Мастер-класс "Свойства песка, сахара и соли"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Давлетгареева Чулпан Рифхатовна

Мастер -класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska_sahara_i_soli.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Познание»

"Сходства и отличия песка, сахара и соли"

Цель: познакомить детей со сходствами и отличиями  песка, сахара, соли  через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

1. «Познание»

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное исследование: умение проводить опыты.

2. «Коммуникация»

Развивать коммуникативные навыки, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

3. «Социализация»

 Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

4. «Физическая культура»

Упражнять в правильном выполнении упражнений: поворотов туловища, приседаний, ходьбы.

5. «Безопасность/ здоровье»

Соблюдать правила безопасности при работе.

Вид занятия: Исследование.        

Материал: волшебные  мешочки (сахар, соль, песок), баночки с песком, баночки с водой, ключи, карандаши, лупы, пластины,  конус, картон темный, мультимедиапроектор, перчатки, фартуки.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: воспитатель вносит «Волшебные мешочки».

Предлагаю  засунуть  руку в мешочки и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, песок, соль.

Воспитатель: вы должны создать мотивацию для дальнейшего ознакомления с песком, сахаром и солью.

Дети  высказывают свои предположения.

Воспитатель: моя мотивация такова «Что у этих предметов общего и чем они отличаются?»

 Воспитатель: сегодня мы будем исследовать песок, сахар и соль, познакомимся с их свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: приглашаю вас в нашу мини лабораторию. Теперь, ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе. (Дети перечисляют: не разбрасывать, в лицо не бросать, нельзя брать в рот грязные руки, не тереть глаза.)

Сегодня мы отправляемся в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование  находится у вас на столах.

Дети: Дети перечисляют оборудование.

Опыт № 1. Детям предлагается пересыпать сахар, соль и песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сахаром. Солью и  песком карандаш, поводить карандаш в разные направления.

Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

Опыт № 2.  Из чего же состоят эти предметы? Обследовать сухой песок, сахар и соль пальцами; насыпать их на пластину и рассмотреть в лупу, Вывод: песок, сахар и соль  состоят из мелких частичек, которые имеют разную окраску, форму, размеры.

Опыт № 3. Взять горсть песка, сахара, соли и пустить их струей в одну точку, образуются конусы. Они растут в высоту, а у основания их площадь становится шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на эти предметы, имитируя ветер, частички песка, сахара и соли передвинутся.

Вывод: песок, сахар и соль могут двигаться. Правильно они  могут двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

Физминутка.

Это легкая забава-

Повороты влево – вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

Приседаем быстро, ловко.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

Опыт № 4. Насыпать на пластину песок, сахар и соль. Теперь возьмите ключ и положите на поверхность каждой кучи. Обратите внимание на глубину следа, оставшегося на песке, сахаре и соли, от предмета. На какой куче отпечатки заметнее, отчетливее? Почему?

Вывод: сахар и соль заметно крупнее и плотнее, поэтому следов нет.

Опыт № 5. В баночки с водой опустить горсть сахара, соли и песка, перемешать. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, сахар и соль растворятся.

 Вывод: песок под воздействием воды не меняет своего состояния, а сахар и соль перешли в другое состояние.

Опыт № 6. Сделать влажные комочки песка. Рассмотрите их и запомните,  как они выглядят. Обратите внимание: внутри комочков есть «пустые места» - там находится воздух. А если сжать в руке комочек земли? Что с ним произошло? Почему уменьшился?

А получится нам сделать комочки из сахара и соли? Почему?

Вывод: при сжатии «пустых мест» между частицами стало меньше, они прижались друг к другу, воздух ушел, из сахара и соли невозможно сделать комочки.

Рисование песком «Песчаные художники». Возьмите в руки картонный конус, заткните маленькое отверстие внизу и наполните конус песком. Теперь держим за веревочки и раскачивая над бумагой рисуем свой рисунок.

Воспитатель: Ребята,  сегодня, «наш герой» – это песок, сахар и соль. А где можно его встретить, где его можно применить?( Варианты ответов детей).

Я предлагаю вам посмотреть на экран, который покажет где и как можно применить песок.

Презентация слайдов. На экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед,  для игр, песком можно рисовать. Сахар применяется в кулинарии, солью дорожники посыпают дороги в гололед, применяется также в медицине.

Подведение итога.

Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали? (Песок, сахар и соль.)

Что мы сегодня узнали о них? ( Состоят из мелких частичек , которые имеют разную форму, окраску, размер.)

                

Какими свойствами они  обладают? (Сыпучие, рыхлые, рассыпчатые, двигаются, сахар и соль изменяют свои свойства под воздействием воды)

Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла,  при тушении пожара, в гололед, для игр, песком можно рисовать).  А где применяется сахар? (В кулинарии). Где применяется соль? (Соль применяется в кулинарии, им посыпают дороги при гололеде, используют также в медицине).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сахар и Соль"

https://yadi.sk/i/ldvO2VpB3QvvXr...

Экспериментирование « Свойства сахара и соли»

Задачи:-знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость)-стимулировать к сравнению сахара с солью,- учить работать  с лупой,- совершенствовать речь...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "сахар и соль"

Цель: ознакомление детей со свойствами сахара и соли в сравнении.Задачи:1. Показать сходство соли и сахара по внешнему виду.2. Учить определять соль и сахар по вкусу в процессе экспериментирован...

"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.

Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...

Экспериментирование "Свойства сахара и соли"

Данное занятие - экспериментирование с помощью микроскопа помогут детям дошкольного возраста расширить знания об окружающем мире. У детей  будет развиваться внутренняя мотивация к познанию окружа...

Конспект занятия в средней группе - "Свойства сахара и соли"

В конспекте указаны свойства сахара и свойства соли....