методическая разработка "начинающий лыжник"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

методическая разработка основана по образовательной программы " от рождения до школы" по Восильевой.Физическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachinayushchiy_lyzhnik.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Колосок»

 

 

                                               Принята на педагогическом совете

                                              Протокол №______от____________

                                                                          Утверждаю:           Евсеева Т.В. (заведующая ДОУ)

Методическая разработка

«Начинающий лыжник»

 

реализующая раздел «Физическая культура»  

 Спортивные упражнения

Воспитатель  МБДОУ

№11 «Колосок» Офрова М.В.

г. Семенов

2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Актуальность проблемы…………………………………………………….4

Раздел 2Теоретическая часть…………………………………………………………..6 

       2.1.  Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника ……………………7  

        2.2.  Оздоровительное значение лыжной подготовки……………………………..8

Раздел 3.Практическая часть…………………………………………………………10

3.1. Цели и задачи…………………………………………………………………………

3.2. Основные направления      работы………………………………………………………………………………..

3.3 Уровень достижения результатов дошкольников обучающихся по Олимпийскому образованию «Начинающий лыжник»

3.4 Критерий достижения дошкольников……………………………………………

 

Раздел 4. Содержание лыжной подготовки………………………………………..13 

   4.1 Объем  программы……………………………………………………………….

   4.2  Тематический план старшая группа……………………………………………              

Раздел 5.

Заключение……………………………………………………………………………16

 

Введение

      Одной из проблем которой посвящена моя методическая разработка : это подготовка детского организма к  лыжному спорту через  изучение олимпийского образования.

В процессе подготовки раскрываются вопросы; развитие физических качеств такие как ; скоростных, силовых, гибкости, выносливости. и координации.

      Несомненный интерес у дошкольников вызывают история возникновения Олимпийских игр, символика, традиции, персоналии; участие в играх по модели крупнейших международных комплексно-спортивных мероприятий воспитывает любовь к физической культуре и спорту, потребность в самосовершенствовании, целеустремленность, приобщает к культуре человечества.

      Методическая разработка  предоставляет большие возможности для проявления творческой инициативы детей, родителей, воспитателей, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей через физическую культуру и спорт.

Раздел 1

Актуальность

     Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым звеном в непрерывной системе образования, что определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы олимпийского образования. Анализ примерных основных общеобразовательных программ показал отсутствие предпосылок олимпийского образования детей дошкольного возраста, хотя данный аспект работы становится все более актуальным в свете спортивных событий мирового значения, происходящих в последние годы в России. Обозначенная проблема определила необходимость методической разработки для детей старшего дошкольного возраста с содержанием, «начинающий лыжник» построенном на основе олимпийских игр, олимпийском движении и олимпизме.

     Данное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения призвано повысить эффективность достижения целей ряда образовательных областей, обозначенных в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: в части физического развития олимпийское образование детей способствует формированию у них заинтересованного, личностно-значимого отношения к занятиям физической культурой и становлению основ культуры здоровья; в части социально-личностного развития олимпийское образование способствует включению детей в систему социальных отношений; познавательно-речевое развитие происходит за счет активизации познавательных интересов детей и овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

      Основой олимпийского образования детей дошкольного возраста становятся целевые ориентиры концепции государственно-общественной системы олимпийского образования, которые заключаются в формировании у подрастающего поколения не только ценностей олимпизма, олимпийских игр, олимпийского движения, но и общечеловеческих идеалов; в формировании у детей потребности в справедливости и честности; в активизации стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей, особенно необходимых в сложных, с точки зрения духовно-нравственных и социокультурных ценностей, современных условиях идеологического вакуума, прагматизма, безразличия.

     

     Проработка проблемы приобщения дошкольников к физической культуре и спорту, включая олимпийское движение, обусловлена потребностью детей дошкольного возраста в двигательной активности, в здоровом образе жизни, в познании своего организма и его возможностей.

     Организованная двигательная активность оказывает влияние на приобретение детьми двигательного опыта в соответствии с возрастными возможностями, опыта общения с окружающими людьми, способствует реализации своих интересов, потребностей, способностей. В процессе занятий физической культурой и спортом в рамках включения дошкольников в олимпийское движение у них формируются представления о здоровом образе жизни и способах его ведения, о собственном теле и возможностях человеческого организма, формируется чувство патриотизма и гордости за малую и большую родину.

Раздел 2.Теоретическая часть

2.1.Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника

      Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

      Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Так, Т. И. Осокина (1966), в своих исследованиях указывает что, длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков в других видах движений. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых широких границах как по характеру воздействия, так по объему и интенсивности. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для детей дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений и их большое оздоровительное воздействие.              

     Передвижение на лыжах относится к так называемым циклическим упражнениям; т.е. таким, для которых характерна многократная повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности. Например, при попеременном двушажном ходе на лыжах циклом движений является двойной шаг, во время которого происходит динамическая мышечная работа, связанная с постоянными чередованиями напряжения и расслабления мышц. Такой режим мышечной деятельности наиболее благоприятен для детского организма, создает хорошие условия для его работы и отдыха. Движения во время ходьбы на лыжах характеризуются большими амплитудами, простотой и динамичностью, поэтому они благоприятны для всестороннего развития мышечной системы ребенка.

     Лыжные занятия способствуют формированию правильной осанки и всестороннему развитию мышечной системы детей, положительно воздействуют и на укрепление и нормальное развитие позвоночника. Как правило, в дошкольном

возрасте нарушения осанки (сутулость, опущенный и выпяченный живот, асимметрия плеч и т. п.) не носят еще стойкого характера, они легко поддаются исправлению. Поэтому период дошкольного детства благоприятен для предупреждения дефектов осанки.

2.2.Оздоровительное значение лыжной подготовки

     Влияние занятий лыжами на организм исключительно разностороннее. Одно пребывание на чистом морозном воздухе уже само по себе дает неистощимый запас свежести и бодрости. Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют повышению обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную систему. Закалка организма -- лучшее лекарство против гриппа, ангины и прочих болезней. И с этой точки зрения лыжи -- добрые спутники здоровья (В. Я. Дронов, 2005).

     Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм. Передвижение на лыжах доступно в любые годы - с самых малых лет и до пожилого возраста. Ходьба и бег на лыжах вовлекают в работу различные группы мышц, оказывают положительное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма. Все это обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие. Вместе с тем столь разнообразные условия передвижения на лыжах обусловливают всестороннее физическое развитие и в первую очередь воспитание важнейших физических качеств - выносливости, силы, ловкости и др.

Работоспособность ребенка дошкольного возраста в значительной степени определяется функциональным состоянием сердечно - сосудистой и дыхательной систем. При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребенка, помнить, что хорошая ее работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.

     При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детей. В исследованиях, проведенных Е. Г. Леви-Гориневской, было отмечено улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания у детей дошкольного возраста, в течение четырех зимних месяцев, регулярно катавшихся на лыжах.

     Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, и дети дышат холодным, чистым и достаточно увлажненным воздухом, что оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной системы. Так в процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развивается дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

   

  Простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

- нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

- запрещено использовать снег для утоления жажды;

- недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

     Катание на лыжах помогает укреплять центральную нервную систему. Этому виду спорта свойственно обилие впечатлений от окружающей обстановки и от разнообразия самих движений. Это вызывает огромный поток раздражений, поступающих в центральную нервную систему от всех органов чувств.

Раздел 3. Практическая часть.

3.1 Цели и задачи  

 Цель – подготовка детского организма к  лыжному спорту через  изучение олимпийского образования.

  Задачи:

  • Познакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения.
  • Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
  •  Совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом.

3.2  Основные направления  работы

1) формирование знаний;

2) формирование практических навыков и умений.

Первое направление информационное – предусматривает знакомство с Олимпийскими играми, историей олимпийского движения через НООД. так-же через кружок « юный олимпиец»

 Второе направление начинающего лыжника  дошкольного возраста – их непосредственное включение в занятия олимпийскими видами спорта: такие как катание на лыжах, биатлон.

                           3.4   Критерии достижения дошкольников

  • перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;
  • стоя на двух лыжах, опуститься в полу присед и затем подняться;
  • - поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;
  • поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;
  • поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;
  • прыжки на месте с ноги на ногу;
  • прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;
  • небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;
  • стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);
  • небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;
  • поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;
  • поочередные махи носками лыж вправо и влево;
  • поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;
  • поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;
  • поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте

 

3.5. Рекомендуемое количество часов на освоение разработки:

Методическая разработка предполагает проведение одного  НОД в две недели и используется в разделе программы «От рождения до школы» - Познание, 2 раза в неделю – кружок «начинающий лыжник». Общее количество  НООД – Познание   в год – 44. Кружковая работа - Общая длительность   составляет 20 -25 минут для старших групп .

Раздел 4.  СОДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

                                                 4.1  Объем  программы

                                       Старшая группа

Объём часов  

 Максимальная  нагрузка за год

11,6


4.2.тематический план старшая группа

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

К-во

НОД

Уровень освоения

1

2

3

4

5

 1 этап

Познакомить с видом спорта . подготовка организма к нагрузкам через ноод. Подготовить определенную группу мышц для катания на лыжах. развивать интерес к соревновательным моментам.

   

   

 2

5

1

II этап

 Углубленное разучивание  – уделяется внимание технике выполнения упражнения.

 

  

        4.2        

10

2

III  этап

Закрепление навыка выполнения упражнений на лыжах и совершенствование техники выполнения.

 

   

 5.4

13

3

 

                 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный  (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный  (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Раздел 5

Заключение

физкультурные занятия как основная форма организации обучения физическим упражнениям. В ходе работы было выяснено, что ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие детей, закаливания организма, развитие быстроты, выносливости, координации. Ходьба на лыжах способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю Физ. ориентировку в пространстве и времени. Длительное ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно- сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания. Ходьба на лыжах вызывает активное действие крупных мышечных групп. Размашистая амплитуда движений, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой системы и нервной систем, также лыжная подготовка обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Занятие по лыжной подготовке положительно влияет на формирование свода стопы, и оказывают влияние на формирование осанки. Благодаря регулярным занятиям у детей уменьшаются простудные заболевания. Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности. Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для детей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

И в заключении хотелось бы отметить, что данная  методическая разработка    дала мне многое:

1) расширены творческие способности по разработке Учебно-методических комплексов по лыжной подготовке для детей среднего дошкольного возраста

Надеюсь, что разработанные учебно-методические комплексы по лыжной подготовке, будут помогать в дальнейшей педагогической деятельности воспитателя с детьми по формированию у детей навыков ходьбы на лыжах (скользящим, ступающим шагом и спусков с пологих склонов). Большое значение имеет изученная по данной теме литература, она дала возможность более глубоко разобраться в таких вопросах как: физкультурные занятия как основная форма организации обучения физическим упражнениям, особенности развития лыж и лыжного спорта. Ведь воспитатель играет главную роль в воспитании морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах «Юные лыжники»

В занятии идет обучение детей ходьбе на лыжах (скользящий шаг, спуски со склонов, развитие скорости)...

НОД по художественно-эстетическому развитию "Лыжники" (Предшкола нового поколения)

Это конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.http://letitbit.net/download/60162.6f4df801a623e1fe7d80074ac8c1/Конспект_непосредственно_образовательн...

конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник".

конспект занятия по рисованию в средней группе "Олимпийский мишка - лыжник"....

Конспект "Олимпийский Мишка - лыжник" в средней группе 2014

Художественно-эстетическое направлениеОбразовательная область: «Художественное творчество» (Лепка) Цель: учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином.Программные задачи...

Советы начинающим лыжникам и конькобежцам

Кратко - самые важные моменты и основные советы родителям по выбору и приобретению лыжного снаряжения, коньков для катания и сопутствующих товаров для дошкольников....

Методическая разработка "Встреча с интересным человеком -спортсменом-лыжником во время прогулки"

Воспитание детей, формирование личности ребенка является основной обязанностью родителей, что закреплено нормативными документами международного права и Российской Федерации. Семья влияет на ребенка, ...

Методическая разработка "Рисование для старших дошкольников по теме: «Лыжник, лыжница»

Рисование для старших дошкольников по теме: «Лыжник, лыжница»Цель занятия: совершенствовать навыки и умения детей рисовать человека в движении.  Задачи занятия: воспитательн...