Сущность соревновательного процесса (теория и методика)
статья по физкультуре на тему

Сущьность соревнование и квалификация соревнований. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Сущность соревновательного процесса (теория и методика)

Соревнования составляют важнейшую роль в спорте. Без соревнований не может быть и спорта. Содержание соревнований и факторы, обуславливающие высокий спортивный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов.

Сущность соревнования (соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов.  Распределении их по ступеням иерархической лестницы – от первого места до последнего. Для этого соревнующиеся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат, получить наивысшие оценки.  Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обуславливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижения высоких спортивных результатов.

Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А. В. Лексаков. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, очка голах; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Победа на соревнованиях представляет собой конечную цель, соревновательной деятельности. Ее достижение складывается из:

последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе достижения главной цели.

Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А. В. Лексаков. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.

Спорт не имеет смысла без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей, как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся людей.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа).

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д.Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

Современная наука различает задатки, одаренности и способности человека. Под задатками понимаются врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. В качестве таких задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок и анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. – 136 с.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Одаренность - это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. – 136 с.

По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность становится главным критерием при переходе спортсмена из одной спортивной школы в другую. Из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. Для этого необходимо направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

- составом способностей к определенному виду спорта;

- объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

- какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д.Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

Решающее значение, достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки. Тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая отдача  спортсмена, выраженная в целеустремленности для  достижений главных и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения - это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути».

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д.Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день. Либо по 8 -10 часов вдень.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем. От осознания важности общественной и личной спортивной деятельности, мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов задействующих в той или иной деятельности.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработки тренировочного процесса. Применение высококачественного оборудования. Использование современного инвентаря. Экипировки спортсмена, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом, в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов, является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов, в конечном счете, зависит уровень спортивных достижений.

Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность  и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных комплексов. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека. В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

Таким образом, спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом. Располагая только показателями спортивных достижений каждого спортсмена, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки. Следовательно, структура соревновательной деятельности и факторы, обуславливающие ее эффективность, служат основой при построении процесса подготовки спортсменов и эффективного управления  процессом в целом.

  1. Значение соревнований в подготовке спортсменов и футболистов в частности (теория спортивных соревнований)

Система спортивных соревнований является главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта. В основополагающих трудах ведущих теоретиков спорта соревнования трактуются как цель, средство, метод и модель подготовки, как мощный рычаг управления видом спорта.

Специально организованные спортивные соревнования, направлены на максимальную реализацию духовных и физических возможностей человека, группы людей, команды. Демонстрацию уровень подготовленности спортсменов в достижениях  высших результатов. Получения победы в регламентированных специальными правилами, условиями неантагонистического соперничества, специфического для вида спорта.

Спортивные соревнования, являясь сущностью спорта. Определяющая цели и направленность развития, воспитания спортсмена для результативной деятельности.

Спортивные соревнования являются своеобразной моделью, человеческих отношений существующих в обществе людей (борьбы, победы, поражения, взаимовыручки). Направленности к постоянному совершенствованию и достижению высшего результата в деятельности, удовлетворения творческих и престижных целей и др. Соревнования в спорте опираются в своей основе на нравственные правила общества, поэтому социальная среда, общественный строй зачастую оказывают определяющее влияние на характер соревновательных ориентации и установок спортсменов.

Соревнования в современном спорте являются не только способом выявления победителя, но и важнейшим средством подготовки спортсмена, совершенствования спортивного мастерства. Это объясняется тем особым эмоциональным и физиологическим фоном, который "усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организмам. Многими исследованиями показано, что практически во всех случаях нагрузки в ходе соревнования превосходят аналогичные нагрузки, выполняемые в тренировке и даже в условиях, моделирующих соревнования.

Содействуя развитию физической подготовленности, совершенствованию психических и двигательных функций, росту спортивного мастерства. Нравственному воспитанию спортсмена, соревнования содействуют всестороннему и гармоничному воспитанию личности спортсмена. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются способом воздействия общества на формирование человека.

Спортивная практика объединяет ряд видов спортивных соревнований, которые подразделяются по различным критериям и, прежде всего, напряженности и важности в системе годичной подготовки. Выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Различают также соревнования по типу "зачета"; по типу розыгрыша первенства; по иерархии спортивного мастерства (высшая лига, первая, вторая и т.д.). Встречаются и другие критерии классификации, способы проведения соревнований.

Выбор того или иного способа,  проведения соревнований,  зависит от вида спорта и традиций проведения соревнований в этом виде. Цель  соревнований; количества участников и места проведения; возможностей судейской коллегии и времени, выделенного на проведение соревнований; традиций места проведения соревнований и т.д. и определяется Положением о соревнованиях, в соответствии с правилами судейства данного вида спорта.

Наиболее часто встречающимися в подавляющем большинстве видов спорта способами проведения соревнований являются: круговой, отборочно - круговой, смешанный и способ прямого выбывания.

Спортивные соревнования могут быть личными, командными и лично-командными. В личных соревнованиях определяются места всех участвующих спортсменов, победители и призеры. В лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников по занятым ими местам, определяются также и места участвующих команд. Характерной особенностью лично-командных соревнований является то, что все участники, в том числе и спортсмены одного коллектива, соревнуются между собой.

В командных соревнованиях определяются только места, занятые командами, в отличие от лично-командных, в командных соревнованиях участники одной команды соревнуются только со спортсменами других команд.

В большинстве спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и др.), а также в гребле (кроме лодок-одиночек) практически разыгрываются только командные соревнования.

Спортивные соревнования могут проводиться как матчевые встречи между двумя или несколькими командами спортивных клубов, республик, стран городов, ведомств, областей и т.д. В матчевых встречах, кроме командного первенства, могут определяться и личные места участников, разыгрываться личное первенство.

Характерной особенностью современного спорта является проведение комплексных соревнований, в программу которых включаются несколько видов спорта. Наиболее масштабными комплексными соревнованиями являются олимпиады, спартакиады и региональные игры. В программу этих соревнований включается значительное число видов спорта. Непрерывно расширяется программа Олимпийских игр. Так, на летних Играх 1960 г. в Риме в программе разыгрывались 150 золотых медалей, на летних Играх 1980 г. в Москве - 203, на Играх 1996 г. в Атланте - 271, в т.ч. 44 - в легкой атлетике, 32 - в плавании, 14 - в дзюдо, гребле академической и гимнастике спортивной. На летних играх 2016 г. в  Рио – де -  Жанейро, Бразилия  306.

В региональных играх и спартакиадах могут быть представлены национальные, прикладные виды спорта, виды спорта, характерные для данного региона или группы людей (армия, инвалиды и т.д.), массовые спортивные выступления и соревнования (забеги, заплывы и др.).

В последние годы стали регулярно проводиться параолимпийские Игры инвалидов и другие комплексные игры, включающие в свою программу не олимпийские виды спорта.

Требования к зрелищности спорта, телевидение, тотализаторы спортивные лотереи, использующее спортивные передачи в коммерческих, рекламных целях, приводят к созданию новых систем, проведения соревнований выявления победителей. Такой системой в последние годы является популярная ранее только в США система «пелей - офф» - многоэтапная система соревнований выявления победителя в спортивных играх.

Спортивные соревнования регламентированы специальными правилами, специфичными для каждого вида спорта и спортивной дисциплины. Законодательной основой являются;   правила соревнований, деятельности всех лиц, так или иначе включенных в сферу их организации и проведения, в той или иной степени принимающих в них участие (не только спортсменов, но и судей, организаторов, тренеров, врачей, зрителей и т.д.). Определяют: комплекс организационных мероприятий по подготовке соревнований по данному виду спорта, виды соревнований и способы их проведения. Контингент спортсменов и характер противоборства, особенности мест соревнований, инвентаря, состав судейской коллегии и ее обязанности.  Правила судейства, правила поведения и действий участников и многое другое.

Выполнение спортсменами и судьями правил соревнований имеет большое воспитательное, значение, так как правила определяют нормы поведения спортсменов в спортивном состязании, содержат перечень запрещенных действий. Правила соревнований оказывают воздействие на развитие техники и тактики данного вида спорта, а значит и на совершенствование методики тренировки спортсменов. Любое изменение правил неминуемо отражается на характере соревнования в целом и составе соревновательной деятельности, а в конечном итоге - и на содержании подготовки спортсменов и ее организации. В ряде видов спорта, правила соревнований неоднократно менялись по разным причинам.  Совершенствование спортивного инвентаря, уточнение отдельных неоднозначно понимаемых разделов правил, необходимость сокращения времени проведения соревнований и повышения их зрелищности.  Например, в спортивной борьбе с 1980 по 1992 г.г. было проведено три радикальных изменения в правилах, в том числе временная структура поединка менялась от 9 минут с двумя перерывами - к 6 минутам с одним перерывом, а затем до 5 минут без перерыва. Следует, однако, помнить, что слишком частое изменение тех или иных пунктов правил может в определенной мере и замедлить развитие данного вида спорта.

Общими требованиями к правилам соревнований являются: полнота содержания, их однозначность и четкость, наличие особых предписаний для различных контингентов участников, соответствие гуманистическим принципам спорта. В последние годы все большее значение приобретает необходимость повышения зрелищности вида спорта, связанная с постоянной коммерциализацией спорта. Эта тенденция вызывает сокращение времени соревнований с учетом времени телевизионной трансляции, изменение формы спортивных сооружений - с целью привлечения и создания  удобств посещения  зрителей. Введение специальных пауз во время проведения соревнований - для включения в репортажи рекламы и т.д.

Большое  значение имеет  четкого проведения соревнований, заранее составленное положение о нем. Выбор того или иного способа проведения соревнований зависит: от традиций системы соревнований в данном виде спорта; целей соревнований; количества участников и места проведения; возможностей судейской коллегии и времени, выделенного на проведение соревнования; (традиций места проведения соревнований и т.д).  Определяется положение о соревнованиях, в соответствии с правилами судейства данного вида спорта, т.е. конкретным документом, в котором конкретизируются правила состязания применительно к предстоящему соревнованию. Варьируя содержанием положения о соревнованиях в рамках данного вида спорта, возможность существенно влиять на развитие вида спорта в целом, а также на организацию и содержание подготовки спортсменов.

Большое значение приобретает положение о соревнованиях при проведении крупных комплексных соревнований. Т.к. в нем предусматриваются состав и функции главной судейской коллегии, апелляционного жюри, регламент соревнований по различным видам спорта, технология выявления общего командного первенства, место проведения и последовательность проведения состязаний по разным видам спорта, правила аккредитации журналистов и многое другое. Подготовка к таким соревнованиям, как олимпиады, спартакиады народов и, в том числе, составление четкого положения о соревнованиях начинается за несколько лет до их начала.

В спортивных соревнованиях кроме спортсменов равноценными участниками являются также судьи. От их квалификации, объективности зависит не только результат соревнований, но и перспективы развития спорта. Та или иная трактовка судьей правил соревнований влияет на направленность технической и тактической подготовки спортсменов.

Судья обязан обладать высоким и адекватным уровнем восприятия информации о поединке, быстротой реакции, необходимым объемом, распределением, переключением внимания, специальной физической подготовленностью и другими качествами.

Судья должен фундаментально знать правила соревнований; иметь достаточный опыт проведения соответствующего уровня соревнований; изучать особенности соревновательной деятельности спортсменов -участников предстоящих поединков; обладать психической устойчивостью к сбивающим факторам как болельщиков, так и участников соревнований и их тренеров; умело руководить (особенно в игровых видах спорта и единоборствах) поединком, не мешая спортсменам полностью проявлять свой уровень подготовленности и свои индивидуальные особенности, пресекать неспортивное поведение. Судья должен быть абсолютно беспристрастным и объективным, примером соблюдения морально-этических норм спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Теория и методика игры дошкольников"

Игра в жизни ребенка. Виды игр. Условия организации и методические рекомендации к проведению детских  игр....

Теория и методика Степаненковой

Книга, являющаяся  обеспечением  программы "От  рождения  до школы"...

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет.  Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...