Экспериментирование « Свойства сахара и соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Задачи:

-знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость)

-стимулировать к сравнению сахара с солью,

- учить работать  с лупой,

- совершенствовать речь,

-развивать познавательную инициативу, любознательность,

-формировать умения и навыки исследовательской деятельности,

-воспитывать усидчивость , бережное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_sahara_i_soli.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

                Экспериментирование  « Свойства сахара и соли»

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности , которые обнаруживаются как в знаниях, умениях , так и в динамике их приобретения. Исходя из этого , я поставила перед собой цель – научить ориентироваться в потоке информации.                                                                  

Задачи:

-знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость)

-стимулировать к сравнению сахара с солью,

- учить работать  с лупой,

- совершенствовать речь,

-развивать познавательную инициативу, любознательность,

-формировать умения и навыки исследовательской деятельности,

-воспитывать усидчивость , бережное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

Ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов, о технике безопасности при работе с лупой.

Словарная работа: кристаллы, стебли , сахарный тростник , корнеплод, растворяется, вещества, сыпучий, продукты питания, йодированная соль, ванильный сахар, труженики.

Оборудование:

 лупы, соль , сахар, контейнеры с водой, черные листы бумаги , контейнеры с разными видами соли, сахара, салфетки, подносы.

                                                                Ход занятия.

-Я вам сейчас загадаю загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

На поле родился , на заводе варился , на столе растворился . (сахар).

-О чем эта загадка?

-Как вы догадались?

-Кто из вас знает , в каких продуктах есть  сахар?  ( во фруктах, овощах, кондитерских изделиях).

-Из чего изготовляют сахар? ( ответы)р?

А сейчас мы сядем на ковер, и я вам расскажу историю  о том, как научились  изготавливать сахар?

Рассказ.

Впервые сахар стали изготовлять в далекой Индии очень давно из сахарного тростника, который растет в жарких странах.  Из стеблей выжимали сок и варили его до образования  кристаллов.

В результате получался коричневый сахар. Затем люди узнали, что сахар содержится в свекле.

Свеклу выращивают и в нашей области. С наступлением осени фермеры собирают урожай при

помощи машин.

Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? ( ответы)

Комбайн отделяет  вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Полученный  сироп варят и быстро крутят . из него образуются  сахарные кристаллики,

Их собирают в кучу – сахарный песок. Его насыпают в мешок и отправляют в магазины.

Пальчиковая гимнастика .

« Семья»    

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,  этот пальчик  – папа, этот пальчик  –  мама,

Это пальчик – я , вот и вся моя семья.  ( дети выполняют движения по тексту).

Чтение стихотворения А. Ивич « Про сахар»

- Что произошло с сахаром?

Работа в лаборатории.

Какие виды сахара вы знаете?  (сахарный песок, рафинад, сахарная пудра)

- На что похож сахар?(на соль)

-Как их можно различить?  Хотите узнать?

-Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками.

В лаборатории есть свои правила : нельзя шуметь и мешать друг другу,

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать , и будете делиться своим мнением.

Опыт №1

Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке  из каждого стаканчика  отдельно соль, затем песок  и насыпьте  на разные стороны листа.

Что вы заметили, когда мы выполняли это действие?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: сахар и соль – сыпучие вещества.

Опыт№2

- Что можно сказать о цвете? ( сахар с желтым оттенком, соль- белая).

Вывод:  сахар и соль разные по цвету.

( рассмотреть разновидности сахара по цвету. Тростниковый – светло – коричневый,

Пудра – белая, рафинад – белый, сахарный песок –  желтый.

Опыт№3

-как вы думаете , имеют ли сахар и соль запах? Но прежде всего я хочу предупредить: так как сахар и соль сыпучие вещества , нюхать  нужно осторожно. Почему?

( частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.)

-Чем  пахнет вещество желтого цвета? ( карамелью, ванилью).

- чем пахнет вещество белого цвета? ( ничем)

Вывод: сахар и соль – разные по запаху.

Опыт№4

- сахар и соль очень мелкие частицы, нам будет не легко их рассмотреть. Что  же нам поможет ?

( лупа)

-Почему вы так решили? ( она увеличивает предмет в несколько раз)

( дети рассматривают частицы и высказывают свое мнение)

Вывод: сахар и соль разные по форме.

( предлагаю рассмотреть разновидности сахара: рафинад – кубики, пудра – рассыпчатая.)

Опыт№5

- Что мы можем сказать о вкусе? ( соль- соленая, а сахар – сладкий)

Вывод: сахар и соль – разные по вкусу.

Дидактическая игра.

У детей карточки  с изображением  различных  продуктов. Дети находят и отмечают продукты , при изготовлении  которых использовался сахар.

- напомните мне какой бывает соль? ( морская, йодированная, пищевая)

-Где она  используется?

( в приготовлении пищи, в консервации, в медицине – полоскают горло, промывают раны, соль добавляют в раствор строители, посыпают дороги, добавляют при стирке белья для белезны белья.

- Какой бывает сахар?

- Где мы его используем?

- Как вы думаете, можно ли употреблять соль и сахар в больших дозах?

- Сегодня мы узнали : чтобы изготовить соль и сахар, применяется труд очень многих людей . поэтому  необходимо уважать их труд.

      Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?  Что вам больше всего понравилось?  

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группы тему:"Свойства сахара, соли и муки"

Тема: «Свойства сахара и соли»Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами.Задачи:1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством зна...

Экспериментирование "Свойства сахара и соли"

Данное занятие - экспериментирование с помощью микроскопа помогут детям дошкольного возраста расширить знания об окружающем мире. У детей  будет развиваться внутренняя мотивация к познанию окружа...

Конспект занятия в средней группе - "Свойства сахара и соли"

В конспекте указаны свойства сахара и свойства соли....

Свойство сахара и соли

Презентация к открытому занятию...