Физическое развитие дошкольника с использованием игр народов Южного Урала
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Башкирова Татьяна Александровна

Консультация для педагогов ДОУ и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое развитие дошкольника с использованием игр народов Южного Урала

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                В.А.Сухомлинский

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Активирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается  образ жизни  людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве , желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,  выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

С учётом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. В рамках реализации регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"в ДОУ игры народов Южного Урала необходимо использовать в образовательном процессе.

В жизни современных детей народные игры, это хорошо забытое старое, возвращение на«круги своя». Эти игры прошли испытание временем. И до нас дошли самые лучшие. У каждого народа сложилась своя копилка игр. Каждая игра может решить определённые задачи. Во – первых, в играх народная мудрость. Во – вторых, с помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов. В третьих, народные игры несут информацию о промыслах. А так же, основной результат игры: получение удовольствия (терапевтический эффект).

Таким образом, значение народных игр и развивающий эффект многоплановый. Народные игры могут использоваться как средство коррекции поведения (агрессивность, застенчивость, тревожность и т. д.).

В народных играх жителей Южного Урала много общего. Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками). Все народные игры относятся к играм с правилами (автор народ). Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов. На Южном Урале игры связаны с народными праздниками (осенние, Масленица, Сабантуй, Навруз и т. д.). В играх отражается менталитет народа, основные занятия (мусульманские народы - это охота, скотоводство, казачество – охрана границ).

 Классификация народных игр.

По характеру использования фольклорного подкрепления

По способу распределения на роль

С преимущественным проявлением двигательных качеств

С преимущественным проявлением психических качеств

Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества)

Народные игры без речевого сопровождения

Игры с выбором водящего при помощи считалок

Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок

Игры на развитие ловкости и точности движений

Игры на развитие быстроты реакции

Игры на развитие меткости, глазомера

Игры на развитие ритмичности и пластики движений

Игры на ориентировку в пространстве и коллективе

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания

Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти

Игры на развитие творческого воображения

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Игры на развитие связной речи

 

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.

Оригинальные методы и приёмы в организации и проведении народных подвижных игр с детьми:

1) Выбор игры для воспитания национальных нравственных качеств личности ребёнка. Каждая национальность имеет свои поощряемые и отвергаемые качества личности взрослого. Черты характера людей описывались в народных легендах, сказках, пословицах, загадках. У татар поощряется сила, смекалка, трудолюбие, а отрицается вспыльчивость, обидчивость, хитринка. У башкир поощряется настойчивость, добродушие, приветливость, а вспыльчивость, невыдержанность, медлительность в работе наказывается. Казачьи забавы помогали  юным казакам проявить свою смелость , ловкость и находчивость.

2) Поощрение нравственных качеств воспитателем, проявленных детьми в игре. После народных игр важен такой приём воспитателя как положительная оценка поступков тех ребят, которые проявили определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, приветливость, быстроту, силу, ответственность, дружелюбие, смекалку, выносливость, чувство юмора.

3) Сбор детей на народную подвижную игру, используя народный фольклор, народные мелодии и национальные атрибуты

4) Организация народной игры воспитателем

- Название игры и её замысла.

- Краткое изложение содержания игры. Объяснения игры проводится в исходном игровом построении и сопровождается показом.

- Напоминание движений, правил.

- Игровой зачин (считалки, жеребьёвки, диалоги, фрагменты из уральских сказов и легенд).

- Краткие указания: можно подсказать детям, какими качествами должен обладать тот или иной персонаж. Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается оправдать доверие своих товарищей.

- Регулирование эмоционально-положительного настроения детей.

- Поддержка положительных взаимоотношений играющих, особенно товарищеских.

- Использование уточняющих вопросов

- Поощрение удачного исполнения ролей игры ребёнком.

- Подсказ лучшего способа действия ребёнка в игре.

- Показ поведения в игре личным примером сверстников.

- Включение пауз отдыха и дыхательных упражнений.

5) Советы взрослым при организации народных игр

- Не надо упрекать детей за нарушение правил игры, тем более, исключать из игры.

- Лучше использовать похвалу кто действовал правильно: кто хорошо бегал; кто не пропустил мяч; отметить самого весёлого, доброго, внимательного и справедливого.

- Использовать в игре отрицательные роли только в юмористических ситуациях.

- Итог игры делать оптимистичным, коротким и конкретным.

- Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые умышленно опустить и сообщить некоторые из них дополнительно по ходу игры.

- Можно предварительно провести репетицию игры, предупредив детей о том, что пока результаты засчитываться не будут.

- Взрослый в игре детей как справедливый, беспристрастный судья.

- Желательно завершать игры весёлыми награждениями.

- Варьирование и усложнение народных подвижных игр.

Подвижные игры – школа движений. Поэтому игры необходимо усложнять через увеличение дозировки, усложнение двигательной активности хорошо знакомых игр. Необходимо помнить, варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

- усложнять двигательное содержание;

- изменять размещение играющих на площадке (ведущий не сбоку, а в середине площадки);

- менять сигнал (вместо словесного сигнала использовать звуковой или зрительный);

- проводить игру в нестандартных условиях;

- усложнять правила (пойманных детей можно выручать; увеличивать число ведущих и многое другое).

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с

возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники могут должны уметь играть в народные игры самостоятельно, иметь любимые игры.

Начинать в младших группах возможно с использования, в основном, русских народных игр, привязывая к идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. В старших группах в начале учебного года рекомендуется проводить занятия по знакомству с историей и культурой, в том числе с играми народов Южного Урала. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках. В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников, в сценарии которых включают народные игры народов родного края.

Далее привожу ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать в свободной совместной и  самостоятельной и непосредственной образовательной деятельности.

Казачья игра «Заря- зарница»

Ход игры:

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один

из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладѐт ленту на

плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берѐт

ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто

останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются,

пока водящий выбирает, кому положить на плечо

ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

Татарская народная игра «Угадай и догони»

Задача: развитие внимательности, ловкости.

Ход игры:Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок. Как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Башкирская народная игра «Юрта» (Тирмэ)

Ход игры:В игре участвуют две-четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул(куб), на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивно-музыкального развлечения к Дню защитника Отечества «Богатыри земли уральской»

Подготовила: Инструктор по физической культуре Башкирова Т.А и музыкальный руководитель Баринова Т.Е

Цель: Создание условий, способствующих объединению детей, родителей и педагогов.

Задачи:

• Повышать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

• Развивать желание детей общаться со сверстниками и взрослыми;

• Воспитывать волевые качества,  стремление к победе и уверенность в своих силах.

Оборудование:  2 корзины, "копья" (палочки, дротики, 6 воздушных шаров, 2 конуса-ограничителя,  аудиозапись песни С. Намина и ВИА "Цветы" "Богатырская сила",  туннели, «Кони», сувениры для пап ,презентация с загадками

Предварительная работа: Чтение былин, разучивание загадок, стихов, пословиц по теме, рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей.

Ход мероприятия:

Звучит аудиозапись песни «Это Южный Урал» гр. «Ариель».В зал входят дети в спортивной форме.

Ведущий: -Здравствуйте, люди добрые!

-Здравствуйте, добры молодцы!

-Здравствуйте, красны девицы!

Приветствую вас на празднике, посвященном Дню защитника Отечества.

А скажите мне, как называется наш  родной край? (Южный Урал). А чем же славится наш край? (Дети отвечают) Да, ребята, наш родной край славится не только своей природой, полезными ископаемыми, озёрами , сказами и т.д ,но и людьми труда и уральскими богатырями. А кто же такие богатыри?

Капитан: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко- зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Капитан: Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Ведущий: -Правильно сказали ребята, богатыри- защитники нашей Родины- сильные, храбрые. Сегодня мы покажем силу богатырскую, удаль молодецкую и, конечно, приглашаем наших пап стать участниками нашего праздника. Но сначала нам всем нужно размяться, укрепить своё тело.

  1. РАЗМИНКА

Под аудиозапись песни С. Намина "Богатырская сила" дети с папами маршируют, перестраиваются и делают зарядку.

Итак, мы начинаем наши богатырские состязания.  

     2. Конкурс "УГАДАЙ-КА" (для детей). Ответы на загадки отображаются на экране телевизора.

1)Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут. (кольчуга)

2)Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (шлем)

3)Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

4)Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Ведущий : А теперь мальчики исполнят песню «Ты не бойся , мама» ,ведь они будущие защитники своего родного края и своей семьи.

3. ПЕСНЯ «Ты не бойся мама!»

4. Конкурс "БОГАТЫРСКАЯ МУДРОСТЬ.  Богатыри русские отличались не только силой великою, но и мудростью. Предлагаю участникам наших команд вспомнить пословицы о силе, взаимовыручке и храбрости воинов. Папы помогают своим детям.

Пословицы:

• Трудно в учении – легко в бою.

• Один в поле не воин.

• Один за всех и все за одного.

• Храбрый побеждает – трус погибает.

• Родину предать – воином не стать.

• Кто смел – тот и цел.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Жить – Родине служить.

Ребенок:  Наши воины-богатыри

В беге очень хороши.

Чтобы им врага догнать,

Нужно быстро им бежать.

4. Конкурс "БЫСТРЫЕ БОГАТЫРИ" Участвуют дети. Каждый участник команды добегает до конуса-ограничителя на «коне», обегает его, возвращается, передает «коня» следующему участнику.

5. Конкурс "БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»(для пап)

От каждой команды приглашаем самого сильного папу. Папы будут приседать со своими детьми на плечах. Дети считают до 10.

Ребенок: Все враги нам покорились,

И мы дальше в путь пустились.

Но увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но тут папы не зевали,

Свои "стрелы" доставали!

6.  Конкурс  «УНИЧТОЖЬ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА»

У каждого участника ребёнка "копье"(палочка). Ребенок проползает  туннель и метает "копье" в корзину. Папа с « копьем» (дротиком) перепрыгивает туннель и дротиком целится в головы Змея Горыныча. (воздушные шары, привязанные на стойке)

.Ведущий : Метко били все по цели

Змея Горыныча одолели! И теперь пришла пора станцевать нам детвора.

7. Танец «ЯБЛОЧКО»

8.  Конкурс «ВЕСЕЛАЯ ЦЕПОЧКА"

Ребенок: Змей Горыныч побежден,

Богатырь скорей домой!

Там босые ребятишки

Уж за ним бегут гурьбой!

От каждой команды приглашается папа .Папа оббегает конус, добегает до своей команды, берет за руку следующего участника  и так далее, образуя цепочку.

Ведущий: Молодцы, все постарались

И довольными остались.

Все награды получите,

Подарки папам всем вручите.

А нам, ребята, стоит помнить заслуги богатырей былинных перед своей Родиной. И сами вы  должны беречь своих родных и близких, любить свою Родину- Южный Урал и  не обижать девочек.

Ведущий: Ну и в заключении все дети исполнят песню для пап .

9 .Песня «БУДЕМ В АРМИИ СЛУЖИТЬ»

Звучит аудиозапись "Богатырская Сила". Все приглашаются на общее фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

Региональный компоент "Игры народов Южного Урала"

Методические рекомендации по использованию игр и игры народов Урала....

Презентация «Традиции и культура народов Южного Урала в патриотическом воспитании дошкольников»

учить бережно относиться к природе и животному миру той местности, где проживает ребенок...

Консультация для родителей «Физическое развитие дошкольников с использованием метода морфологический анализ»

Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Мыслительные операции комбинаторного характера ...

«Физическое развитие дошкольников с использованием метода морфологический анализ»

Метод морфологического анализа предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком....