Доклад на тему: Подвижная игра – как средство физического и всестороннего развития ребёнка.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Огурцова Людмила Сабитовна

Предварительный просмотр:

                                         Доклад на тему:

Подвижная игра – как средство физического и всестороннего                                        развития ребёнка.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанных на движении и наличии правил

Актуальность

Дошкольный возраст является самым благотворным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом.

        Актуальность данной темы тесным образом связана с приоритетными задачами работы нашего учреждения в области физического развития.

В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

  • Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
  • Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
  • Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
  • Значение подвижных игр
  • - развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность;
  • - учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
  • - активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
  • - формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
  • - помогают овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе;
  • - пополняют словарный запас детей.

Классификация

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);

- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);

- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Методика проведения подвижных игр

Методика включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.

Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, мы замечаем и выделяем существенные факторы в развитии и поведении детей.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными.

Учитывая этот фактор, я усложняю условия проведения игры.

        

И в этой группе я распределяю роли среди детей.

Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям.

Когда мы проводим сюжетную игру, используем образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания.

Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому мы должны всё время направлять его развитие.

 Содержание подвижной игры

  •  сюжет (тема, идея)
  •  правила
  •  двигательные действия

Влияние подвижных игр на развитие ребенка

        Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. 

  • Подвижные игры
  • Физическое развитие
  • Умственное развитие
  • Нравственное развитие
  • Эстетическое  развитие

 Характеристика подвижных игр у детей среднего дошкольного возраста

  • Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко.
  • Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений.
  • Во многих играх есть роль ведущего.

 Планируемые результаты

Хотелось бы, чтобы дети, играя в подвижные игры приобрели следующие умения и навыки: совершенствование в беге, прыжках, метком и далеком метании, сообразительности, координации движений, гибкости.

Заключение 

Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.

Подвижная игра  – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В подборе игр я опираюсь на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает ДОУ.

В разучивании игры с детьми я целесообразно опираюсь на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.

При проведении подвижных игр  учитываю:

- возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

-направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

- сферу интересов и потребностей ребенка;

- постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в основу классификации подвижных игр положен признак преобладающего вида движений.

При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает мне планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков. 

Игры с бегом

Игры с прыжками

Игры с лазаньем

Игры с метанием и ловлей

Игры на ориентировку в пространстве

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Движение – залог здоровья!

                                      «Чтобы сделать ребенка умным и

рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым. Пусть он

работает, действует, бегает -

находится в постоянном движении»

Ж. Руссо

         Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного, физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

          Программой воспитания в детском саду выделено два основных компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная двигательная деятельность. Одним из трудных моментов организации жизни детей в детском саду является адаптационный период. И интересно то, что если ребенок много двигается, привыкание его значительно облегчается. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать. Поэтому в утренние часы мы  не должны  ограничивать их в движении, разучивая и проводя с ними хороводные и подвижные игры.

Малыши очень любят подвижные игры, используя при этом незначительное количество физкультурного оборудования. Для того чтобы разнообразить движения детей, как в спортзале так и в группах  имеется мелкое  физкультурное оборудование; мячи, обручи, дорожки здоровья, кегли и другие, что способствует оздоровлению детей.  

    Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
 


 Основной целью в моей работе является развитие двигательных способностей дошкольников через организацию двигательного режима, способствующего удовлетворению естественной потребности каждого ребёнка в движении.

Задачи: Понимая важность проблемы повышения двигательной активности детей, я выдвинула несколько решения задач:

-увеличить двигательную активность детей

-создать оптимальные условия для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта

-повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности

-воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают  врождённые  двигательные  задатки может быть достигнуто только при целенаправленном   организованном двигательном режиме в  детском саду.

Мною была разработана циклограмма двигательной активности детей, так как систематическое проведение  физкультурно–оздоровительных  мероприятий и рационально организованный двигательный режим позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

«Люди с самого рождения, жить не могут без движения»

 

Условия

В детском саду созданы все необходимые условия для укрепления здоровья детей. Имеется физкультурный зал со спортивным оборудованием, позволяющим реализовать потребность в движении.

И эти двигательные потребности я реализую в своей физкультурно-оздоровительной работе.

 Утренняя гимнастика
Направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма  

Физкультурные занятия

 Прогулки, подвижные игры

Кружки

Активный отдых детей (праздники, досуги, развлечения)

 Физкультурные занятия на свежем воздухе  позволяют не только повысить двигательную активность, но и закаливать детей, повышать выносливость при изменяющихся факторах внешней среды, сопротивляемость  организма к различным заболеваниям.

         Мальчики в своем двигательном поведении отличаются от девочек. Для них характерно более стремительное и активное движение. Все новое они испытывают на себе, на собственном опыте. Они всегда стремятся туда, где есть риск, опасность. Двигательное поведение девочек более осмотрительное и осторожное.

 

Основные двигательные действия

Ходьба – это прекрасное средство физического воспитания, обеспечивающее влияние на все группы мышц и системы органов и доступно абсолютно всем.

Длительные прогулки – по 3-4 часа – должны совершаться в любое время года, в любую погоду, в удобном для ребёнка темпе.  

Бег – как и ходьба, относится к естественным видам двигательной деятельности. Бег заставляет функционировать в усиленном режиме, не только мышечную, но и все другие системы организма, особенно сердечно - сосудистую и дыхательную.

Прыжки – так же как и бег, одно из любимейших занятий детей. Поэтому они с удовольствием будут выполнять предлагаемые упражнения. Виды прыжков очень многочисленны: прыжки на месте и с продвижением, на двух ногах и на одной, с высоты и через препятствия, в длину и высоту, через скакалку и обруч и т. д.

Метание вместе сбегом составляют самые древние, самые естественные и самые распространённые упражнения, которые помогают правильному развитию организма и развивают глазомер.  

       Ну и конечно же все физкультурно-оздоровительные занятия должны быть обеспечены безопасностью движений. А для этого существуют Правила безопасности на занятиях по физкультуре в ДОУ.

а) все оборудование: гимнастическая стенка, лесенки должны быть надёжно закреплены, всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учётом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди;

в) запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5 кг. (Для ребёнка старшего дошкольного возраста).

Организация занятий

а) обучая детей различным навыкам, приёмам выполнения движений, воспитатель (инструктор по физической культуре) должен обеспечить правильный показ движения;

б) при организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры;

в) не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала;

г) при проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети;

д) при выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) нужно следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми;

е)  необходимо  осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанкой детей во время занятия;

ж) при организации занятия мы   следим за состоянием детей, не допускаем их переутомления. В случае появления внешних признаков

 Вывод:     Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося  детского организма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников"

вт консультации раскрывается сущность подвижной игры, ее особенности, значение для развития дошкольников...

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной деятельности. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязан...

Консультация "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития детей"

Влияние подвижных игр на физическое и всестороннее развитие детей. Организация и проведение подвижных игр....

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников.

В презентации представлен  теоретический материал о подвижных играх,а также наглядный фотоотчёт о проведенных  тех или иных  видах подвижных игр  с детьми на прогулке, в спортивном...

Консультация для педагогов «Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников»

laquo;В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок должен играть. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь»...

Сообщение: « Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников в контексте ФГОС»

Согласно ФГОС ДО   одной из важнейшей задачей ДОУ  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Образователь...