Главные вкладки

    учебно-методическое пособие "Музыкальные подвижные игры" для детей дошкольного возраста"
    учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа)

    Предлагаю вашему вниманию учебно - методическое пособие музыкальных подвижных игр, применяемые мною НОД "музыкальные занятия" и на вечерах развлечений и праздниках.

    Среди всех видов музыкальной деятельности, а это – восприятие, исполнительство, творчество, музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

    1. музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, так как потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкальные игры вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы.

    2. музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры. Хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции, дети считают, что играть вовсе не трудно и вступают в игру без опасений и боязни.

    3. музыкальная игра – очень серьезный вид музыкальной деятельности. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

    4. музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка. Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я», что доставляет малышу радость и обретает адекватную форму.

    5. музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами, музыкальная игра – общение равных. 

    Классификация музыкально-игровых методик строится на использовании всех видов детской музыкальной деятельности и она такова:

    игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический;

    игры, развивающие чувство ритма;

    игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

    игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

    музыкально - игровые композиции.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Музыкальные игры для  дошкольников»

    Среди всех видов музыкальной деятельности, а это – восприятие, исполнительство, творчество, музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

    1. музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, так как потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкальные игры вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы.

    2. музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры. Хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции, дети считают, что играть вовсе не трудно и вступают в игру без опасений и боязни.

    3. музыкальная игра – очень серьезный вид музыкальной деятельности. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

    4. музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка. Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я», что доставляет малышу радость и обретает адекватную форму.

    5. музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами, музыкальная игра – общение равных.

    Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Игра - это: фактор развития ребенка; способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры; щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениям и навыкам; способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности; мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений; развития ребенка; способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе; способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

    Играя с детьми в различные музыкальные игры, надо учитывать, что одни из них способны достичь высокого уровня музыкального развития, а другие – более скромного. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы, чему как нельзя лучше способствуют все виды музыкальных игр.

    К числу конкретных задач музыкально-игровой деятельности относятся: развитие способности эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки; развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового и динамического); развитие чувства ритма; передача ребенку элементарных теоретических знаний о музыке; развитие творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр.

    Классификация музыкально-игровых методик строится на использовании всех видов детской музыкальной деятельности и она такова:

    игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический;

    игры, развивающие чувство ритма;

    игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

    игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

    музыкально - игровые композиции.

    Структура каждого из перечисленных разделов состоит из игровых движений, правил музыкального звучания и музыкально-игровых композиций. Музыкальные игры по правилам звучания развивает любознательность, воображение, фантазию ребенка, требует наблюдательности, сообразительности. Слушая музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на характер музыки. Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а следовательно, безграничного личностного развития.

    Примеры музыкальной игры для старших дошкольников

    Хитрый мышонок

    Возраст: 5 — 7 лет.

    Цель игры: научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.

    Необходимое оборудование: любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.

    Ход игры. Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:

    Тара-бара, растобара,

    Сидит кот у самовара,

    А мышонок — под столом.

    Вада — ты, из круга — вон!

    Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:

    Тише, тише, тишина...

    Укачали мы кота.

    Котик сладко спит

    И на мышек не глядит.

    Стоит только зашуметь,

    Кот наш мышек может съесть!..

    Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.

    С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».

    Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание

    «Самый хитрый мышонок».

    Музыканты

    Возраст: 5 — 7 лет.

    Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения.

    Необходимое оборудование: для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

    Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

    «Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

    Музыкальный руководитель  просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем музыкальный руководитель  предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

    Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

    «Веселись детвора»

    Поиграть пришла пора!

    Как мяукает кисонька? – Поочерёдное выдвижение рук вперёд.

    Мяу, мяу, мяу.

    А как лает Жученька? – Хватательные движения

    Гав, гав, гав.

    Как мычит коровушка? – "Рога" Руки к голове, наклоны вперёд.

    Му, му, му.

    А как свинка хрюкает? – к носу указательным пальцем

    Хрю, хрю, хрю.

    Веселись детвора

    Продолжается игра – Водим хоровод

    Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести

    Ква, ква, ква.

    Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях "клювики"

    Кря, кря, кря.

    Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками

    Чик-чирик.

    По дорожкам прыгают – Прыжки на месте

    Прыг, прыг, прыг.

    Веселись детвора

    Завершается игра – Остановиться.  

    Игра «Кто не моет уши».

    (Задаётся вопроc, дети должны ответить «да» или молчать.)

    -Кто любит шоколад?

    -Кто любит мармелад?

    -Кто любит груши?

    -Кто не моет уши?

    Кто любит гранат?

    -Кто любит виноград?

    -Кто любит урюк?

    -Кто не моет рук?

    «Новогодний театр»
    Участникам выдаются карточки с названием ролей. Когда называют их роль, они выходят на сцену и выполняют предложенное действие.

    СКАЗКА

           Ярко светит солнце. Неожиданно подул ветер. На солнце набежала маленькая тучка. Деревья(2-3) скованы зимним сном. К дереву подбежал зайчик. Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. Осторожно, нюхая землю, к зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. В это время на землю выпал первый снег. Веселые снежинки(6-7) кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре они засыпали зайца и ежика.
          Но вот снова выглянуло солнце. Оно засветило ярко-ярко, и снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали, и побежали каждый своей дорогой.

     Игра Хитрый кот

    Хитрый кот в углу сидит,

    Притворился, будто спит.

    Мышки, мышки. Вот беда,

    Убегайте от кота!

    Цель. 

    1.Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

    2.Развивать образное представление (мышки), умение ориентироваться в пространстве зала, учить их тихо ходить (крадучись), реакция на сигнал (убегать, услышав последние слова текста).

    3.Доставить детям радость.

    Описание.

    Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне зала.

    Музыкальный руководитель говорит, что все они мышки, предлагает детям потихонечку походить по залу (тихо пропевая текст), (постараться не разбудить кота) а хитрый кот сидит в сторонке и претворяется спящим (в роли кота – воспитатель), когда кот проснется, дети убегают в свои норки-стульчики.

    Дети ходят по залу, изображая мышек

    Воспитатель (музыкальный руководитель) поет слова текста вместе с «детьми-мышками»:

    Хитрый кот в углу сидит,

    Притворился, будто спит.

    Дети: изображают мышек

    Воспитатель (музыкальный руководитель) поет слова текста:

    Мышки, мышки. Вот беда,

    Убегайте от кота!

    Мяу!

    Дети: убегают в свои норки (норки-стульчики)

    Указания к проведению.

    Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места (норки), все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом.

    После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль КОТА и поставить его в середине круга. В случае необходимости педагог помогает ребенку - «коту» прореагировать на смену звучания музыки. Закончив пение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их. После игры дети прощаются с котиком, педагог кладет котика обратно в корзинку, говоря, что котик устал, и будет спать.

    1 Обоснование выбора игры

    Формирование способности к слуховому представлению, способности пользоваться слуховыми представлениями, активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность. Учить пропевать слова прибаутки подражая «пищанию мышек» и «мурлыканью кота». Формирование интереса и любви к пению и музыкально-ритмическим движениям.

    2 Состав детей

    Примерное количество детей в группе 15-18 человек. Из них гиперактивные (3%), малоподвижные (5%), остальные дети соответствуют своему возрасту по эмоциональным, психологическому и физическим данным.

    3 Цель игры конкретная для своей группы. 

    1. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

    2.Развивать образное представление (мышки), умение ориентироваться в пространстве зала, учить их тихо ходить (крадучись), реакция на сигнал (убегать, услышав последние слова текста).

    4 Время и место проведения игры

    Музыкальный зал, занятие проводится по расписанию.

    5 Предварительная работа по формированию представлений о сюжете и персонажах игры.

    Показать игрушки кота и мышек, пропеть вместе с воспитателем в ролях данную прибаутку (наблюдая за эмоциями детей).

    Предложить их потрогать, повертеть в руках. Предложить спеть свою песенку котика или мышки (какой персонаж больше понравился конкретному ребенку). Предложить показать, как может двигаться тот или иной персонаж.

    6 Создание условий для проведения игры.

    Игрушка-кот (мягкая) или мягкая шапочка-кот, цветные мягкие модули-кубы (зеленый или желтый), напольное ковровое покрытие обеспечивающее безопасность детей при передвижении по залу.

    7 Правила игры

    а) Нормативные: правильность выполнения по сигналу воспитателя

    б) Игровые правила: Воспитатель - «кот» (держит мягкую игрушку в руках) сидит на кубе с закрытыми глазами изображает притворяющегося спящего «котика».  Дети - «мышки» поют прибаутку, при этом передвигаются по залу, изображая «мышек»,  потихонечку подходят к «коту». Воспитатель (музыкальный руководитель) поет слова текста:

    Мышки, мышки. Вот беда,

    Убегайте от кота!

    Мяу!

    Дети: убегают в свои норки (норки-стульчики)

    в) Правила установления выигрыша: все дети являются победителями в этой игре. Можно отдельно отметить детей, которые более ярко и точно показывали «мышек».

    8 Роли в игре, характеристика их образа.

    Образ кота –хитрый кот, который хочет поймать мышку и поэтому притворяется что спит.

    Образ мышей- проворные мышата, мешающие спать коту.

    9 Схема проведения игры с необходимыми комментариями

    Начало игры - сюжетный образный рассказ музыкального руководителя, пение прибаутки, объяснения правил игры, обозначение персонажей, места проведения.

    Основная часть - сама игра.

    Окончание цикла - подведение итогов игры, похвалить детей, отметить особо отличившихся, уточнить правила, которые не совсем поняли дети.

    Игра проводится 2-3 раза

    10 Сбор на игру

    Игровой - появление персонажей «мышки» и «кота»

    11. Объяснение игры

    В младших группах объяснение игры происходит поэтапно, в процессе игровых действий.

    Например, музыкальный руководитель показывает игрушки - кота и мышки и произносит следующий текст:

    -Смотрите, дети, кто к нам пришёл в гости! Это котик и мышка! Какой котик мягкий и пушистый, какой у него хвостик, какие у него лапки.. А вы хотите с ним поиграть? (ответы детей) –

    - А еще к нам прибежала мышка, маленькая, она тоже хочет поиграть.

    -А вы умеете показывать как котик просит молочка? А как он мурлычет? А как он ловит мышку? (ответы детей, они показывают)

    - Как вы хорошо показали котика, а покажите мне пожалуйста, как бегают мышки, а как они перебирают лапками? (ответы детей, они показывают)

    -Молодцы, ребята! А у нас хитрый кот, хочет мышку он поймать, чтобы с нею поиграть. Поиграем с котиком и мышкой? (ответы детей)

    12 Руководство ходом игры

    После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль КОТА и поставить его в середине круга. В случае необходимости педагог помогает ребенку - «коту» прореагировать на смену звучания музыки.

    13 Подведение итогов игры

    При систематическом повторении игры дети хорошо запоминают слова прибаутки, «вживаются» в роли «кота» и «мышек» ориентируются в пространстве зала. Дети выразительно показывают передвижение «мышек», голосом и интонацией подчеркивают, что они изображают «мышей». Всех детей хвалим!

    После игры дети прощаются с котиком, педагог кладет котика обратно в корзинку, говоря, что котик устал, и будет спать, а мышки убежали в свою норку отдыхать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие-полифункциональные материалы для детей раннего возраста

                                          Цветные палочки Кюизенера .     Ме...

    Учебно-методическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

    предлагаю родителям и воспитателям познакомиться с несколькими играми,способствующими сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста...

    Учебно-методическое пособие. Развивающие игры для детей младшего возраста.

    Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.Цель развивающих игр: обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов....

    Учебно-методическое пособие: "Валеологические игры для детей дошкольного возраста"

    Формировать привычку к здоровому образу жизни необходимо с раннего возраста. Цикл валеологических игр разработан с учетом психических особенностей детей дошкольного возраста, их опыта и кр...

    Учебно-методическое пособие: "Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

    Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решения следующих задач:развитие  музыкально-художест...

    Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

    В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

    Учебно - методическая разработка " Режим дня для детей дошкольного возраста в холодный период года"

    Учебно - методическая разработка  " Режим дня для детей дошкольного возраста в холодный период года"...