Главные вкладки

    конспект занятия в подготовительной группы тему:"Свойства сахара, соли и муки"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Тема: «Свойства сахара и соли»

    Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами.

    Задачи:

    1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара, муки и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

    2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

    3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

    ХОД:

    (1 слайд – музыка «Фиксики»)

    Собрались мы снова вместе,

    Чтобы было интересней!

    Много нового узнаем,

    Что ж, ребята, начинаем!

    Приглашаю вас  в лабораторию «Фиксиков» интересных исследований.

    -А кто из вас знает, что такое лаборатория? (где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты).

    -Правильно, вот и мы сегодня с вами будем выполнять различные задания, проводить опыты, делать выводы.

    -Первое  задание поделиться на 3 команды, в каждой команде равное количество детей.

    -Возьмите в руки мешочки.
    - Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.)
    - А чтобы узнать, что находится в мешочках я вам даю еще подсказку (проверьте себя)

    Дети складывают буквы.

    -Давайте прочитаем , какие же слова у нас получились. ( САХАР, МУКА, СОЛЬ)

    -Сегодня мы поговорим о сахаре , соли, и муке, о их значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с этими веществами.

    -Посмотрите на экран.

    -Что мы видим на слайде? ( 2слайд – тростник, свекла)

    -А что общего у них? ( тростник, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.)

    -Свекла, которая растете в огороде на грядках и из которой мы варим борщ? (нет из белой и сладкой свеклы)

    -А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар? ( во фруктах, овощах, кондитерских изделиях )

    -Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки? (корешки)

    - Молодцы! А кто расскажет о том, как же дальше изготавливают сахар? (свекла вырастает ее убирают специальные свеклоуборочные комбайны. Они очищают клубни от листьев и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют и режут на кусочки и варят в больших чанах и получается сладкая жидкость . Потом сладкую жидкость нагревают вода испаряется и остаются лишь кристаллы сахара, который мы видим у себя на столе).

     -Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, как называется это растение? ( сахарный тростник).

    А как из тростника делают сахар? ( сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Этот сок выпаривают, остаются кристаллы сахара так появляется тростниковый сахар).

    -А для чего нужен сахар человеку?

    -Смотрим следующий слайд (3 слайд соль-море-шахта соляная).

    -Что мы видим?

    -Что общего?

    -А как наша Оренбургская область связана с производством соли?

    -А как вы думаете где люди используют соль? ( Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей. Создают соляных шахт -  подземные лечебницы, санатории.  Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью).

    - Для кого ещё соль нужна в природе? ( соль нужна для животных, которой нет в траве и сене).

    - А кто знает как люди в древности добывали соль? ( сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре, золу использовали в пищу)

    -Но прошло много времени  и люди научились получать соль из какой воды? (морской )

    - А как это происходит? (выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины)

     - А еще где добывают соль? ( соль добывают в соляных шахтах).

    - Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? (Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. На месте гор был океан, со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем  она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины ).

     -Посмотрим следующий слайд. (4 слайд – колос- зерно- мука)

    -Что мы видим?       

    -Что объединят  эти картинки?            

    -А кто знает, откуда появляется мука? (сажают зерно специальными машинами – сеялками. Потом вырастают колоски. Колоски собирают машины – комбайны. Отвозят зерно на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Из  муки на хлебозаводе  пекут хлеб.

    -А какие зерновые культуры вы еще знаете? ( овес, ячмень, кукуруза, рожь, гречиха).

    -Из каких зерновых культур делают муку? (овсяная, ячменная, Кукурузная, ржаная, рисовая)

    -Посмотрите на слайд, хлеб испечен из пшеничной муки будет белым, воздушным; а хлеб из ржаной муки будет темнее и не такой высокий.

    -Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия.

    -Назовите  а какие вы еще знаете хлебобулочные изделия?

    -Чтобы хлеб пришел к нам на стол много людей разной профессией трудятся.

    -Назовите эти профессии? ( трактористы, комбайнеры, агрономы, мельники, пекари).

    - Мы сейчас с вами узнали как на столе появились сахар, мука, соль.

    -А , как же можно узнать больше о свойствах этих веществ?

    -Для  этого проведем с вами опыты в нашей лаборатории, надеваем халаты, колпачки как настоящие ученые (звучит музыка) слайд№5

    -Но прежде чем начнем наши исследования  вспомним  правила по безопасности при проведении опытов:

    1, не трогать руками глаза,

    2- соблюдать тишину

    3- не толкать соседа во время работы

    4- сначала посмотри, а потом повтори

    5- выполнил и положи на место

    Ученые свои исследования фиксируют и мы с вами тоже будем фиксировать свои наблюдения в таблице схемами.

    -Приступаем к нашим исследованиям

    Опыт №1:

    -Посмотрите какое  первое свойство мы будем исследовать? (сыпучесть)

    -Как вы думаете , что нужно сделать , чтобы определить это свойство?

    -Обратите внимание на 3 емкости , в которых находятся: соль, сахар, мука. Предлагаю ложечкой переместить вещество на поднос. Что вы делали?(пересыпали)

    -Какой вывод можно сделать из этого опыта? (все эти вещества сыпучие)

    -Значит, какие будут у нас  схемы? (одинаковые)

    Дети крепят схемы в таблицу.

    Опыт №2:

    -Как звучит у нас следующее свойство, которое мы будем исследовать?

    -Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом бокале. Понаблюдайте, что произошло. (вещества исчезли, они растворились)

    Вода растворяет соль, сахар, муку, а что можно сказать про цвет? (сахар, соль – цвет воды не изменился, а где мука вода стала мутная).

    -Схемы фиксируем в таблицу

    Опыт№3:

    -Следующее свойство, какое? (вкус)

     -Что мы можем сказать о вкусе? Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но мы с вами знаем, что в стаканчиках соль, сахар, мука. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Предлагаю попробовать воду, и определить вкус веществ. (соль- соленая, сахар-сладкий, мука- без вкус).

    -Вывод: соль, сахар имеют вкус, а мука не имеет вкуса)

    -Схему заносим в таблицу.

    Опыт№4:

    -Какое  следующее свойство мы будем исследовать? (запах)

    -Что нужно сделать для этого свойства?

    - Как вы думаете, имеют ли сахар соль мука запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? ( это сыпучие вещества и определяя запах их нельзя подносить близко к носу). (опасно нюхать можно обжечь дыхательные пути)

    Что можете сказать о запахе? (мука- запахом свежесмолотого зерна, соль- не имеет запаха, сахар – карамелью)

    -Какой вывод: все вещества разные по запаху

    -Схемы фиксируем в таблице

     

    -Что мы можем сказать о вкусе? Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но мы с вами знаем, что в стаканчиках соль, сахар, мука. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Предлагаю попробовать воду, и определить вкус веществ. (соль- соленая, сахар-сладкий, мука- без вкус).

    Опыт№5:

    -Читаем следующее свойство, какое? (цвет)

     -На разносах насыпаны вещества .

    - Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (сахар с желтоватым оттенком, соль- бело-серая, мука имеет кремовый оттенок).

    Вывод: все три вещества разные по цвету.

    -Заносим схемы в таблицы.

    ОПЫТ№6:

    -Как звучит следующее вещество? (форма)

    - Разровняйте на разносе вещества попробуйте что- нибудь нарисовать. Оказывается на муке, сахаре, соли можно рисовать.

    -  Когда вы рисовали, что почувствовали? ( мука- легкая, мягкая, пышная, воздушная)

    -А теперь предлагаю рассмотреть частички веществ (муку через лупу)

    -Что можете сказать про исследуемые вещества? (сахар- имеет форму кристаллов, соль- мелкие кристаллы, мука-не имеет формы)

    Опыт№7: - И последнее свойство которое будем исследовать?

    -Чтобы это проверить я возьму немного соли , муки, сахара и буду нагревать( сахар-растаял и стал жидким и коричневым цветом, а каким он стал сейчас? --Что с ним произошло (вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым)

    -Что вам напоминает твердый сахар?

    -Мука –изменила цвет , такую муку используют  в кулинарии

    -Соль- цвет не изменила.

    Вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым, мука – цвет изменила, соль- не изменилась.

    -Заносим наш последний результат в таблицу.

    -Обратите внимание на всю таблицу, какой можно сделать вывод? (каждое вещество имеет свое свойство, есть свойства похожие, а есть чем то отличаются)

    -По каким показателям отличается между собой соль, сахар, мука?

    -Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории ?

    -Что больше всего вам понравилось?

    -Что было полезно для вас узнать?

    -Чтобы вы хотели еще узнать?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx27.77 КБ
    Файл prezentatsiya2.pptx1.41 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Свойства сахара и соли»

    Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами.

    Задачи:

    1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара, муки и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

    2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

    3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

    ХОД:

    (1 слайд – музыка «Фиксики»)

    Собрались мы снова вместе,

    Чтобы было интересней!

    Много нового узнаем,

    Что ж, ребята, начинаем!

    Приглашаю вас  в лабораторию «Фиксиков» интересных исследований.

    -А кто из вас знает, что такое лаборатория? (где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты).

    -Правильно, вот и мы сегодня с вами будем выполнять различные задания, проводить опыты, делать выводы.

    -Первое  задание поделиться на 3 команды, в каждой команде равное количество детей.

    -Возьмите в руки мешочки.
    - Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (
    предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.) 
    - А чтобы узнать, что находится в мешочках я вам даю еще подсказку (
    проверьте себя)

    Дети складывают буквы.

    -Давайте прочитаем , какие же слова у нас получились. ( САХАР, МУКА, СОЛЬ)

    -Сегодня мы поговорим о сахаре , соли, и муке, о их значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с этими веществами.

    -Посмотрите на экран.

    -Что мы видим на слайде? ( 2слайд – тростник, свекла)

    -А что общего у них? ( тростник, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.)

    -Свекла, которая растете в огороде на грядках и из которой мы варим борщ? (нет из белой и сладкой свеклы)

    -А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар? ( во фруктах, овощах, кондитерских изделиях )

    -Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки? (корешки)

    - Молодцы! А кто расскажет о том, как же дальше изготавливают сахар? (свекла вырастает ее убирают специальные свеклоуборочные комбайны. Они очищают клубни от листьев и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют и режут на кусочки и варят в больших чанах и получается сладкая жидкость . Потом сладкую жидкость нагревают вода испаряется и остаются лишь кристаллы сахара, который мы видим у себя на столе).

     -Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, как называется это растение? ( сахарный тростник).

    А как из тростника делают сахар? ( сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Этот сок выпаривают, остаются кристаллы сахара так появляется тростниковый сахар).

    -А для чего нужен сахар человеку?

    -Смотрим следующий слайд (3 слайд соль-море-шахта соляная).

    -Что мы видим?

    -Что общего?

    -А как наша Оренбургская область связана с производством соли?

    -А как вы думаете где люди используют соль? ( Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей. Создают соляных шахт -  подземные лечебницы, санатории.  Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью).

    - Для кого ещё соль нужна в природе? ( соль нужна для животных, которой нет в траве и сене).

    - А кто знает как люди в древности добывали соль? ( сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре, золу использовали в пищу)

    -Но прошло много времени  и люди научились получать соль из какой воды? (морской )

    - А как это происходит? (выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины)

     - А еще где добывают соль? ( соль добывают в соляных шахтах).

    - Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? (Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. На месте гор был океан, со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем  она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины ).

     -Посмотрим следующий слайд. (4 слайд – колос- зерно- мука)

    -Что мы видим?       

    -Что объединят  эти картинки?            

    -А кто знает, откуда появляется мука? (сажают зерно специальными машинами – сеялками. Потом вырастают колоски. Колоски собирают машины – комбайны. Отвозят зерно на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Из  муки на хлебозаводе  пекут хлеб.

    -А какие зерновые культуры вы еще знаете? ( овес, ячмень, кукуруза, рожь, гречиха).

    -Из каких зерновых культур делают муку? (овсяная, ячменная, Кукурузная, ржаная, рисовая)

    -Посмотрите на слайд, хлеб испечен из пшеничной муки будет белым, воздушным; а хлеб из ржаной муки будет темнее и не такой высокий.

    -Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия.

    -Назовите  а какие вы еще знаете хлебобулочные изделия?

    -Чтобы хлеб пришел к нам на стол много людей разной профессией трудятся.

    -Назовите эти профессии? ( трактористы, комбайнеры, агрономы, мельники, пекари).

    - Мы сейчас с вами узнали как на столе появились сахар, мука, соль.

    -А , как же можно узнать больше о свойствах этих веществ?

    -Для  этого проведем с вами опыты в нашей лаборатории, надеваем халаты, колпачки как настоящие ученые (звучит музыка) слайд№5

    -Но прежде чем начнем наши исследования  вспомним  правила по безопасности при проведении опытов:

    1, не трогать руками глаза,

    2- соблюдать тишину

    3- не толкать соседа во время работы

    4- сначала посмотри, а потом повтори

    5- выполнил и положи на место

    Ученые свои исследования фиксируют и мы с вами тоже будем фиксировать свои наблюдения в таблице схемами.

    -Приступаем к нашим исследованиям

    Опыт №1: 

    -Посмотрите какое  первое свойство мы будем исследовать? (сыпучесть)

    -Как вы думаете , что нужно сделать , чтобы определить это свойство?

    -Обратите внимание на 3 емкости , в которых находятся: соль, сахар, мука. Предлагаю ложечкой переместить вещество на поднос. Что вы делали?(пересыпали)

    -Какой вывод можно сделать из этого опыта? (все эти вещества сыпучие)

    -Значит, какие будут у нас  схемы? (одинаковые)

    Дети крепят схемы в таблицу.

    Опыт №2:

    -Как звучит у нас следующее свойство, которое мы будем исследовать?

    -Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом бокале. Понаблюдайте, что произошло. (вещества исчезли, они растворились)

    Вода растворяет соль, сахар, муку, а что можно сказать про цвет? (сахар, соль – цвет воды не изменился, а где мука вода стала мутная).

    -Схемы фиксируем в таблицу

    Опыт№3:

    -Следующее свойство, какое? (вкус)

     -Что мы можем сказать о вкусе? Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но мы с вами знаем, что в стаканчиках соль, сахар, мука. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Предлагаю попробовать воду, и определить вкус веществ. (соль- соленая, сахар-сладкий, мука- без вкус).

    -Вывод: соль, сахар имеют вкус, а мука не имеет вкуса)

    -Схему заносим в таблицу.

    Опыт№4:

    -Какое  следующее свойство мы будем исследовать? (запах)

    -Что нужно сделать для этого свойства?

    - Как вы думаете, имеют ли сахар соль мука запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? ( это сыпучие вещества и определяя запах их нельзя подносить близко к носу). (опасно нюхать можно обжечь дыхательные пути)

    Что можете сказать о запахе? (мука- запахом свежесмолотого зерна, соль- не имеет запаха, сахар – карамелью)

    -Какой вывод: все вещества разные по запаху

    -Схемы фиксируем в таблице

    -Что мы можем сказать о вкусе? Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но мы с вами знаем, что в стаканчиках соль, сахар, мука. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Предлагаю попробовать воду, и определить вкус веществ. (соль- соленая, сахар-сладкий, мука- без вкус).

    Опыт№5:

    -Читаем следующее свойство, какое? (цвет)

     -На разносах насыпаны вещества .

    - Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (сахар с желтоватым оттенком, соль- бело-серая, мука имеет кремовый оттенок).

    Вывод: все три вещества разные по цвету.

    -Заносим схемы в таблицы.

    ОПЫТ№6:

    -Как звучит следующее вещество? (форма)

    - Разровняйте на разносе вещества попробуйте что- нибудь нарисовать. Оказывается на муке, сахаре, соли можно рисовать.

    -  Когда вы рисовали, что почувствовали? ( мука- легкая, мягкая, пышная, воздушная)

    -А теперь предлагаю рассмотреть частички веществ (муку через лупу)

    -Что можете сказать про исследуемые вещества? (сахар- имеет форму кристаллов, соль- мелкие кристаллы, мука-не имеет формы)

    Опыт№7: - И последнее свойство которое будем исследовать?

    -Чтобы это проверить я возьму немного соли , муки, сахара и буду нагревать( сахар-растаял и стал жидким и коричневым цветом, а каким он стал сейчас? --Что с ним произошло (вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым)

    -Что вам напоминает твердый сахар?

    -Мука –изменила цвет , такую муку используют  в кулинарии

    -Соль- цвет не изменила.

    Вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым, мука – цвет изменила, соль- не изменилась.

    -Заносим наш последний результат в таблицу.

    -Обратите внимание на всю таблицу, какой можно сделать вывод? (каждое вещество имеет свое свойство, есть свойства похожие, а есть чем то отличаются)

    -По каким показателям отличается между собой соль, сахар, мука?

    -Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории ?

    -Что больше всего вам понравилось?

    -Что было полезно для вас узнать?

    -Чтобы вы хотели еще узнать?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия в подготовительной группе. Тема "Как и для чего человек дышит"

    Ознакомление детей с дыхательной системой человека в процессе экспериментирования....

    Конспект НОД в подготовительной группе Тема "Все пожарные страны и отважны, и смелы"

    НОД ориентировано на детей подготовительной  группы, включает элементы физических и спортивных упражнений, соответствует ФГОС.Форма НОД: занятие, деятельностный подходФорма организации...

    Конспект итогового занятия в подготовительной группе Тема: «Свойства воды, льда и пара»

    Помочь детям выявить свойства твердых, жидких и газообразных тел, усвоить знания о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое....

    Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мои права и обязанности»

    Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений....