Мастер-класс на тему Нетрадиционное физкультурное оборудование в ДОУ в условиях ФГОС
методическая разработка по физкультуре на тему

Белякова Ольга Валерьевна

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к  нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Сущность общеразвивающей  и  коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности. Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей. Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

Нетрадиционное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале.  Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

-обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

-приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

-создать условия для проявления максимума самостоятельности,    инициативы, волевых усилий;

-приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного    оборудования в самостоятельной деятельности;

-пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг    представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их    оздоровительном значении.

Более точное представление о двигательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении. Отмечено, что в младшем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием и сенсорным развитием. Также отмечается, что переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит  формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация ребенка.

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику плоскостопия и развитию свода стопы, т.к. стопа на втором, частично на третьем году жизни  частично уплощена. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки.

Для профилактики развития плоскостопии используем: массажные коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, нашитые шнуры, подушечки, кусочки губки, карандаши, искусственные еловые веточки и т.п.), карманы с разнообразным наполнителем (шишки, фасоль, горох и т.д.). Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и наполнителей, позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы.

«Дорожки — следочки». Развивает координацию, внимание, прыгучесть. Содержание упражнений: ходьба и прыжки по следам, наступая по направлению следа

Тренажер «Солнышко». Всем известно, любимое занятие детей – игра. Предлагаемое пособие легко в изготовлении и может помочь в развитии мелкой моторики рук,  научит детей действовать по сигналу,  а солнечное настроение всем гарантированно.

Малоподвижная игра «Собери цветок». Правила игры: как можно быстрее собрать цветок своего цвета.

Тренажер «Змейка». Дети очень любят перепрыгивать через него, причем его можно как положить на пол, так и подвесить на любой высоте, можно выполнять подлезания под змейкой. Иногда это очень удобный ориентир. С младшими группами можно играть в подвижные игры с сюжетом.

«Эстафетные палочки».Когда в эстафетах есть сюжет, а так же интересные атрибуты к ним, дети с удовольствием участвуют в соревнованиях.  Украшенные цветной пленкой они напоминают ракету, а эстафета превращается в космический полет.

«Спортивные мешочки». Изготовлены из плотной ткани и наполнены различными сыпучими материалами. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, метания.

«Веселые кегли». В основном применяется для выполнения упражнений «Змейкой», ходьба, бег, прыжки. Можно применять как декорации.

«Маски для подвижных игр». Дети любого возраста очень любят играть в подвижные игры. Подвижные игры дошкольников чаще носят сюжетный характер, где ведущий или ловишка - это какой-либо персонаж (волк, лиса, сова, колдун, медведь). Войти в образ ребенку поможет маска.

«Тоннель». Предназначен для пролезания. Используется в подвижных играх, при выполнении основных видов движения, в сюжетно-ролевых играх.

«Снежные постройки». В зимнее время ничто не привлекает интерес к спорту, как коллективное возведении снежных построек, а затем использование их в играх и спортивных упражнениях.

Проведение физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нетрадиционное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Мастер-класс на тему: «Нетрадиционное физкультурное оборудование в ДОУ».

                                                                                      Составила: Белякова Ольга Валерьевна

с. Алтайское, 2014

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к  нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Сущность общеразвивающей  и  коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности. Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей. Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

Нетрадиционное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале.  Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

-обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

-приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

-создать условия для проявления максимума самостоятельности,    инициативы, волевых усилий;

-приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного    оборудования в самостоятельной деятельности;

-пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг    представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их    оздоровительном значении.

Более точное представление о двигательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении. Отмечено, что в младшем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием и сенсорным развитием. Также отмечается, что переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит  формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация ребенка.

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику плоскостопия и развитию свода стопы, т.к. стопа на втором, частично на третьем году жизни  частично уплощена. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки.

Для профилактики развития плоскостопии используем: массажные коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, нашитые шнуры, подушечки, кусочки губки, карандаши, искусственные еловые веточки и т.п.), карманы с разнообразным наполнителем (шишки, фасоль, горох и т.д.). Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и наполнителей, позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы.

«Дорожки — следочки». Развивает координацию, внимание, прыгучесть. Содержание упражнений: ходьба и прыжки по следам, наступая по направлению следа

Тренажер «Солнышко». Всем известно, любимое занятие детей – игра. Предлагаемое пособие легко в изготовлении и может помочь в развитии мелкой моторики рук,  научит детей действовать по сигналу,  а солнечное настроение всем гарантированно.

Малоподвижная игра «Собери цветок». Правила игры: как можно быстрее собрать цветок своего цвета.

Тренажер «Змейка». Дети очень любят перепрыгивать через него, причем его можно как положить на пол, так и подвесить на любой высоте, можно выполнять подлезания под змейкой. Иногда это очень удобный ориентир. С младшими группами можно играть в подвижные игры с сюжетом.

«Эстафетные палочки».Когда в эстафетах есть сюжет, а так же интересные атрибуты к ним, дети с удовольствием участвуют в соревнованиях.  Украшенные цветной пленкой они напоминают ракету, а эстафета превращается в космический полет.

«Спортивные мешочки». Изготовлены из плотной ткани и наполнены различными сыпучими материалами. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, метания.

«Веселые кегли». В основном применяется для выполнения упражнений «Змейкой», ходьба, бег, прыжки. Можно применять как декорации.

«Маски для подвижных игр». Дети любого возраста очень любят играть в подвижные игры. Подвижные игры дошкольников чаще носят сюжетный характер, где ведущий или ловишка - это какой-либо персонаж (волк, лиса, сова, колдун, медведь). Войти в образ ребенку поможет маска.

«Тоннель». Предназначен для пролезания. Используется в подвижных играх, при выполнении основных видов движения, в сюжетно-ролевых играх.

«Снежные постройки». В зимнее время ничто не привлекает интерес к спорту, как коллективное возведении снежных построек, а затем использование их в играх и спортивных упражнениях.

Проведение физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нетрадиционное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования с целью создания условий для двигательной активности детей раннего возраста

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования с целью создания условий для двигательной активности детей раннего возраста....

Мастер - класс по изготовлению и использованию физкультурного оборудования для развития меткости у дошкольников.

Мастер - класс по изготовлению и использованию физкультурного оборудования для развития меткости у дошкольников....

Мастер - класс с родителям «Изготовление нестандартного физкультурного оборудования, для стимулирования двигательной активности дошкольников»

Совместно с родителями изготовили "следки" для   профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста, используемые на физкультурных занятиях и  в индивидуальной работе с де...

Мастер класс для педагогов "Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Мастер класс для педагогов "Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Мастер класс на тему: Нетрадиционное физкультурное оборудование из бросового материала.

Мастер класс на тему: Нетрадиционное физкультурное оборудование из бросового материала....

Мастер класс на тему: Нетрадиционное физкультурное оборудование из бросового материала.

Мастер класс на тему: Нетрадиционное физкультурное оборудование из бросового материла...

Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в ДОУ»

Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов....


 

Комментарии