Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»
консультация по физкультуре на тему

Блинова Екатерина Петровна

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

ДО «КРЕПЫШ»

 

Консультация для педагогов

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»

Подготовила:  инструктор

по физической культуре

 Блинова Екатерина Петровна

Тула, 2017

План консультации:

  1. Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты.
  2. Используемые методические ресурсы.
  3. Картотека игр.
  4. Фотоотчет.

Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область физическое развитие включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми и эстафетами с правилами.»

Поэтому я решила обратить внимание на развитие двигательной активности детей через организацию подвижных игр и эстафет. Благодаря подвижной игре и эстафете мы можем решать поставленную задачу в ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра  и эстафеты являются средством для всестороннего развития ребенка.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей являются подвижные игры и эстафеты.

Именно в подвижных играх и эстафетах ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получая массу эмоций и переживаний. Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально – волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность, Двигательные навыки и умения в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладения более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Таким образом, подвижная игра и эстафета является – основной и наиболее интересной для ребенка формой работы с дошкольниками по физическому развитию. Подвижная игра и эстафеты всегда находят в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Им принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развитие двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

Литература:

  • Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». Москва, 2015
  • Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» ( для занятий с детьми  2 – 7 лет ). Москва, 2014

Интернет ресурсы:

  • http://www.maam.ru/detskijsad/-tehnologi-sohranenija-i-stimulirovanija-zdorovja-v-razviti-dvigatelnoi-aktivnosti-detei.html
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/02/16/podvizhnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti

«Сделай фигуру»

Цель: Формирование умений быстро действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие. Развитие воображения.

Содержание: Выбирается ведущий. Дети свободно передвигаются по площадке. На сигнал ведущего (удар в бубен или слово«Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим.

«Ласточка»

Цель: Развитие координации движений. Воспитание чувства равновесия статической позы, выполняемой на одной ноге.

 Содержание: Стоя на одной ноге. Тело прогнуто, голова приподнята, руки в стороны. Носок поднятой ноги оттянут. Время удержания можно увеличивать до 10-20 сек.

«Эстафета с мячами»

Цель: Обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

Содержание:Обращается внимание на правильность выполнения упражнений. Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу. По сигналу воспитателя«Вверх!» - дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч.

1 – 2 раза мяч передается над головой, затем дается команда«Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами).

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

«Горячая картошка»

Цель:Формирование умений передачи мяча по кругу. Развитие ловкости, внимания.

Содержание: Передавать мяч друг другу аккуратно в руки.

Дети встают в круг, руки за спиной. В кругу стоит ведущий. По сигналу воспитателя дети начинают передавать «картошку» (мяч) друг другу. В это время ведущий просит показать игроков руки. Если в руках ребенка оказался мяч, он встает в круг (становится ведущим) и игра начинается сначала.

«Мышеловка»

Цель: Развитие бега с ускорением. Формирование умений действовать быстро, развитие ловкости, внимания. 

Содержание: После того, как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих в кругу. Играющие делятся на неравные группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, идут по кругу, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех сейчас!»

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя«Хлоп!» стоящие в кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они встают в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, они меняются ролями и игра возобновляется.

«Охотники»

Цель: Развитие двигательных навыков дошкольников. Формирование умений метать в цель.

Содержание: Воспитатель  определяет, кто будет охотниками. Остальные детки будут лисичками и зайчиками. Охотники должны ловить зверей, а для этого вместо ружей у охотников будут мячи. Если охотник попадет в зверюшку – она поймана. Выиграет та команда, в которой будет меньше пойманных зверюшек. Воспитатель раздает мягкие мячики охотникам. По команде «Звери вышли погулять!», «лисички» и «зайчики» выбегают на середину площадки и бегают, прыгают. По команде воспитателя: «Охотники вышли на охоту! Берегитесь!»«охотники» пытаются попасть мячиками в «лисичек» и «зайчиков», те убегают, уворачиваются от них. Воспитатель следит за количеством попаданий. Детей, в которых попали мячиком, выводят из игры, усаживают на скамейку. В конце игры воспитатель объявляет – какая команда выиграла и какой «охотник» - самый меткий. Игру можно повторить. Воспитатели собирают мячики, следят за выполнением правил. После окончания игры дети с воспитателями садятся на скамейки.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

«Мы веселые ребята»

Цель: Развитие бега в различных направлениях, закрепление умений двигаться быстро, не наталкиваясь друг на друга, развитие ловкости. 

Содержание: Если ловишка никого не поймал, то после 2-3 перебежек выбирается новый ловишка. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно в середине между линиями, находится ловишка.Дети:«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!»

Дети бегут на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3-х перебежек производится подсчет пойманных, и выбирается новый ловишка.

«Пустое место»

Цель: Развитие бега на скорость. Формирование умений действовать согласно правилам игры, быть внимательным, ловким. 

Содержание: Дети, стоящие в кругу, не препятствуют передвижению бегущих. Играющие образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого – нибудь пятнает и продолжает бежать в ту же сторону, а запятнанный игрок бежит в противоположную сторону. Каждый старается скорее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим, и игра продолжается. Пятная игрока, ведущий обязан уступить тому дорогу, отходя на шаг от круга.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ

«Не задень мяч»

Цель: Развитие  ловкости и координации движений, действуя с двумя  предметами. Формирование умений контролировать силу движения рук.

Содержание: Трое или четверо ребят становятся вокруг мяча, лежащего на полу, и кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча. Коснувшийся выбывает из игры. Оставшийся последним – побеждает.

 «Перетягивание каната» 

Цель: Развитие силы, ловкости, выносливости, двигательных и способностей.

Содержание: Стараться удержаться на ногах. При падении одного из игроков игра останавливается. Две команды с равным числом игроков берутся за концы каната. На земле проводятся 3 линии на равном расстоянии между ними. На середину каната привязан бант, который совмещен со средней линией. По команде игроки стараются перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая бант на канате до своей линии.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

«Кто дольше» 

Цель: Развитие двигательных качеств: быстрота, ловкость, смелость, выносливость,  упорство, организованность.

Содержание: Дети прыгают до тех пор, пока не сделают ошибку. Прыжки через скакалку на месте, с продвижением вперед.

«Веселые эстафеты» 

Цель: Повышение двигательной деятельности детей. Развиватие выдержки и внимания в играх эстафетах, быстроты, ловкости, координации движений, ориентировки в пространстве.

Содержание: Отмечается качество выполнения упражнений и быстрота. Эстафеты с разными вариантами заданий:

- прыжки;

- бег;

- подлезание;

«Пятнашки»

Цель: Развитие бега врассыпную,  быстроты реакции. Формирование умений действовать согласно правилам. 

Содержание: Стараться сохранить положение полуприседа во время игры. Игроки располагаются в пределах площадки в положении полуприседа. Один из игроков («салка») ловит, а остальные убегают. Как «салка», так и убегающие должны перемещаться в положении полуприседа. Догнав кого-либо из игроков, «Салка» касается его рукой. Возможен вариант, когда водящий пятнает других игроков не рукой, а мячом. Тот, кто выпрямиться или выбежит за пределы площадки, становится «салкой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование двигательных умений и навыков в лепке"

Развитие творческих способностей ребенка - одна из важнейших задач при развитии личности ребенка. Но не все знают, как важны для малышей занятия лепкой....

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. потребность в двигательной активности является врожденной. Е.П. Ильин отмечает, что в каждом ребенке заложена неуемная по...

Совершенствование двигательных умений и навыков в процессе подвижной игры

Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие....

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через подвижные игры»

laquo;Развитие двигательной активности детей дошкольного возрастачерез подвижные игры»...