Экспериментирование « Свойства сахара и соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Задачи:
-знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость)
-стимулировать к сравнению сахара с солью,
- учить работать с лупой,
- совершенствовать речь,
-развивать познавательную инициативу, любознательность,
-формировать умения и навыки исследовательской деятельности,
-воспитывать усидчивость , бережное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_sahara_i_soli.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование « Свойства сахара и соли»
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности , которые обнаруживаются как в знаниях, умениях , так и в динамике их приобретения. Исходя из этого , я поставила перед собой цель – научить ориентироваться в потоке информации.
Задачи:
-знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость)
-стимулировать к сравнению сахара с солью,
- учить работать с лупой,
- совершенствовать речь,
-развивать познавательную инициативу, любознательность,
-формировать умения и навыки исследовательской деятельности,
-воспитывать усидчивость , бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
Ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов, о технике безопасности при работе с лупой.
Словарная работа: кристаллы, стебли , сахарный тростник , корнеплод, растворяется, вещества, сыпучий, продукты питания, йодированная соль, ванильный сахар, труженики.
Оборудование:
лупы, соль , сахар, контейнеры с водой, черные листы бумаги , контейнеры с разными видами соли, сахара, салфетки, подносы.
Ход занятия.
-Я вам сейчас загадаю загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
На поле родился , на заводе варился , на столе растворился . (сахар).
-О чем эта загадка?
-Как вы догадались?
-Кто из вас знает , в каких продуктах есть сахар? ( во фруктах, овощах, кондитерских изделиях).
-Из чего изготовляют сахар? ( ответы)р?
А сейчас мы сядем на ковер, и я вам расскажу историю о том, как научились изготавливать сахар?
Рассказ.
Впервые сахар стали изготовлять в далекой Индии очень давно из сахарного тростника, который растет в жарких странах. Из стеблей выжимали сок и варили его до образования кристаллов.
В результате получался коричневый сахар. Затем люди узнали, что сахар содержится в свекле.
Свеклу выращивают и в нашей области. С наступлением осени фермеры собирают урожай при
помощи машин.
Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? ( ответы)
Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Полученный сироп варят и быстро крутят . из него образуются сахарные кристаллики,
Их собирают в кучу – сахарный песок. Его насыпают в мешок и отправляют в магазины.
Пальчиковая гимнастика .
« Семья»
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама,
Это пальчик – я , вот и вся моя семья. ( дети выполняют движения по тексту).
Чтение стихотворения А. Ивич « Про сахар»
- Что произошло с сахаром?
Работа в лаборатории.
Какие виды сахара вы знаете? (сахарный песок, рафинад, сахарная пудра)
- На что похож сахар?(на соль)
-Как их можно различить? Хотите узнать?
-Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками.
В лаборатории есть свои правила : нельзя шуметь и мешать друг другу,
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать , и будете делиться своим мнением.
Опыт №1
Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке из каждого стаканчика отдельно соль, затем песок и насыпьте на разные стороны листа.
Что вы заметили, когда мы выполняли это действие?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: сахар и соль – сыпучие вещества.
Опыт№2
- Что можно сказать о цвете? ( сахар с желтым оттенком, соль- белая).
Вывод: сахар и соль разные по цвету.
( рассмотреть разновидности сахара по цвету. Тростниковый – светло – коричневый,
Пудра – белая, рафинад – белый, сахарный песок – желтый.
Опыт№3
-как вы думаете , имеют ли сахар и соль запах? Но прежде всего я хочу предупредить: так как сахар и соль сыпучие вещества , нюхать нужно осторожно. Почему?
( частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.)
-Чем пахнет вещество желтого цвета? ( карамелью, ванилью).
- чем пахнет вещество белого цвета? ( ничем)
Вывод: сахар и соль – разные по запаху.
Опыт№4
- сахар и соль очень мелкие частицы, нам будет не легко их рассмотреть. Что же нам поможет ?
( лупа)
-Почему вы так решили? ( она увеличивает предмет в несколько раз)
( дети рассматривают частицы и высказывают свое мнение)
Вывод: сахар и соль разные по форме.
( предлагаю рассмотреть разновидности сахара: рафинад – кубики, пудра – рассыпчатая.)
Опыт№5
- Что мы можем сказать о вкусе? ( соль- соленая, а сахар – сладкий)
Вывод: сахар и соль – разные по вкусу.
Дидактическая игра.
У детей карточки с изображением различных продуктов. Дети находят и отмечают продукты , при изготовлении которых использовался сахар.
- напомните мне какой бывает соль? ( морская, йодированная, пищевая)
-Где она используется?
( в приготовлении пищи, в консервации, в медицине – полоскают горло, промывают раны, соль добавляют в раствор строители, посыпают дороги, добавляют при стирке белья для белезны белья.
- Какой бывает сахар?
- Где мы его используем?
- Как вы думаете, можно ли употреблять соль и сахар в больших дозах?
- Сегодня мы узнали : чтобы изготовить соль и сахар, применяется труд очень многих людей . поэтому необходимо уважать их труд.
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Свойства песка, сахара и соли"
Мастер -класс....
конспект занятия в подготовительной группы тему:"Свойства сахара, соли и муки"
Тема: «Свойства сахара и соли»Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами.Задачи:1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством зна...
Экспериментирование "Свойства сахара и соли"
Данное занятие - экспериментирование с помощью микроскопа помогут детям дошкольного возраста расширить знания об окружающем мире. У детей будет развиваться внутренняя мотивация к познанию окружа...
Конспект занятия в средней группе - "Свойства сахара и соли"
В конспекте указаны свойства сахара и свойства соли....
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства сахара и соли» в средней группе
Расширить и углубить знания детей о свойствах сахара и соли....
Свойство сахара и соли
Презентация к открытому занятию...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Соль и ее свойства"
Цель: Познакомить со свойствами соли....