Дозировка: 3-4 раза.

    ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

    для детей 3-4 года

    Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

    Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

    Затем педагог предлагает всем  повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

    Вариант: кто первый найдет  мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

    Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место.

    Дозировка: 2-3 раза.

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ИГРА В МЯЧ»

    для детей 4-6 лет

     

    Цель. Развивать  ловкость, зрительно – моторную координацию.

    Ход. Взрослый  произносит слова:

    Кач, кач, кач.                          Дети берут мячи и встают в круг.

    Поиграть хотим мы в мяч

    Из корзины, где игрушки,

    Поскорей его достань

    И играть со всеми встань

    Кач, кач, кач.                         Дети бросают мяч двумя руками

    Высоко подбросим мяч!           вверх и ловят его.

    А потом его поймаем

    И подбросим снова ввысь.

    Только мячик наш держись.

    Кач, кач, кач.                         Бросают мяч двумя руками о пол 

    Мы о пол ударим мяч!                      и ловят его.

    А потом его поймаем

    И ударим снова в низ.

    Только мячик наш держись.

    Кач, кач, кач.

    Утомился бедный мяч.             Дети кладут мячи  в корзину.

    Закатился в уголок.

    И тихонечко умолк.

    Правила: выполнять движения согласно тексту.

    Дозировка: 2-3 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

    для детей 3-5 лет

     

    Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

    Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нeдавай!».

    Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

    Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

    Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

    Дозировка: 30 сек.

    Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

     

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

    для детей 4-5 лет

     

    Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

    1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

    2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

    3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

    4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

    5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками (см. рисунок)

    6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

    7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

    8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

     

    Конспект НОД в средней  группе №3

    "Мой весёлый звонкий мяч"

    Программное содержание:

    Учить детей составлять описательный рассказ – загадку, используя схему,

    Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,

    Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами,

    Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом,

    Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

    Оборудование:

    Мячи, картинки (демонстрационные) с изображением разных видов  мячей; зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, футбольные мячи из крышек; разрезные картинки мячей (пазлы), схема описательного рассказа об игрушке.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за мячом и его свойствами.

    Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.

    Ход занятия:

    I.Введение в тему занятия.

        Собираем пазлы.

    - Что получилось?

    - О чем сегодня будем говорить?

    - Хотите узнать что-то новое о мячах?

    II. Рассказ воспитателя об истории появления мяча.

    1. Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек.  Придумали его много – много лет назад.

    В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту,  или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка.

    1. Показ мячей.

    а) Вот такие веселые, звонкие, мягкие мячи шили девушки (2 мяча).

    б) А этот мяч называли «попинушка»

    - Как вы думаете, почему его так называли? (для игры ногами)

    в) Этот мяч древнерусский, носил название «пенек»

    - Почему?

    г) А этот «китайский» мяч.

    - Почему его так называли? (его обшивали шелковыми нитками, был первым привезен из Китая).

    III.Современность.

    1. Современные люди научились надувать мяч воздухом. В настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они все имеют одну форму.

    - Какую? (круглую)

    - Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар.

          2.  Делают мячи из разных материалов

    Д/игра «Угадай на ощупь» (не заглядывая в мешок определить из какого материала сделан мяч).

          3.Для каждой спортивной игры существует свой мяч.

    Д/игра «Что можно делать с мячом?»

    (играть, пинать, подбрасывать …..Бросаю мяч ребенку, называет действие и возвращает обратно).

    IV.Составление рассказов.

       В обруче лежат несколько мячей, глазами выберите один из них и с помощью этой схемы – помогалочки, расскажите о нем, а мы должны угадать о каком мяче шел рассказ (2-3 рассказа, оценка- выделить в каждом рассказе что – то особенно интересное).

    V. Задание на ориентировку на плоскости.

    - Хотите поиграть в футбол?

    Д/игра «Мяч на поле».

    - Подойдите к столам, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в руки.

    Итак:

        Положите мяч в центр поля.

        Мяч отправляется в левый верхний угол.

        Гол! Мяч в правых воротах.

        Положите мяч в центр поля.

        Мяч в правом нижнем углу.

        Мяч в правом верхнем углу.

        Гол! Мяч в левых воротах.

        Мяч в левом нижнем углу.

    VI. Правила по технике безопасности при игре с мячом.

    - От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.

    - Как приучит мяч быть послушным?

        1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.

        2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

        3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.

    VII. Заключительная часть.

    - Эту коробку мне передали дети подготовительной группы.

    - Что же за секрет приготовили дети?

    - Надуйте воздухом.

    - Что получилось? (легкий, бумажный, безопасный мяч).

    - Хотите поиграть? (дети играют, занятие заканчивается).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижная игра с мячом как средство профилактики осанки.

    мяч как средство профилактики осанки...

    Подвижные игры с мячом

    В данном методическом пособии собраны игры с мячом в соответствии возрасту. Данные игры и игровые упражнения направлены на развитие глазомера....

    Сценарий спортивного праздника «Мы весёлые друзья». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки и пышки»).

    Задачи:Продолжать укреплять мышцы стопы.Развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки.Учить радоваться себе и другим в процессе выполнения физических упражнений....

    Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

    Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополу...

    «Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

    laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

    « Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

    laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...

    учебно-методическое пособие "Музыкальные подвижные игры" для детей дошкольного возраста"

    Предлагаю вашему вниманию учебно - методическое пособие музыкальных подвижных игр, применяемые мною НОД "музыкальные занятия" и на вечерах развлечений и праздниках.Среди всех видов музыкальн...